Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Успехи и неудачи кейнсианства ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Кейнсиансы приписывают все успехи себе. Экономика США растет, большая часть мирового запаса золота в США. В июле 1944 года Бреттон-Вудская конференция, или официально — Валютно-финансовая конференция Объединённых Наций — международная конференция, состоявшаяся в США, штат Нью-Хемпшир, Бреттон-Вудс, отель «Маунт Вашингтон». Целью конференции было урегулирование международных валютных и финансовых отношений по окончании Второй мировой войны. Официально эта конференция установила новую валютную систему, доллар стал резервной валютой, т.е. валютой, в которой государства хранят свои резервы и производят расчеты. Курс доллара привязывается к золоту, а курсы остальных валют к золоту и доллару. По Бреттон-Вудсткой системе правительство США может напечатать столько долларов, сколько есть всего золота, а правительства других стран могут напечатать столько денег, сколько у них есть своего золота (по факту сколько у них долларов). Кейнс и Уайт (министры финансов США) играли большую роль на этой конференции. СССР тоже подписал Бреттон-Вудские соглашения и попросил большой займ, но нам отказали и мы не ратифицировали эти соглашения, после чего США объявило нам «холодную» войну. Война поддержала кейнсианскую теорию, т.к. увеличила правительственные расходы. При Джоне Кеннеди (20.01.1961 – 22.11.1963 убит) был применен другой рычаг бюджетно-налоговой политики, а именно снижение налогов (в кейнсианстве менее эффективно, чем рост правительственных расходов). Но вскоре кейнсиансы столкнулись с непредвиденными трудностями – после убийства Кеннеди президент Линдон Джонсон (22.11.1963 – 20.01.1969) - по одной из версий он мог сам организовать убийство, это был простой, грубый мужчина, который вырос в нищете и окончил только педагогический колледж. Линдон выдвинул программу «великого общества» (т.к. сам был бедным), по которой надо платить пособия по бедности. При этом резко увеличил правительственные расходы и одновременно США наращивает свое присутствие во Вьетнаме (до 500 тыс. человек). Его политика приводит к тяжелым экономическим и политическим проблемам. Хотя и США успешно воевали во Вьетнаме, народ потребовал срочно прекратить войну. Парадокс, но выигранная военная кампания привела к демонстрациям против ее продолжения. Увеличенные правительственны е расходы в связи с войной привели к инфляции «Джонсона» - инфляция, вызванная высоким спросо м. Слишком много денег стало «охотиться» за слишком малым количеством товара – значит, уровень цен растет, растет и ВВП. Следующий президент Никсон Ричард (20.01.1969 – 09.08.1974 ушел в отставку) предложил ограничить цены и заработную плату. Такие меры никому не понравились (ни рабочим, ни предпринимателям). Но этим методом удалось ограничить инфляцию спроса, но при этом возникла еще худшая инфляция, обусловленная шоками предложения. В 70-е годы происходит резкий скачок цен на нефть. Стоимость нефти входит в себестоимость практически всех товаров/услуг в экономике – следовательно растет себестоимость всех товаров/услуг и происходит сдвиг прямой совокупного предложения, но кривая спроса остается на прежнем уровне. Происходит рост цен и снижение ВВП – мы получаем стагфляцию – одновременное инфляция и рецессия. Стагфляция (от стагнация + инфляция) — ситуация, в которой экономический спад и депрессивное состояние экономики (стагнация и рост безработицы) сочетаются с ростом цен — инфляцией. К 1971 году США напечатало столько долларов, что столько золота не было в мире и Бреттон-Вудская система рухнула – золото стало свободно продаваться на рынке как и другой товар, что способствовало улучшению экономической ситуации в СССР. Установилась Ямайская система плавающих курсов. Уже курсы валют не зависели от золота и обменные курсы должны были согласовываться между соответствующими странами. Яма́ йская валю́ тная систе́ ма — современная международная валютная система, основанная на такой модели свободной конвертации валют, для которой характерно постоянное колебание обменных курсов. Эта система действует в мире и по настоящее время, хотя в свете глобального кризиса 2008—2009 годов начались консультации о принципах новой мировой валютной системы. Ямайская система образована в 1976—1978 годах как итог реорганизации Бреттон-Вудской валютной системы. Основные особенности и принципы: - официально отменен золотой стандарт и золотые паритеты (отменена привязка валют к золоту как для внутренних, так и для международных операций); - зафиксирована демонетизация золота: центральным банкам разрешается продавать и покупать золото как обычный товар по рыночным ценам; - введена система СПЗ (специальные права заимствования, англ. SDR), которые можно использовать как «мировые деньги» для формирования валютных резервов. Эмиссию СПЗ осуществляет МВФ. В функции СПЗ также входит регулирование платежных балансов и соизмерение стоимости национальных валют; - помимо СПЗ, резервными валютами официально были признаны доллар США, фунт стерлингов, швейцарский франк, японская иена, марка ФРГ, французский франк (последние две трансформировались в евро); - установлен режим свободно плавающих валютных курсов: их котировка формируется на валютном рынке на основе спроса и предложения; - государства могут самостоятельно определять режим формирования валютного курса из нескольких вариантов. Происходит расцвет новой экономической школы – монетаризм (Минтон Фридман). Ми́ лтон Фри́ дман (1912 — 2006) — американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1976 года «за достижения в области анализа потребления, истории денежного обращения и разработки монетарной теории, а также за практический показ сложности политики экономической стабилизации». Монетаризм – экономическая теория и практическая концепция хозяйственного управления государством, согласно которой определяющая роль отведена количеству денег в обращении и связи между денежной и товарной массой. Главный способ воздействия на экономику – это регулирование эмиссии, валютный курс национально-денежной единицы, кредитный процент, налогооблагаемая ставка, таможенные тарифы. Монетаристы выдвинули тезис – рецессия возникает, когда денежное предложение недостаточно, а инфляция возникает, когда слишком велико количество денег. Т.е. ключевую роль играет ЦБ (центральный банк), а не правительство. Фискальные кейнсианские стимулы неэффективны и только разгоняют инфляцию, но не стимулируют экономику. Согласно монетаристам, совокупное предложение (кривая линяя) имеет наклон только в долгосрочной перспективе, а в краткосрочном периоде – это прямая линия. Тот объём продукции, который могут выпустить предприятия, не зависит от уровня экономики, а зависит от имеющихся мощностей и уровня технологий. Была выдвинута теория адаптивных ожиданий (англ. Adaptive expectations theory) — концепция макроэкономики, описывающая процесс образования ожиданий у индивидумов о развитии экономических величин. В отличие от теории рациональных ожиданий адаптивные ожидания образуются только на основе наблюдений развития этих величин в прошлом. Например, факт систематической недооценки уровня инфляции в прошлом, влияет на оценку инфляции в будущем. Есть некоторый уровень естественной безработицы, которому соответствует некоторый уровень совокупного предложения в долгосрочной перспективе. Попытки сократить уровень этой безработицы приведут только к росту уровня инфляции. В краткосрочной перспективе удается достичь роста ВВП, с помощью увеличения цен на товары, однако, столкнувшись с инфляцией, рабочие требуют увеличения заработной платы и за счет сильных профсоюзов США им удается это сделать. Следовательно, начинают расти издержки производства, себестоимость растет и это приводит к сдвигу кривой совокупного предложения. Цены увеличиваются еще больше, а объём ВВП возвращается на прежний уровень, но уже с большим уровнем цен на товары/услуги. Поэтому кейнсианские стимулы, по мнению монетаристов, не работают! В противовес кейнсианству, монетаристы предложили свою политику. Де́ нежно-креди́ тная (монета́ рная) поли́ тика (Monetary policy) — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального производства. Осуществляет монетарную политику центральный банк. Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования. Обычно денежно-кредитная политика центрального банка направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платёжного баланса страны. Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение количества денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.
В конце 70-х годов в США президент Джимми Картер (20.01.1977 – 20.01.1981) поставил во главе Федеральной резервной системы Пола Волкера. Пол Волкер (5 сентября 1927 и жив) — американский экономист. Ранее занимал должности заместителя министра финансов США (1969—1974), президента Федерального резервного банка Нью-Йорка (1975—1979) и председателя правления Федеральной резервной системы США (1979—1987), который ввел остро сократительную монетарную политику – «горькая пилюля» от стагфляции. ФРС - Федеральная резервная система — центральный банк США - специально созданное 23 декабря 1913 года, независимое федеральное агентство для выполнения функций центрального банка и осуществления централизованного контроля над коммерческой банковской системой США. В ФРС входят 12 федеральных резервных банков, расположенных в крупнейших городах, около трёх тысяч коммерческих, так называемых банков-членов, назначаемый президентом Совет управляющих, Федеральный комитет по операциям на открытом рынке и консультационные советы. Основанием для создания является Закон «О Федеральном резерве». В управлении ФРС определяющую роль играет государство, хотя форма собственности капитала является частной — акционерная с особым статусом акций. С точки зрения управления, ФРС является независимым органом в правительстве США. Как национальный центральный банк, ФРС получает полномочия от Конгресса США. Независимость в работе обеспечивается тем, что принимаемые решения о кредитно-денежной политике не должны быть одобрены президентом США или кем-либо иным из исполнительной или законодательной ветвей власти, ФРС не получает финансирование от Конгресса. Срок полномочий членов Совета управляющих ФРС охватывает несколько сроков президентских полномочий и членов Конгресса. В то же время ФРС подконтрольна Конгрессу, который часто анализирует деятельность ФРС и может изменить обязанности ФРС законодательным образом. Вся резервная система управляется Советом управляющих (Board of Governors of the Federal Reserve System). Их 7 человек, во главе председатель, всех назначает Президент с согласия Сената. Председатель ФРС второе по значению лицо в стране после Президента. С февраля 2006 года пост председателя совета управляющих ФРС занимал Бен Бернанке. 17 декабря 2009 года Банковский комитет сената США утвердил главу Федеральной резервной системы (ФРС) Бена Бернанке на второй срок. За его кандидатуру проголосовали 16 сенаторов, семеро были против. 6 января 2014 года сенат США утвердил предложенную президентом Бараком Обамой кандидатуру Джанет Йелленна на пост главы Федеральной резервной системы. В течение последних двух лет Йеллен работала заместителем Бена Бернанке. С составе ФРС есть комитет по операциям на открытом рынке (один из самых влиятельных экономических органов в мире), именно он принимает решение о покупке/продаже ФРС ценных бумаг. В состав этого комитета входят все члены Совета управляющих и 5 руководителей резервных банков, 4 из них меняются на ротационной основе (по списку), а 5 председатель резервного банка Нью-Йорка (сейчас тоже Джанет Йелленна). Федеральный комитет открытого рынка (англ. Federal Open Market Committee (FOMC)) — комитет Федеральной резервной системы США, организованный в соответствии с Банковским законом 1935 года для замены Ассоциации политики открытого рынка (OMPC). Действует в настоящее время. В обязанности Комитета входит разработка монетарной политики, стимулирующей сразу четыре направления: 1. стабильность цен 2. экономический рост 3. полная занятость 4. устойчивость внешних платежей и международной торговли Комитет занимается покупкой и продажей федеральных долговых обязательств и ценных бумаг казначейства США. Комитет состоит из 12 «голосующих» участников, в число которых входят все 7 членов правления ФРС, а также президенты пяти ФРБ. При этом глава ФРБ Нью-Йорка является членом Комитета на постоянной основе, тогда как президенты 4 прочих ФРБ ежегодно сменяют друг друга на этом посту, так что новый представитель приходит на место своего предшественника 1 января каждого года. По закону о ФРС США заседания FOMC должны проходить в Вашингтоне не менее четырёх раз в год. На практике с 1980 года ежегодно проводится по 8 заседаний с интервалами в 5-8 недель. На каждом заседании Комитета проводится голосование относительно размера процентной ставки, обсуждаются текущая экономическая ситуация, направление денежно-кредитной политики и т. д. Через три недели после каждого заседания на сайте FOMC публикуются протоколы с основными результатами заседания. На каждом из регулярных заседаний, FOMC проводит голосование по вопросам монетарной политики, которая будет осуществляться в интервале между заседаниями. Не менее двух раз в год Комитет также проводит голосование по направлениям долгосрочной стратегии в отношении важнейших показателей экономики, рынка труда, инфляции, а также денежной массы и государственного долга. Число присутствующих на заседаниях FOMC ограничено по причине конфиденциальности обсуждаемой информации. В конце 70-х Пол Волкер начинает остро сократительную политику и в результате инфляцию удается остановить, но начинается сильная рецессия и следующий Президенте США Рональд Рейган (20.01.1981 – 20.01.1989) предложил обратиться к «теории предложения». Экономическая теория предложения (supply side economics) — это макроэкономическая теория, согласно которой экономический рост можно эффективно стимулировать за счет снижения барьеров для производства (предложения) товаров и услуг, то есть за счет снижения налогов и снятия запретов, создаваемых государственным регулированием. В таком случае потребитель получает больше товаров и услуг по меньшей цене. Если налоги составляют 100 % прибыли, то производство невыгодно, и налоговые сборы падают до нуля, как если бы уровень налогообложения был равен нулю. Максимальный сбор налогов возможен при некотором промежуточном значении уровня налогообложения между 0 и 100 %. Поэтому к повышению налоговых сборов может привести как повышение, так и понижение налоговой ставки, и для предсказания эффекта изменений в налоговой политике надо проводить расчеты. Собственно термин экономическая теория предложения появился в 1970х годах, а её основоположниками считают известных экономистов Артура Лаффера и Роберта Манделла. Эти два экономиста соединили черты классической и кейнсианской школы. Из «классиков» взяли первичность предложения, а из «кейнсиансов» - фискальные стимулы, но их применили с другой стороны. А именно, при кейнсианской позиции, чтобы сдвинуть кривую совокупного спроса нужно налоги на потребителей снизить, а сторонники теории предложения предложили воздействовать не на спрос, а на предложение и снизить налога на предпринимателей (расширить производство). Эта теория получила название – рейганомика. Рейганомика — курс экономической политики американского правительства в 1981—1989 гг. в период президентства Рональда Рейгана. Связан с приходом к власти в США консервативно настроенных сил Республиканской партии, подъёмом так называемой неоконсервативной волны во многих развитых странах Запада. Теоретической основой рейганомики служилаэкономическая теория предложения . Практическим выводом из неё явился перенос акцентов с регулирования спроса на товары и услуги на стимулирование их производства. Необходимость дать простор инвестиционным и инновационным процессам, снижению издержек, увеличению сбережений и накопления частного капитала потребовала крупных налоговых реформ.Проводить ее в экономике США стал все тот же Пол Волкер. Суть: Р. Рейган сокращает максимальную ставку подоходного налога, а что касается бедных, то он ликвидирует налоговые вычеты и сокращает различные социальные пособия. У фирм становиться больше денег, т.к. снижены налоги на предпринимателей, а у бедных они вырастут, т.к. они начнут лучше работать. В итоге выиграют все. Если мы поможем богатым – выиграют все (новые рабочие места, снизится безработица и не нужны будут социальные пособия). Администрация Рональда Рейгана, которая приняла новую теорию на вооружение, оправдывала свои действия старой пословицей «прилив поднимает все лодки». По экономической политике Рейгана удалось сократить инфляцию и повысить занятость населения. Иногда лучше сократить ставку налога, чтобы увеличить объем налогов (кривая Лаффера). Артур Лаффер (англ. Arthur Betz Laffer; 14 августа 1940) — американский экономист, один из основателей теории предложения в экономике. Стал известен во время правления Рейгана. Знаменит благодаря открытию эффекта — закономерности влияния налоговых ставок на налоговые поступления, получившее его имя. Эффект Лаффера и его графическое выражение в виде кривой Лаффера показывает, что в определённых условиях уменьшение налоговых ставок может вызвать увеличение налоговых поступлений. Но при этом возник большой дефицит бюджета. Приходит к власти Джордж Буш старший (20.01.1989-20.01.1993) и берет на вооружение «новую классическую школу» и теорию рациональных ожиданий. Тео́ рия рациона́ льных ожида́ ний (англ. Rational expectations theory) (сокращенно — ТРО) — концепция макроэкономики, изначально разработанная Джоном Ф. Мутом в 1961 и развитая Робертом Лукасом в середине 1970-х годов (за которую Лукасу в 1995 году была присвоена Нобелевская премия по экономике). Теория рациональных ожиданий была разработана как противопоставление теории адаптивных ожиданий. Основная идея заключается в том, что экономические агенты используют всю доступную информацию и не совершают систематической ошибки в своих прогнозах (ожиданиях), в отличие от модели адаптивных ожиданий, в которой ожидания лишь постепенно (асимптотически) адаптируются к изменениям. Лукас объявил, что ни кейнсианские, ни монетаристские стимулы не работают. Все участника экономических процессов (фирмы и домохозяйства) анализируют всю доступную информацию и учатся на прежних ошибках – нельзя дурачить всех всё время. Как только государство объявит о каком-то своем решении произойдет рост инфляции и люди потребуют увеличения заработной платы. Ожидая такого поворота событий, фирмы сразу же поднимут цены на товары – следовательно произойдет просто рост по вертикальной прямой совокупного предложения в долгосрочной перспективе. Основываясь на приведённых аргументах, сторонники неоклассической макроэкономики считают, что политика денежной экспансии не приводит к повышению реальных показателей экономики таких как объём производства и занятости как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде и, по их мнению, бесполезна. При Буше старшем в США началась рецессия – была возможность использовать различные экономические стимулы, но он послушал советников новой классической школы. В результате рецессия не прекратилась и на следующих выборах Буш ст. проиграл Биллу Клинтону (20.01.1993 - 20.01.2001). Клинтон фактически не предпринимал никаких экономических шагов, но сработало ожидание активной политики он его правления, а не сама политика. Эпоха Клинтона – процветания США. На смету Биллу Клинтону приходит Джордж Буш младший (20.01.2001 – 20.01.2009). При нем в стране происходят крайне неблагоприятные события: начитается рецессия, потом Китай вступает в ВТО и множество дешевых товаров заполнило рынки США. Около 50 тыс. фирм разоряются, Чикаго и Детройт – крупные промышленный центры – приходят в упадок и «лопаются» все ипотечные пузыри, разоряются ипотечные агенства и банки. ВТО - Всеми́ рная торго́ вая организа́ ция (англ. World Trade Organization (WTO)) — международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО образована на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации, но не являвшегося, тем не менее, международной организацией в юридическом смысле. ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. Великая рецессия 2008 года – государство вынуждено оказывать поддержку крупным банкам. Благодаря согласованным действиям ЦБ разных стран перехода рецессии в депрессию удалось избежать. Но стало понятно, что вмешательство государства в экономику необходимо. Вспомнили «старую» кейнсианскую школу и ее тезис – что государство может и обязано регулировать экономику. Так появилось «Новое кейнсианство», представители которого указывали на необходимость применения фискальных и монетарных стимулов для вывода экономики из рецессии. Барак Обама (20.01.2009 – 20.01.2017) стал применять и те и другие методы. Новое кейнсианство странным образом соединилось с новой классической школой. И это объединение получило название – новый неоклассический синтез. Неоклассический синтез (англ. Neoclassical synthesis) — научное направление в экономике, интегрирующее теоретические положения неоклассической и кейнсианской школ. Микроэкономический компонент синтеза основан на неоклассическом учении, а в макроэкономической концепции преобладают идеи Дж. М. Кейнса. Направление возникло во второй половине XX века и на данный момент занимает доминирующее положение в экономике. Теории в изолированном состоянии противоречили друг другу: Кейнс утверждал, что нерегулируемый рынок не может обеспечить ни оптимального распределения ресурсов, ни полной занятости. Однако преодоление противоречий представлялось достаточно перспективным в виду достоинств каждой из школ. Неоклассика представляла собой цельную систему знаний, кейнсианство же предлагало рецепты для ослабления кризисных последствий. Точка зрения неоклассического синтеза: в принципе рыночная экономика способна к саморегулированию/самовосстановлению, но на практике может произойти крах рынка (ситуации, когда экономика не может восстановиться сама). Цены и заработная плата не может быстро упасть, на это нужно какое-то время, т.к. и то, и другое определено соглашениями различных сторон. Не может так быстро отреагировать и механизм ценовой настройки. Поэтому вмешательство государства необходимо. Обама стал применять и кейнсианские и монетаристские стимулы: увеличил государственные закупки, произвел вложения в восстановление промышленности. А глава ФРС провел Бен Бернанке (1 февраля 2006 — 3 февраля 2014) ввел политику количественного облегчения (QE - quantitative easing), которая делает акцент на усилиях центральных банков по увеличению доли денежных средств доступных для кредитования коммерческих банков и т.п. структур. Это становится возможным благодаря эмиссии ЦБ новых денег, фактически созданию их «из ничего», и использованию этих средств для покупки активов (госдолга, облигаций и т.п.) у других банков. ФРС скупает долгосрочные ценные бумаги, они увеличивают количество денег в экономике, но не приводят в краткосрочной перспективе к падению ставок. Акцент делается не на снижение ставок, а на увеличение денежной массы. При обычной краткосрочной монетарной политике ставки стремились бы к нулю. Однако результат оказался меньше, чес ожидали и во время второго стока правления Обамы стали говорить о новом провале кейнсианства. Что придет на смену этой экономической теории - пока не ясно. ((( Денежно-кредитную политику в России осуществляет ЦБ – Центральный банк. Центральный банк выполняет следующие основные функции: - эмиссия банкнот и монет; - проведение денежно-кредитной политики; - является «банком банков» — служат расчетным центром банковской системы, предоставляют ей кредиты, в некоторых странах осуществляют надзор за деятельностью банков; - рефинансирование кредитно-банковских институтов (в том числе с помощью установки ставки рефинансирования, ломбардной ставки и т. п.); - управление официальными золотовалютными резервами; - проведение валютной политики; - регулирование деятельности кредитных институтов; В России ЦБ сначала изменяет ставку рефинансирования (учетная ставка) – это процент в годовом исчислении, который берут центральные банки или другие государственные органы, отвечающие за кредитно-денежную политику, например Федеральная резервная система США, за кредиты, предоставляемые ими коммерческим банкам. А уже потом изменяет требования к банковским резервам и операции на открытом рынке ценных бумаг. Для регулирования ЦБ определяет ключевую ставку (это не одно и тоже со ставкой рефинансирования, которая никакого значения в экономике не имеет – это индикаторный показатель). Ключевая ставка — процентная ставка, по которой Центральный банк России (ЦБ РФ) предоставляет кредиты коммерческим банкам в долг на одну неделю, и одновременно та ставка, по которой ЦБ РФ готов принимать от банков на депозиты денежные средства. Учетная ставка США (Discount rate) – это ставка, по которой ФРС дает взаймы другим банкам деньги. Устанавливается напрямую. Ставка по федеральным фондам (Federal fund rate) – ставка, по которой банки дают друг другу кредиты на сутки. Регулируется посредством операций на открытом рынке.
|