Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объективные предпосылки и условия возникновения социального партнерства






Отношения социального партнерства между наемными работниками и работодателями в современных развитых странах естественно вызрели в ходе исторического развития общества под влиянием широкого спектра условий, среди которых следует выделить:

· социально-экономические;

· социально-политические;

· социально-культурные;

Социально-экономические условия. Современная рыночная экономика представляет собой не столько капитализм в чистом виде с традиционной формой получения прибавочной стоимости за счет неоплаченного труда рабочих, сколько такой способ организации производства, который предполагает возможность выбора наряду с прибылью, социального блага в качестве одной из целей и принципов производства. Получение прибыли частично перемещается из сферы производства в сферу оборота капитала.

Социально-политические условия. Социальное партнерство как общественное явление неразрывно связано в своем функционировании с политическими институтами и политическими процессами. Оно обусловлено системой социально-политических отношений и само является элементом этих отношений. Как верно отмечает Г.Ю. Семигин, «политическую основу социального партнерства представляют развитые формы демократии, когда основные права и свободы личности не только декларируются, но и надежно гарантируются государством. Диктаторские или авторитарные режимы, как показывает опыт, не в состоянии поддерживать такие отношения в полном объеме». Социальное партнерство само по себе является одним из критериев и слагаемых подлинного демократизма общества.

Социально-культурные условия. Социальное партнерство как практика согласования противоречивых интересов субъектов социально-трудовых отношений предполагает обязательную приверженность, как наемных работников, так и работодателей ценностям сотрудничества, взаимного учета интересов, компромиссов и согласия. Правомерно говорить о культуре социального партнерства, формирующейся в социокультурном пространстве общества, важной характеристикой которого является гражданская культура.

На институциональном уровне культуру социального партнерства характеризуют:

· методы управления трудовой организацией;

· методы принятия и осуществления стратегических решений развития организации;

· методы регулирования социально-экономических конфликтов;

· типы участия наемных работников в управлении организацией;

· способы защиты корпоративных интересов и т.д.

Таким образом, изучив объективные предпосылки и условия возникновения социального партнерства можно сделать следующие выводы:

Главными социально-экономическими предпосылками становления отношений социального партнерства являются:

· обеспечение доступа наемных работников к собственности на средства производства и управлению предприятием за счет развития акционерной и коллективной форм собственности;

· формирование совокупного работника НТР-го типа через автоматизацию, роботизацию и компьютеризацию производства и системы услуг;

· снижение степени эксплуатации наемных работников путем повышения доли заработной платы в национальном доходе;

· создание многочисленного среднего слоя, как социальной базы реформ и главного носителя идеологии социального партнерства.

Главными социально-политическими предпосылками становления отношений социального партнерства являюется невозможность формирования отношений социального партнерства в социально-трудовой сфере в отрыве от одновременной трансформации социально-политических условий в обществе по пути создания постиндустриального общества с высоким уровнем демократизма, развитым гражданским обществом и социальным государством.

Главными социально-культурными предпосылками становления отношений социального партнерства являются:

· высокая степень интереса работника и работодателя к вопросам совместного регулирования социально-трудовой сферы;

· высокая степень развития рыночной ориентации субъектов;

· высокий уровень толерантности сознания по отношению к другим участникам социально-трудовых отношений;

· правосознание и ответственность за выполнение принятых решений; готовность принять личное участие в тех или иных формах социального партнерства.

Разнообразие вариантов социального партнерства в мире сводится к четырем основным моделям - австрийской, германской, шведской и американской.

Австрийская модель. Сущность этой модели социального партнерства состоит в предотвращении и разрешении конфликтов между основными социальными субъектами-партнерами и предполагает добровольность их сотрудничества.

В основе рассматриваемой модели социального партнерства лежит осознание того факта, что ориентация только на прибыль как универсальный двигатель рыночной системы обнаруживает принципиальную недостаточность. Поэтому неотъемлемым элементом этой модели является ориентация основных социальных субъектов на минимизацию конфликтов между ними, хотя бы и ценой снижения прибылей.

