Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Расчет показателей деловой активности
Показатель
| Расчет показателя
| Оборачиваемость активов (раз)
| Выручка (нетто) от реализации / Средняя за период стоимость активов
| Оборачиваемость запасов (раз)
| Себестоимость реализованной продукции / Средняя за период стоимость запасов
| Фондоотдача
| Выручка (нетто) от реализации / Средняя остаточная стоимость основных средств
| Оборачиваемость дебиторской задолженности (раз)
| Выручка (нетто) от реализации / Средняя за период сумма дебиторской задолженности
| Время обращения дебиторской задолженности (дни)
| Количество дней в году / Оборачиваемость дебиторской задолженности
| Средний возраст запасов
| Количество дней в году / Оборачиваемость запасов
| Операционный цикл (дни)
| Время обращения дебиторской задолженности + Средний возраст запасов
| Оборачиваемость готовой продукции
| Выручка (нетто) от реализации / Средняя за период стоимость готовой продукции
| Оборачиваемость оборотного капитала
| Выручка (нетто) от реализации / Средняя за период стоимость оборотных активов
| Оборачиваемость собственного капитала
| Выручка (нетто) от реализации / Средняя за период сумма собственного капитала
| Оборачиваемость общей задолженности
| Выручка (нетто) от реализации / Средняя за период величина привлеченного заемного капитала
| Оборачиваемость привлеченного финансового капитала
| Выручка (нетто) от реализации / Средняя за период величина задолженности по кредитам
|
По уровню рентабельности можно оценить благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль для дальнейших инвестиций.
Источником для расчета коэффициентов рентабельности служат бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5).
Оценка рентабельности предприятия может производиться с помощью показателей, которые представлены в таблице 10.
Таблица 10
Характеристика показателей рентабельности[33]
Показатель
| Формула расчета
| Характеристика
| Рентабельность продукции (Рпр)
| Рпр = (Пп / Сп) ∙ 100%,
| Пп – прибыль от продаж продукции, работ, услуг, руб.
Сп – полная себестоимость реализованной продукции, руб.
В – выручка от продажи продукции, работ, услуг.
Пч – чистая прибыль.
Кс – средняя величина собственного капитала.
Кик – средняя величина инвестиционного капитала, которая равна сумме средней за период величине собственного капитала и средней за период величине долгосрочных кредитов и займов.
Аср - средняя величина активов, руб.
Бср – средний за период итог баланса-нетто.
АО – средняя величина оборотных активов, руб.
АВср – средняя за период величина основных средств и прочих внеоборотных активов.
| Рентабельность продаж (оборота) (Рп)
| Рп = Пп / В ∙ 100%
| Рентабельность продаж (по чистой прибыли) (Рпч)
| Рп = Пч / В ∙ 100%
| Рентабельность собственного капитала (Рск)
| Рск = (Пч / Кс) ∙ 100%
| Рентабельность инвестиционного (перманентного) капитала (Ри)
| Ри = Пч / Кик ∙ 100%
| Рентабельность всего капитала предприятия (Рок)
| Рок = Пп / Бср ∙ 100%
| Рентабельность оборотных активов (Роб)
| Роб = (Па / АОср) ∙ 100%
| Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов (Рв)
| Рв = Пп / АВср
| Рентабельность авансированного капитала (Рак)
| Рак = (Пч / А)*100%
|
На изменение уровня рентабельности реализуемых видов продукции, работ, услуг оказывают влияние следующие факторы: изменение структуры и ассортимента продукции приводит к увеличению рентабельности реализованной продукции; изменение себестоимости; изменение уровня цен.
Затем необходимо провести факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Анализ рентабельности выпуска отдельных видов продукции осуществляется на основе данных плановых и отчетных калькуляций. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции. [34]
Суть факторного анализа в выявлении: на сколько каждый из следующих факторов повлиял на изменение прибыли в рублях: выручка от продаж; цена; себестоимость; коммерческие и управленческие расходы; как в общем повлияли все эти факторы на прибыль от продаж.[35] Такой анализ осуществляется в несколько этапов (табл.11).
Таблица 11
Алгоритм факторного анализа прибыли
Этап анализа
| Формула
| Расшифровка
| Расчет влияния фактора «выручка от продаж»
| Всоп. отч.=В отч. /I ц
Δ Вц=Вотч.–Всоп.отч.
Δ Ппз=(Вотч-Вбал)-Δ Вц)/100*Pпбаз
Pп =Пп/Выруч.
| Всоп. отч - выручка отчетного периода в сопоставимых ценах (ценах прошлого года);
В отч - выручка отчетного периода, приведенная в Форме №2 в ценах отчетного периода;
I ц- индекс цен (индекс инфляции);
Δ Вц – изменение выручки от продаж за счет цены (инфляции)
Рп– рентабельность от продаж
У с0 и У сб–удельный вес себестоимости выручки в отчетном и базисном годах,
Ууро и У ур- соответственно уровни управленческих расходов в отчетном и базисном периодах
| Расчет влияния фактора «себестоимость реализации»
| Δ Ппс=Вотч.* (Ус0 - У сб )/100
| Расчет влияния фактора «цена»
| Δ П пц = Δ Вц *P п базис /100
| Расчет фактора «коммерческие расходы»
| Δ П кр=В отч*(Укр отч. Укр. баз.)/100
| Расчет фактора «управленческие расходы»
| Δ Пупр.=Вотч.*(Ууро-Уурб)/100
|
Расмотренные методы финансового анализа раскрываются через совокупность технических приемов, которые используются для проведения аналитических исследований.
Приемы анализа могут классифицироваться по определенным группам (рис.4).[36] При проведении финансового анализа на разных стадиях применяются разыне приемы в той или иной комбинации. Приемы анализа непрерывно совершенствуются. Те которые были заимствованы с математики, математической статистики и бухгалтерского учета развиваются в пределах этих наук.
В России на сегодняшний день существует проблема открытости, публичности и доступности финансовой информации. Нормативные значения, принятые в развитых рыночных экономиках, в нашей стране не всегда приемлемы в силу ряда особенностей российской экономики и предпринимательства.

Рис. 4. Классификация методических приемов финансового анализа[37]
Расчет собственных нормативов путем статистической апробации долгое время был затруднен, поскольку ситуация менялась быстрее, чем избранные нормы успевали пройти проверку и корректировку.
В заключение хотелось бы отметить, что массовое применение анализа финансового состояния возможно лишь тогда, когда он будет достаточно прост для использования в управлении, не потребует специализированных знаний, будет содержать ясные и понятные выводы, базироваться на доступных источниках информации и обеспечивать оптимальное сочетание качества результатов и затрат на его проведение.
|