Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальные институты и социальные организации
Важнейшим элементом общества и субъектом социальных конфликтов являются социальные институты (от лат. institutum – установление, учреждение). Социальные институты – это, с одной стороны, социальные общности входящих в них людей, а с другой стороны, социальные организации, управляющие этими социальными общностями. Поэтому социальные институты являются диалектическим единством определенной социальной общности и соответствующей ей организации, подчиняющимся закону единства и борьбы противоположностей. «Вес» социальной общности и социальной организации в социальных институтах играет большую роль, превращая их преимущественно либо в социальные общности, либо в социальные организации. Это связано с преобладанием в их функционировании неформальных или формальных регуляторов деятельности (координации и субординации) людей. Социальные институты – это исторически сложившиеся общности людей, устойчивые организации их совместной деятельности, созданные людьми для удовлетворения общественных потребностей. Появление социальных институтов связано с процессами упорядочения, стандартизации и формализации связей и деятельности социальных общностей. Это значение имеет и сам термин «институционализация». Одни и те же объединения людей рассматриваются и как социальные общности, и как институты. Например, нация является и социальной общностью и социальным институтом, если ее рассматривать в единстве с государством. Также и пролетариат – с одной стороны, является социальной (экономической) общностью, а с другой – становясь господствующим, в единстве с коммунистической партией, выражающей его интересы, превращается в социальный институт, удовлетворяющий определенную потребность – быть строителем и хозяином советского формационного дома. Социальные институты как самоуправляемые общественные системы характеризуются следующими чертами: 1. Носят целесообразный характер, т.е. создаются для удовлетворения определенных потребностей и выражения интересов как образующих организацию индивидов, так и того социального целого, в котором этот институт функционирует и развивается. Например, институт высшей школы служит для удовлетворения потребностей людей в высшем образовании. Возникновение новых и развитие прежних общественных потребностей являются причиной появления новых социальных институтов и совершенствования старых. Например, демократизация России привела к созданию таких институтов, как Федеральное Собрание, Конституционный Суд и т.п., а также к необходимости развития системы высшего образования, появления частных вузов. 2. Представляют собой организации людей и включают: 1) руководство, которое разрабатывает идеологию, цели, планы; 2) аппарат управления; 3) материальные ресурсы (финансы, здания, транспорт, связь и т.п.); 4) исполнителей, выполняющих разные функциональные роли. Таковыми, например, являются статусы и роли ректоров, деканов, заведующих кафедрами, преподавателей, лаборантов и т.п. Таким образом, внутри социального института возникает стратификация, делящая людей на низших и высших по власти, престижу, выполняемой работе. 3. Имеют устав и программу, на основе которых функционируют. Устав и программа четко расписывают функциональные и статусные роли каждого члена организации. Помимо этих документов существует система идеалов, ценностей, норм поведения, с помощью. Которых осуществляется функционирование социального института как элемента общественного целого. В этом случае социальный институт выступает как социальная общность людей. 4. Превращаются в самоуправляющееся целое, в рамках которого происходит приращение вещественного, информационного, энергетического потенциала. Они имеют свою логику развития внутри общественного целого и в силу этого могут вступать в социальный конфликт с другими социальными институтами. Социальные институты являются элементами соответствующих социальных сфер общества (демографической, производственной, экономической, политической, духовной) и различаются своими функциональными ролями в обществе: • демографические (семья, родственники) – служат для воспроизводства и социализации членов общества; • производственные (заводы, фабрики, фирмы и т.п.) – заняты производством социальных благ (пищи, одежды, жилья, транспорта и т.п.); • экономические (формы собственности, банки, деньги и т.п.) – обеспечивают распределение и обмен произведенных социальных благ; • политические (госвласть, партии, профсоюзы и т.п.) – служат для управления делами общества, разработки целей, планов их реализации, поддержания порядка и т.п. • идеологические (гуманитарные вузы, исследовательские центры, редакции газет и телевидения и т.п.) – служат для разработки и пропаганды разных идеологий, объединяющих своих сторонников для решения каких-то исторических задач и т.п. Социальные институты тесно включены в социальные организации. Организации имеют значение самостоятельного субъекта социального конфликта. В социальном институте организация является способом упорядочения, формализации, организации совместной деятельности людей. Социальными являются государственные, партийные, профсоюзные, церковные и другие организации. Социальная организация выступает диалектической противоположностью социальной общности и характеризуется следующими основными чертами: 1. Создается ради реализации (достижения) определенных целей, которые становятся целями деятельности членов организации. Это могут быть групповые, классовые, национальные интересы, которых нельзя достичь в одиночку. 2. Представляет сложную систему должностей (социальных ролей и статусов), которые выполняют члены организации. Эти роли и статусы имеют как горизонтальную, так и вертикальную структуру, воспроизводят стратификацию ролей внутри организации, делят людей в зависимости от власти и роли на систему статусов, между которыми существуют четкая субординация и координация деятельности, подчинение одних другим. Статус – это определенные права и обязанности человека в данной организации или обществе. Социальная роль – это поведение, требуемое от человека в соответствии с его социальным статусом. 3. Образует четкое разделение труда по функциональному признаку. Разделение труда имеет горизонтальное (координация) и вертикальное (субординация) строение. Строгая иерархичность строения организации обеспечивает достижение поставленной организацией цели в меняющихся условиях среды. Организация включает: 1) управляющий орган, который формулирует цели, Разрабатывает программы их реализации, выбирает средства, контролирует их выполнение по всей управленческой вертикали на основе обратной связи; 2) аппарат управления, состоящий из Лиц, каждое из которых выполняет часть общей работы по реализации цели; 3) материальные средства (финансы, здания, транспорт, связь, охрана и т.п.), позволяющие организации осуществлять свою деятельность во внешней среде; 4) властные отношения между образующими организацию должностями. 4. Действует на основе устава и инструкций (внутриорганиза-ционных норм), которые регламентируют права и обязанности членов организации, а также поощрения и наказания за их деятельность. Эти нормы носят писаный и неписаный характер. Вторые зависят от типа руководства и сложившихся традиций, которые могут расходиться с уставом и инструкциями организации. В результате писаных и неформальных норм в организации возникает порядок (или беспорядок), регулирующий деятельность и отношения индивидов и сплачивающий их вокруг целей и планов. 5. Может представлять также и социальную общность, в качестве которой характеризуется одинаковостью чувств, взглядов, менталитета входящих в организацию людей. Эти черты социальной общности отражают некоторые объективные черты положения организации в обществе, характер работы, способ получения доходов, общего врага и т.п. В превращении социальной организации в общность больших успехов достигли японцы, что служит одной из причин эффективности японских организаций. Социальные организации делятся на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные), отличающиеся друг от друга формализацией связей, статусов, ролей, норм поведения членов организации. В официальной организации (армия, политическая партия, церковь, СМИ и т.п.) существует: 1) четкое разделение труда, которое представлено в виде системы должностей (должностных прав и обязанностей); 2) все эти должностные обязанности фиксируются в уставе и должностных инструкциях; 3) жесткая дисциплина исполнения подчиненными приказов руководителей с применением соответствующих санкций. В результате такая организация имеет тенденцию к бюрократизации. Наиболее крупной и важной организацией общества является государство, которое включает: 1) государственную власть, состоящую из: а) политической элиты; б) законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти; в; государственного аппарата (аппарата управления, бюрократии, чиновничества); г) правовых норм (конституции, законов, должностных инструкций), определяющих права и обязанности органов власти и их представителей; д) вещественных ресурсов власти: финансы, здания, оружие, связь, тюрьмы и т.п. 2) народ как объект управления и источник интересов для государственной власти; 3) государственную территорию, на которой проживает данный народ и на которую распространяются законы государственной власти. Институтами социальной реабилитации являются: государственная служба медико-социальной экспертизы, учреждения и службы социального обслуживания, социальный приют, центр помощи семье и детям, центр постинтернатной адаптации, социальная гостиница, центр социального обслуживания и т. д., учреждения образования и воспитания: детский сад; школа; вуз; учреждения дополнительного образования и воспитания: центры развития потенциала человека; центры профессиональной ориентации и подготовки; приемная семья; патронатная семья; трудовой коллектив. Отличительной чертой государственного социального обеспечения является то, что основу его финансирования образуют поступления в государственный бюджет. За четыре последних десятилетия XX в. национальные системы социального страхования и обеспечения передовых стран были дополнены государственным регулированием рынка труда, государственными программами в области здравоохранения и образования, финансируемыми за счет бюджетных средств. Социальная политика государства не ограничивается формированием денежных доходов нетрудоспособных. Система социального обеспечения как инструмент социальной политики предоставляет социальные пособия и услуги в минимальных рамках. Экономические реформы в России, начиная с " шоковой терапии" 1992 г., осуществлялись без предварительной оценки социальных последствий и создания социальных амортизаторов. С середины 1990-х годов наблюдается устойчивая поляризация материальной обеспеченности, которая с 13, 5 раза для соотношения доходов крайних 10% населения в 1995 г. выросла до 15, 2 в 2004 г. В 2005 г. отмечено незначительное улучшение этого показателя - до 14, 8 раза, в 2010 г. - коэффициент поляризации доходов превысил 16, 7 раза. Образовался угрожающий социальной стабильности разлом общества, враждебность большинства бедных к богатой прослойке, игнорирующей негативные последствия такого разрыва, кичащихся своим богатством.
|