Основным органом, реализующим трехстороннее сотрудничество, является Объединенная комиссия по ценам и заработной плате, созданная на основе добровольного неформального соглашения между государством, работодателями и профсоюзами. В систему социального партнерства входят также Консультативный совет, экономические федеральная и региональные палаты и палаты труда (в рамках которых объединены союзы предпринимателей и профсоюзы).

Австрийская система социального партнерства достигла высокой степени согласия. Условием этого согласия является максимально широкий охват всех крупных социальных групп, их идентификация в рамках процесса партнерства. Среди населения институт социального партнерства пользуется значительной поддержкой, в результате чего уровень и потенциал конфликтности между элитой и массами постоянно снижается.

Закрепленный конституционно институт социального партнерства в Австрии конкурирует с парламентской системой, поскольку оппозиционные силы, слабо представленные во власти, получают возможность через сотрудничество в социальном партнерстве влиять на принятие решений и участвовать в государственном управлении.

Социальные субъекты-партнеры самым решительным образом влияют на основные политические партии страны. Профсоюзы тесно сотрудничают с Социалистической партией, работодатели активно воздействуют на Консервативную народную партию. Поскольку большинство в парламенте образуют представители именно этих социальных партнеров и партий, социальное партнерство «продолжается» и в рамках законотворческой деятельности. Любые новые законы, особенно касающиеся социально-трудовых отношений, соотношения цен и заработной платы, поддержания массовой занятости населения, практически полностью зависят от компромиссных решений, выработанных социальными партнерами.

Социальное партнерство является завоеванием общественной жизни Австрии. Будучи рычагом эволюционного развития, оно способствует мирной динамике социума, экономическому росту, снижению потенциала конфликтности в обществе, утверждению «философии превентивности», позволяющей предусмотреть и предотвратить возможные социальные эксцессы в стране.

Германская модель. Реализация социального партнерства в Германии осуществляется посредством разветвленной системы различных союзов, ассоциаций, объединений, в которых состоит более половины населения.

Интересы работодателей страны представляют различные экономические союзы, палаты, объединения предпринимателей. Они влияют на выработку общей экономической политики, характер научных исследований и технологию, состояние экологии, инвестиции, налоги, внешнюю торговлю; защищают права предпринимателей перед государством. Однако их главная задача - согласование коллективных тарифных договоров с профсоюзами. Как правило, переговоры по достижению тарифных соглашений проходят очень трудно. Рассматривая условия работодателей, представители профсоюзов не хотят таких соглашений, которые сковывали бы их возможности ведения стачечной борьбы. Профсоюзы отдают себе отчет в том, что если они упустят возможность договориться, не предпримут попытку достижения соглашения, то это отрицательно скажется на привлекательности членства в них и уменьшит их влияние среди наемных работников.

В свою очередь, в ходе переговоров предприниматели далеко не всегда хотят связывать себе руки на случай возможного изменения экономической конъюнктуры. Тем не менее, в мышлении большинства представителей деловых кругов Германии произошли кардинальные изменения. Они уяснили необходимость и неизбежность превентивной социальной политики, увеличения финансовых затрат на заработную плату и социальное страхование. Переговоры по тарифам рассматриваются в Германии как чрезвычайно важная и ответственная акция. Государство, как правило, в них не вмешивается, однако к этому процессу подключаются политические партии, политики и депутаты всех уровней, средства массовой информации, финансовые структуры, различные посредники.

Система тарифных соглашений достаточно подвижна и динамична, охватывает практически все стороны социально-трудовых отношений и позволяет предпринимателям действовать достаточно свободно, а наемным работникам активно бороться за свои права.

Наряду с тарифами, социальное партнерство в Германии довольно выразительно проявляется в системе социа л ьного страхования (медицинского, от несчастного случая, пенсионного, от безработицы), особенностью которого является разделение бремени финансовых тягот и издержек между основными субъектами социального партнерства.

