![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности формирования региональной социальной политики
Россия является самой многосубъектной федерацией в мире. Функции и конституционные обязанности государства в социальной сфере распределяются между федеральным уровнем и уровнем субъектов РФ. К исключительному ведению Российской Федерации относятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития (п. " е" ст. 71 Конституции РФ). За федеральным уровнем закреплены: — принятие парламентских актов, регулирующих общие принципы социальной политики; - определение единых федеральных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, социальных пособий, образования, культуры, медицинского обслуживания; - формирование внебюджетных государственных социальных фондов; — определение условий и порядка компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией; — финансирование федеральных объектов социальной инфраструктуры. Субъекты РФ самостоятельно за счет своих бюджетов осуществляют полномочия по решению социальных вопросов, разрабатывают концепции и программы социально-экономического развития. Сегодня в социальной политике на первый план выдвигается проблема четкого разделения сфер реализации государственной социальной политики между федеральным центром и субъектами РФ. Отношения типа " центр— регион", " регион—регион" сложные и противоречивые. В них переплетаются разноуровневые процессы, сталкиваются противоречивые интересы, рассмотрение которых требует разработки и применения новых приемов их согласования. " Центр" возлагает на себя функций по формированию: 1. целей и задач государственной социальной политики; 2. норм поведения государственных органов по отношению к социальным проблемам граждан; 3. механизмов обеспечения социальных гарантий. Концепция государственной социальной политики включает в себя позиции по: · передаче все больших социальных функций в регионы (к сожалению, на практике не подкрепляемая передачей соответствующей доли бюджетных средств); · перенесению большей доли финансирования социальных расходов на сбережения граждан; · снятию ограничений в социально-трудовой сфере, созданию возможностей в увеличении доходов граждан; · поддержанию оптимального уровня занятости. Формирование социальной политики на уровне региона достаточно новое явление в России, поскольку до начала рыночных реформ регион не являлся самостоятельным носителем социально-экономических отношений и практически не представлял собой самостоятельный субъект региональной политики, хотя региональные проблемы социального развития существовали всегда, и на уроне региона осуществлялась реализация социальной политики по сформированным " центром" правилам. Сегодня, наоборот, органы государственного и общественного управления региона становятся главным субъектом социальной политики в регионе. Социальная политика на уровне региона может стать эффективной лишь при формировании на основе системного подхода, включающего в себя следующие этапы: — формулировка целей; — разработка понятийного аппарата; — анализ причин и следствий; — выработка путей и средств достижения целей; — определение критериев оценки и механизмов принятия решений; — разработка механизма (индикаторов) определения и процедур анализа состояния социальных процессов; — составление перечня социальных услуг, социальных стандартов и норм, определяющих степень обеспечения социальных гарантий; — разработка показателей социальной структуры и социальной инфраструктуры, норм обеспечения социальными услугами; — разработка функциональных обязанностей субъектов социальной политики, определение механизма разграничения полномочий и ответственности в развитии социальной сферы каждого региона. В региональной социальной политике можно выделить следующие аспекты, по которым происходит управление социальными процессами в регионе: - политика в области повышения денежных доходов и уровня жизни населения; - бюджетные и налоговые основы социальной политики; — политика в сфере занятости и функционирования рынка труда; - политика по развитию отраслей социальной инфраструктуры. Субъекты РФ развивают и реализуют целевые программы, предоставляют адресную социальную помощь, обеспечивают работу и финансирование учреждений социальной инфраструктуры, решают комплекс проблем в области труда, занятости, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения и т.д. Таким образом, региональная социальная политика и система мер по управлению функционированием социальной сферы направлены па устойчивое социальное развитие региона. Региональная социальная политика может формироваться и реализовываться в регионах России лишь на базе согласования социально-экономической политики Российского государства и субъекта РФ. Конкретные направления социально политики в регионе (приоритеты, механизмы реализации, меры) в значительной степени зависят от социально-экономического состояния специфики территории. Одним из направлений региональной социальной политики является политика социальной защиты. Социальная защита-политика и целенаправленные действия государства, обеспечивающие различным категориям населения комплексное решение различных задач, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере прав, свобод, законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия. Основными формами социальной защиты являются: — законодательно определенные социальные гарантии и их удолетворении на основе базовых стандартов и нормативов; — регулирование доходов и расходов малообеспеченным категориям населения; — формирование мер социальной поддержки; — развитие социальных услуг; — формирование социальных программ.
|