Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мальтус ничем не обосновывал этого выдвинутого им утверждения, он исходил из чистых предположений, не подтвержденных никаким фактическим материалом.
Населения становится больше, чем питания – следует голод, болезни и в результате население сокращается, а потом опять становится больше питания – растет население и следующий цикл. Этот замкнутый круг получил название - «мальтузианская ловушка». Его известное изречение: «Они становятся чужими на этом празднике жизни и сама природа призывает их удавиться». Такая позиция предполагает ограничение рождаемости – путем пропаганды, а от принудительной стерилизации отказались, т.к. люди будут плохо работать и некого будет нанимать. Именно ВТОРАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ позволила выйти из «мальтузианской ловушки» - это развитие удобрений и сельскохозяйственных машин. Человечество может поддерживать себя только за счет использования новых технологий в сельском хозяйстве. Классики экономической теории, которые основали классическую школу: 1. Смит Ада́ м (1723-1790) — шотландский экономист, философ, один из основоположников современной экономической теории., 2. Рика́ рдо Дави́ д (1772-1823) — английский экономист, классик политической экономии, последователь и одновременно оппонент Адама Смита, выявил закономерную в условиях свободной конкуренции тенденцию нормы прибыли к понижению, разработал законченную теорию о формах земельной ренты. Развил идеи Адама Смита о том, что стоимость товаров определяется количеством труда, необходимого для их производства, и разработал теорию распределения, объясняющую, как эта стоимость распределяется между различными классами общества. 3. Сей Жан-Батист (1767-1832) —французский экономист, представитель классической школы политэкономии. Дед Леона Сэя, также французского экономиста. Ключевые идеи классической школы: 1. «Невидимая рука рынка» (А.Смит) – рыночная экономика саморегулируемая система. Каждый человек, преследуя свои личные интересы удовлетворяет потребности всего общества. Конкуренция есть в рыночной экономике, т.е. каждый стремится сделать качественно и дешево и снабдить такими товарами потребителя. Не может быть длительного дефицита товаров – как только где-то товар пропадает цена на него растет, а поскольку цена высокая, то именно в эту область устремляются торговцы/производители – и дефицит исчезает, а цена падает. Смит, когда говорил о «благе» - это не значит, что каждый человек будет счастлив. Речь идет о суммарном «благе» общества. Бентам Иеремия (1748-1832) - английский социолог, юрист и философ, основатель утилитаризма - учения, по которому принципом нравственности является наибольшая польза возможно большего числа людей. Бентам защищал/восхвалял капиталистическое общество, поскольку он объявлял удовлетворение частного интереса («принцип эгоизма») средством обеспечения «наибольшего счастья для наибольшего числа людей» («принцип альтруизма»). Критиковал теорию естественного права и был близок к Мальтусу (Мальтузианство). 2. Закон Сея - предложение рождает свой спрос (у неоклассиков все наоборот). В экономике происходит кругооборот денег. В результате, сколько бы производители/фирмы не производили, всё будет куплено. НО… Мальтус сказал, что домашние хозяйства не все деньги принесут фирме обратно, а часть отложат на сбережения: в банках и на фондовых рынках, а из банков в виде инвестиций деньги поступят опять в фирмы и кругооборот снова замкнется. 3. Количественная теория денег - увеличение объема денежной массы не может привести и к росту объема производства. Если государство будет увеличивать денежную массу, то это приведет только к росту инфляции (чрезмерное увеличение количества обращающихся в стране бумажных денег, вызывающее их обесценение). Отдельные положения этой теории сформулированы Дж. Локком (1632-1704). В более разработанном виде она изложена Дж. Вандерлинтом, Ш. Монтескье (1689-1755) и Д. Юмом (1711 — 1776). Сторонником количественной теории был и Д. Рикардо. Объем производства зависит от уровня развития технологий и, если их уровень не позволяет увеличить объем производства, то сколько бы денег не было –роста экономики не будет. 4. Трудовая теория стоимости – в ней первично опять предложение. Стоимость товара определяется количеством труда, необходимым для его производства. Чем больше вложено труда, тем больше стоимость товара. Трудовая теория стоимости - экономическая теория, в соответствии с которой товары обмениваются между собой в таких количествах, чтобы обеспечить равенство затрат труда (количества рабочего времени), общественно необходимого для их производства в данных социально-экономических условиях. Различные варианты ТТС выдвигались основателями классической политической экономии, такими как Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Наибольшее развитие эта теория получила в трудах Карла Маркса. Сейчас она обычно ассоциируется именно с марксизмом. Вывод: чем меньше государство смешивается в рыночную экономику, тем лучше. Государство не может улучшить положение – может сделать только хуже, т.е. вызвать инфляцию.
|