Интересам социального партнерства служит и специально созданная судебная система, имеющая две ветви - трудовые и социальные суды, и представленная на всех уровнях - местном, окружном, земельном, федеральном.

Шведская модель. Идейной основой социального партнерства в стране является концепция «функциональной социализации», означающая максимальную и цивилизованную интегрированность в общество каждого его члена. Ценностными основаниями этой модели служат преднамеренная социальная справедливость, солидарность, коллективизм, весьма родственные, как известно, культурным кодам и архетипам российского общественного сознания. Сформировались они, прежде всего, под влиянием реформистских установок шведской социал-демократии, исключающих конфронтационный характер отношений в обществе и предполагающих конструктивное взаимодействие с довольно либеральной отечественной буржуазией.

Этому в немалой степени способствовали глубокие демократические традиции шведского общества, его высокая политическая культура, позволяющие держать возникающие противоречия в социально приемлемых и допустимых рамках и переводить их в русло социального партнерства.

Основными чертами шведской модели являются:

1) сильная социальная политика; социальные расходы в Швеции составляют треть национального валового продукта - самый высокий показатель в мире;

2) обеспечение полной занятости населения; в течение многих десятилетий уровень безработицы в стране не превышает 2% «от уровня, который считается синонимом полной занятости и оптимальным для развития экономики»; при этом все социальные партнеры стремятся стимулировать экономическую активность человека и способствовать созданию благоприятных условий для этого;

3) более равномерное, чем в других странах, распредение личных доходов; так называемый «децильный коэффициент» (разница в доходах 10% наиболее богатых людей в обществе и 10% наименее обеспеченных) составляет в Швеции примерно 1: 4; по разным оценкам, в России этот коэффициент выглядит как 1 к 20 и даже как 1 к 30;

4) улучшение положения трудящихся и повышение их статуса на производстве; серия законов, принятых в 70-е годы, значительно усилила позиции наемных работников и профсоюзов на предприятиях; жестко регламентированы увольнения, установлена практика заблаговременного предупреждения о них как самих работников, так и агентств занятости, предусмотрена выплата выходных пособий увольняемым.

Американская модель. Американский опыт социального партнерства содержит в себе вполне развитые элементы корпоратизма и неокорпоратизма. Это, прежде всего - перенос акцентов на микроуровень, то есть на уровень предприятия; поиск новых, более дифференцированных форм представительства интересов; наличие широкого спектра дискретных интересов, таких как защита прав потребителя, качество жизни, экология, отношения между поколениями и полами, этические и иные проблемы.

Наиболее существенными особенностями американской модели социального партнерства являются следующие.

Во-первых, развитие социального партнерства на макро-уровне. Этой цели подчинено создание так называемых «народных предприятий», осуществляемое согласно национальной программе «Наделение акциями собственников» и соответствующим законом, принятым в 1974 г. Закон позволил высвободить из-под налогообложения до 50% прибыли, направляемой на покупку акций работниками компаний. В результате количество работников, сумевших перейти к форме коллективного владения акционерным капиталом нанявшей их фирмы, резко возросло, а народные предприятия в американской экономике получили бурное развитие. Поскольку удельный вес предприятий, в которых капитал используется на партнерской основе, значительно превосходит все остальные, это побуждает предпринимателей недвусмысленно следовать курсом социального партнерства.

Хотя участие наемных работников в управлении ограничивается обычно низовыми уровнями, они избирают на собрании трудового коллектива Совет директоров, могут проявлять свою инициативу и творчество в рамках хозрасчетных подразделений. Помимо этого, остается возможность защиты прав работников традиционным способом - с помощью профсоюза посредством коллективного договора, а также на основе соответствующего законодательства, принятого на федеральном или местном уровне.

Во-вторых, оказание социальной помощи на производстве. Эта особенность связана с происходящими в экономике Соединенных Штатов, как и других развитых стран, глубокими структурными изменениями, о которых речь шла выше.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал