Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные институты и социальные организации






Важнейшим элементом общества и субъектом социальных конфликтов являются социальные институты (от лат. institutum – установление, учреждение). Социальные институты – это, с одной стороны, социальные общности входящих в них людей, а с другой стороны, социальные организации, управляющие этими социальными общностями. Поэтому социальные институты являются диалектическим единством определенной социальной общности и соответствующей ей организации, подчиняющимся закону единства и борьбы противоположностей. «Вес» социальной общности и социальной организации в социальных институтах играет большую роль, превращая их преимущественно либо в социальные общности, либо в социальные организации. Это связано с преобладанием в их функционировании неформальных или формальных регуляторов деятельности (координации и субординации) людей.

Социальные институты – это исторически сложившиеся общности людей, устойчивые организации их совместной деятельности, созданные людьми для удовлетворения общественных потребностей. Появление социальных институтов связано с процессами упорядочения, стандартизации и формализации связей и деятельности социальных общностей. Это значение имеет и сам термин «институционализация». Одни и те же объединения людей рассматриваются и как социальные общности, и как институты. Например, нация является и социальной общностью и социальным институтом, если ее рассматривать в единстве с государством. Также и пролетариат – с одной стороны, является социальной (экономической) общностью, а с другой – становясь господствующим, в единстве с коммунистической партией, выражающей его интересы, превращается в социальный институт, удовлетворяющий определенную потребность – быть строителем и хозяином советского формационного дома.

Социальные институты как самоуправляемые общественные системы характеризуются следующими чертами:

1. Носят целесообразный характер, т.е. создаются для удовлетворения определенных потребностей и выражения интересов как образующих организацию индивидов, так и того социального целого, в котором этот институт функционирует и развивается. Например, институт высшей школы служит для удовлетворения потребностей людей в высшем образовании. Возникновение новых и развитие прежних общественных потребностей являются причиной появления новых социальных институтов и совершенствования старых. Например, демократизация России привела к созданию таких институтов, как Федеральное Собрание, Конституционный Суд и т.п., а также к необходимости развития системы высшего образования, появления частных вузов.

2. Представляют собой организации людей и включают:

1) руководство, которое разрабатывает идеологию, цели, планы;

2) аппарат управления;

3) материальные ресурсы (финансы, здания, транспорт, связь и т.п.);

4) исполнителей, выполняющих разные функциональные роли.

Таковыми, например, являются статусы и роли ректоров, деканов, заведующих кафедрами, преподавателей, лаборантов и т.п. Таким образом, внутри социального института возникает стратификация, делящая людей на низших и высших по власти, престижу, выполняемой работе.

3. Имеют устав и программу, на основе которых функционируют. Устав и программа четко расписывают функциональные и статусные роли каждого члена организации. Помимо этих документов существует система идеалов, ценностей, норм поведения, с помощью. Которых осуществляется функционирование социального института как элемента общественного целого. В этом случае социальный институт выступает как социальная общность людей.

4. Превращаются в самоуправляющееся целое, в рамках которого происходит приращение вещественного, информационного, энергетического потенциала. Они имеют свою логику развития внутри общественного целого и в силу этого могут вступать в социальный конфликт с другими социальными институтами.

Социальные институты являются элементами соответствующих социальных сфер общества (демографической, производственной, экономической, политической, духовной) и различаются своими функциональными ролями в обществе:

• демографические (семья, родственники) – служат для воспроизводства и социализации членов общества;

• производственные (заводы, фабрики, фирмы и т.п.) – заняты производством социальных благ (пищи, одежды, жилья, транспорта и т.п.);

• экономические (формы собственности, банки, деньги и т.п.) – обеспечивают распределение и обмен произведенных социальных благ;

• политические (госвласть, партии, профсоюзы и т.п.) – служат для управления делами общества, разработки целей, планов их реализации, поддержания порядка и т.п.

• идеологические (гуманитарные вузы, исследовательские центры, редакции газет и телевидения и т.п.) – служат для разработки и пропаганды разных идеологий, объединяющих своих сторонников для решения каких-то исторических задач и т.п.

Социальные институты тесно включены в социальные организации. Организации имеют значение самостоятельного субъекта социального конфликта. В социальном институте организация является способом упорядочения, формализации, организации совместной деятельности людей. Социальными являются государственные, партийные, профсоюзные, церковные и другие организации. Социальная организация выступает диалектической противоположностью социальной общности и характеризуется следующими основными чертами:

1. Создается ради реализации (достижения) определенных целей, которые становятся целями деятельности членов организации. Это могут быть групповые, классовые, национальные интересы, которых нельзя достичь в одиночку.

2. Представляет сложную систему должностей (социальных ролей и статусов), которые выполняют члены организации. Эти роли и статусы имеют как горизонтальную, так и вертикальную структуру, воспроизводят стратификацию ролей внутри организации, делят людей в зависимости от власти и роли на систему статусов, между которыми существуют четкая субординация и координация деятельности, подчинение одних другим. Статус – это определенные права и обязанности человека в данной организации или обществе. Социальная роль – это поведение, требуемое от человека в соответствии с его социальным статусом.

3. Образует четкое разделение труда по функциональному признаку. Разделение труда имеет горизонтальное (координация) и вертикальное (субординация) строение. Строгая иерархичность строения организации обеспечивает достижение поставленной организацией цели в меняющихся условиях среды.

Организация включает:

1) управляющий орган, который формулирует цели, Разрабатывает программы их реализации, выбирает средства, контролирует их выполнение по всей управленческой вертикали на основе обратной связи;

2) аппарат управления, состоящий из Лиц, каждое из которых выполняет часть общей работы по реализации цели;

3) материальные средства (финансы, здания, транспорт, связь, охрана и т.п.), позволяющие организации осуществлять свою деятельность во внешней среде;

4) властные отношения между образующими организацию должностями.

4. Действует на основе устава и инструкций (внутриорганиза-ционных норм), которые регламентируют права и обязанности членов организации, а также поощрения и наказания за их деятельность. Эти нормы носят писаный и неписаный характер. Вторые зависят от типа руководства и сложившихся традиций, которые могут расходиться с уставом и инструкциями организации. В результате писаных и неформальных норм в организации возникает порядок (или беспорядок), регулирующий деятельность и отношения индивидов и сплачивающий их вокруг целей и планов.

5. Может представлять также и социальную общность, в качестве которой характеризуется одинаковостью чувств, взглядов, менталитета входящих в организацию людей. Эти черты социальной общности отражают некоторые объективные черты положения организации в обществе, характер работы, способ получения доходов, общего врага и т.п. В превращении социальной организации в общность больших успехов достигли японцы, что служит одной из причин эффективности японских организаций.

Социальные организации делятся на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные), отличающиеся друг от друга формализацией связей, статусов, ролей, норм поведения членов организации.

В официальной организации (армия, политическая партия, церковь, СМИ и т.п.) существует:

1) четкое разделение труда, которое представлено в виде системы должностей (должностных прав и обязанностей);

2) все эти должностные обязанности фиксируются в уставе и должностных инструкциях;

3) жесткая дисциплина исполнения подчиненными приказов руководителей с применением соответствующих санкций. В результате такая организация имеет тенденцию к бюрократизации.

Наиболее крупной и важной организацией общества является государство, которое включает:

1) государственную власть, состоящую из:

а) политической элиты;

б) законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти; в; государственного аппарата (аппарата управления, бюрократии, чиновничества);

г) правовых норм (конституции, законов, должностных инструкций), определяющих права и обязанности органов власти и их представителей;

д) вещественных ресурсов власти: финансы, здания, оружие, связь, тюрьмы и т.п.

2) народ как объект управления и источник интересов для государственной власти;

3) государственную территорию, на которой проживает данный народ и на которую распространяются законы государственной власти.

Институтами социальной реабилитации являются:

­ государственная служба медико-социальной экспертизы,

­ учреждения и службы социального обслуживания,

­ социальный приют,

­ центр помощи семье и детям,

­ центр постинтернатной адаптации,

­ социальная гостиница,

­ центр социального обслуживания и т. д.,

­ учреждения образования и воспитания:

­ детский сад;

­ школа;

­ вуз;

­ учреждения дополнительного образования и воспитания:

­ центры развития потенциала человека;

­ центры профессиональной ориентации и подготовки;

­ приемная семья;

­ патронатная семья;

­ трудовой коллектив.

Отличительной чертой государственного социального обеспечения является то, что основу его финансирования образуют поступления в государственный бюджет.

За четыре последних десятилетия XX в. национальные системы социального страхования и обеспечения передовых стран были дополнены государственным регулированием рынка труда, государственными программами в области здравоохранения и образования, финансируемыми за счет бюджетных средств.

Социальная политика государства не ограничивается формированием денежных доходов нетрудоспособных. Система социального обеспечения как инструмент социальной политики предоставляет социальные пособия и услуги в минимальных рамках.

Экономические реформы в России, начиная с " шоковой терапии" 1992 г., осуществлялись без предварительной оценки социальных последствий и создания социальных амортизаторов. С середины 1990-х годов наблюдается устойчивая поляризация материальной обеспеченности, которая с 13, 5 раза для соотношения доходов крайних 10% населения в 1995 г. выросла до 15, 2 в 2004 г. В 2005 г. отмечено незначительное улучшение этого показателя - до 14, 8 раза, в 2010 г. - коэффициент поляризации доходов превысил 16, 7 раза. Образовался угрожающий социальной стабильности разлом общества, враждебность большинства бедных к богатой прослойке, игнорирующей негативные последствия такого разрыва, кичащихся своим богатством.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал