Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Норма № 12 снабжения вещевым имуществом личного пользования военнослужащих женского пола, заключивших контракт о прохождении военной службы на срок 3 года и более 6 страница
Согласно ст. 88 указанной Конвенции женщины-военнопленные не должны приговариваться к более суровым наказаниям или подвергаться более суровому обращению во время отбывания наказания, чем женщины из состава вооруженных сил держащей в плену Державы, наказываемые за аналогичные правонарушения. Кроме того, ни в коем случае женщины-военнопленные не могут приговариваться к более суровому наказанию или подвергаться более суровому обращению во время отбывания наказания, чем мужчины из состава вооруженных сил держащей в плену Державы, наказываемые за аналогичные правонарушения. На военнопленных могут быть наложены следующие дисциплинарные взыскания: 1) штраф в размере не свыше 50 % аванса в счет денежного довольствия и платы за работу, причитающихся военнопленным на срок, не превышающий 30 дней; 2) лишение преимуществ, предоставленных сверх того, что предусмотрено Конвенцией; 3) внеочередные наряды, не свыше двух часов в день (это наказание не может быть наложено на офицеров); 4) арест. Дисциплинарные взыскания ни в коем случае не должны быть бесчеловечными, жестокими или опасными для здоровья военнопленных. Женщины-военнопленные, отбывающие дисциплинарные взыскания, будут содержаться в помещениях отдельно от мужчин-военнопленных и будут находиться под непосредственным наблюдением женщин. Все помещения для отбытия дисциплинарных взысканий должны отвечать требованиям гигиены, предусмотренным вышеназванной Конвенцией. Военнопленные, отбывающие наказания, должны иметь возможность содержать себя в чистоте(ст. 97). Что касается уголовных наказаний, то в соответствии со ст. 108 указанной Конвенции ни один военнопленный не может быть предан суду или осужден за проступок, который не является наказуемым по законодательству держащей в плену Державы или по международному праву, которое действует в момент совершения проступка. Запрещается оказывать моральное или физическое давление на военнопленного для того, чтобы заставить его признать себя виновным в проступке, в котором его обвиняют. Ни один военнопленный не может быть осужден, если он не имел возможности защищаться и если ему не был предоставлен квалифицированный защитник. Военнопленные будут отбывать наказания, к которым они будут присуждены по вступившим в законную силу приговорам, в тех же учреждениях и в тех же условиях, что и лица из состава вооруженных сил держащей в плену Державы. Эти условия должны во всяком случае отвечать требованиям гигиены и гуманности. Женщина-военнопленная, в отношении которой вынесен подобный приговор, должна заключаться в отдельное помещение и находиться под наблюдением женского персонала. Военнопленным разрешено получать и отправлять корреспонденцию, получать не менее одной посылки в месяц, регулярно гулять на открытом воздухе; они также будут получать духовную помощь, которую они пожелают иметь, и медицинскую помощь, которая потребуется по состоянию их здоровья. Стороны, находящиеся в конфликте, обязаны отправлять на родину тяжелобольных и тяжелораненых военнопленных, вне зависимости от их звания и количества, после того как они будут приведены в состояние, допускающее их перевозку. Во время военных действий стороны, находящиеся в конфликте, должны стараться при содействии соответствующих нейтральных Держав организовать госпитализацию в нейтральных странах раненых и больных военнопленных, а также всех беременных женщин-военнопленных и матерей с грудными младенцами и малолетними детьми. Военнопленные освобождаются или репатриируются тотчас же после окончания военных действий. Однако это положение не распространяется на военнопленных, против которых возбуждено уголовное дело, а также на тех военнопленных, которые осуждены по законам держащей в плену Державы. Нормы международного права в основном касаются международных конфликтов, но существуют также нормы общего характера для военнопленных при вооруженных конфликтах немеждународного характера. Различие между этими двумя видами вооруженных конфликтов учитывается всеми четырьмя Женевскими конвенциями. Во всех них содержится идентичного содержания ст. 3, устанавливающая минимум требований, которые должны соблюдаться в случае международного конфликта, возникшего на территории страны (помощь раненым и больным, гуманное обращение со сложившими оружие участниками внутри государственного вооруженного конфликта, недопустимость посягательств на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение, взятие заложников, осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями и др.). Женевские конвенции от 12 августа 1949 г., в том числе Конвенция об обращении с военнопленными, были ратифицированы всеми странами — членами ООН (всего 188 государств). Во всех Женевских конвенциях содержатся положения, в которых говорится о необходимости самого широкого распространения знаний в вооруженных силах и среди мирного населения по всем вопросам гуманитарного права. Так, например, в конвенциях об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях на суше и на море содержатся идентичные положения, обязывающие ратифицировавшие их государства как в мирное, так и в военное время как можно шире распространять текст Конвенций в своих странах и, в частности, включить их изучение в учебные программы военного и, если возможно, гражданского образования с тем, чтобы с их принципами было ознакомлено все население в целом и в частности сражающиеся вооруженные силы, санитарный персонал и священнослужители. В Женевской конвенции об обращении с военнопленными, а также в Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны аналогичное правило дополнено указанием о том, что военные и другие власти, которые во время войны несут ответственность за военнопленных, должны иметь текст Конвенции и быть специально ознакомлены с ее положениями. Глава 8. Прохождение военной службы женщинами в армиях иностранных государств Значительный приток женщин в вооруженные силы — объективный процесс, который затронул почти все армии мира. Так, по данным Министерства обороны Германии, в 2002 г. из общего числа желающих заключить контракт о прохождении военной службы около 75 % составили женщины. В вооруженных силах Франции численность женщин составляет около 28 тыс. человек. Их доля в общей численности военнослужащих увеличилась с 7, 5% в 1995 г. до 10, 1 % в 2002 г.[55] Участие женщин в воинских формированиях различных государств имеет давнюю традицию. Платон ставил вопрос о равноправии мужчин и женщин в воинской сфере: «А разве иная женщина не имеет способностей к… военному делу, когда как другая совсем не воинственна?» Исходя из этого, он считал необходимым совместную воинскую деятельность мужчин и женщин, чтобы «они вместе стояли на страже государства, раз они на это способны». В IV в. до нашей эры в Афинах и Спарте женщины участвовали в вооруженных формированиях греческих войск. В канадскую армию женщин, прошедших специальную медицинскую подготовку, стали набирать с 1885 г. В западноевропейских государствах военнослужащие женского пола появились в период Первой мировой войны. Одним из самых заметных формирований того времени был женский королевский вспомогательный корпус, созданный в Великобритании. Во Второй мировой войне число женщин в армиях различных государств резко увеличилось, только в США их насчитывалось свыше 255 тыс.[56] Массовый приток женщин на военную службу связан с рядом социально-экономических явлений, протекающих в различных странах мира, в том числе и в России, и эти явления, послужившие предпосылками для развития новых тенденций, во многом схожи. Развитие иностранных индустриальных государств характеризовалось двумя важными обстоятельствами, которые обусловили этот процесс. С одной стороны, ядерное оружие, средства его доставки, а также дальнейшее оснащение армий новейшей техникой кардинально изменили военно-доктринальные концепции, стратегию и тактику вооруженной борьбы, понятие «поле боя» во многом стало условным. С другой стороны, существенные изменения, выразившиеся в усилении активности женщин в обществе, происходили также в социальной и духовной сфере. В начале 70-х гг. XX в. многие армии мира перешли на комплектование личным составом по принципу добровольного найма как базового принципа комплектования профессиональной армии, и количество женщин-военнослужащих стало заметно возрастать. В США непосредственными предпосылками этого явления стали неудачное завершение войны во Вьетнаме и значительный упадок престижа всего военного института государства, и военной службы в частности. Схожие тенденции наблюдаются и в российской армии. Система, базировавшаяся на всеобщей воинской обязанности во многом изжила себя, не отвечала современным реалиям, а поэтому была заменена смешанным принципом комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации. В промышленно развитых регионах мира произошли существенные демографические изменения, выразившиеся в снижении темпов воспроизводства населения, что явилось причиной неуклонного сокращения лиц из числа мужского пола в возрасте 18—26 лет. Невозможно стало восполнять потребности армии в рекрутах за счет мужчин. По мнению ряда отечественных военных ученых, современный этап социально-исторического развития России имеет во многом схожие с некоторыми западными странами черты, поэтому можно прогнозировать, что феминизация Российской армии как тенденция социально-исторического процесса будет продолжаться. В настоящее время женщины являются дополнительным источником человеческих ресурсов для решения задач по обеспечению национальной безопасности в США, Канаде, Великобритании, Германии, Франции, Швеции, Швейцарии, Нидерландах, Бельгии, Дании, Норвегии, Голландии, Португалии, Израиле, Испании, Греции, Турции, Пакистане, Люксембурге, Шри-Ланке и в других странах. В зарубежных странах поступление женщин на военную службу в мирное время, как правило, добровольное. Исключение составляет Израиль, где законодательно закреплена обязательная воинская повинность женщин наравне с мужчинами. В других иностранных государствах женщины, желающие поступить на военную службу, принимаются на добровольной основе. При этом к ним предъявляются следующие требования: возраст от 17—18 лет, годные по состоянию здоровья и умственному развитию, имеющие среднее образование. Контракты о прохождении военной службы заключаются как долгосрочные (на срок от пяти лет и более), так и краткосрочные (16—24 месяца). После поступления на военную службу женщины, как правило, проходят курс специальной подготовки. Им предоставляется возможность выбирать место службы, род войск, специальность (в США). Обучение женщин в военных учебных заведениях проводится по той же программе, что и для мужчин, но в некоторых странах существуют различные нормативы по физической подготовке. Материальное обеспечение, жилищно-бытовые условия и порядок прохождения службы для мужчин и женщин одинаковы. В Дании, Норвегии, Канаде, Нидерландах, Швеции женское движение добилось законодательного закрепления равных с мужчинами возможностей по занятию любых должностей и получению образования в военных учебных заведениях. Прохождение женщинами военной службы в вооруженных силах США регулируется разд. 10 «Свода законов Соединенных Штатов Америки», а также директивами Министерства обороны. После событий в Корее и во Вьетнаме престиж военной службы значительно снизился. С переходом к комплектованию вооруженных сил на добровольной основе возникла проблема нехватки личного состава. В связи с этим военное руководство США было вынуждено пересмотреть отношение к военнослужащим-женщинам, и в конце 70-х гг. XX в. дискриминационные ограничения были сняты. Женские подразделения как отдельный элемент регулярных сил были упразднены, военнослужащие-женщины стали проходить военную службу в одних подразделениях с мужчинами и были уравнены с ними в правах. В настоящее время женщины составляют 14, 4 % офицерского и 14, 7 % рядового и унтер-офицерского состава вооруженных сил США, причем женщин-офицеров в войсках больше, чем чернокожих офицеров-мужчин. Женщины получили право поступать в военные академии США в 1975 г. В соответствии с американским законодательством на военную службу не принимаются одинокие женщины, имеющие детей в возрасте до 18 лет (если решением суда с них не снята ответственность за материальное обеспечение детей), а также супруги, имеющие на иждивении детей такого же возраста[57]. При приеме на военную службу учитываются физиологические особенности женщин, для них установлены более низкие по сравнению с мужчинами нормативы по физической подготовке. Минимальный срок, на который заключается контракт с женщинами на прохождение военной службы, составляет два года, в дальнейшем контракт может быть продлен по желанию военнослужащей-женщины. При обучении в военно-учебных заведениях для женщин на занятиях по физической подготовке бокс заменен на каратэ и дзюдо. Женщины проходят службу в одних подразделениях с мужчинами и обеспечиваются теми же видами довольствия. Проживание организовано в одних казармах с мужчинами, для женщин лишь предусмотрены отдельные спальные помещения и туалетные комнаты. Несмотря на принятый в 1991 г. Закон, который открыл для военнослужащих-женщин доступ к ряду должностей, ранее относившихся к так называемым «боевым», все же около 30 % должностей остаются недоступными для представительниц слабого пола. Женщины не могут проходить военную службу в пехоте, танковых подразделениях, на подводных лодках, а также в иных подразделениях, которые ведут боевые действия в условиях непосредственного контакта с противником. Одной из причин такого запрета является повышенная степень риска, которой женщина может быть подвергнута при попадании в плен. Что касается мнения самих военнослужащих-женщин относительно возможности их использования по боевым военно-учетным специальностям, то среди опрошенных, имеющих воинское звание «рядовой», сторонников и противников такого использования оказалось примерно равное количество. Половина опрошенных офицеров-женщин высказались за учет принципа оптимальности и добровольности при использовании по боевым специальностям, а остальные — за обязательность такого использования[58]. Проблемой, связанной с прохождением военной службы женщинами в США, является беременность военнослужащих-женщин. Количество беременных военнослужащих-женщин практически неизменно и составляет около 5 % от общего числа военнослужащих-женщин[59]. В настоящее время беременность и наличие несовершеннолетних детей не являются основанием для увольнения с военной службы. В вооруженных силах США женщинам предоставляется отпуск по беременности и родам сроком на 10 недель. Период после рождения ребенка, превышающий 6 недель, засчитывается в ежегодный очередной отпуск (до 60 суток), также женщина может взять отпуск в счет будущей службы (до 45 суток). Зачастую после рождения ребенка перед женщиной-военнослужащей стоит проблема — продолжить военную службу или посвятить себя семье. Социологические исследования показывают, что только 17 % военнослужащих-женщин делают свой выбор в пользу семьи[60]. Сложность совмещения семейных обязанностей и военной службы заставляет многих женщин-военнослужащих отказываться от замужества. По данным исследований, среди офицерского состава вооруженных сил США женатые мужчины составляют 79 %, а замужние женщины — всего 53 %, среди рядового и сержантского состава таковых 61 и 46 % соответственно[61]. За последние десятилетия в США накоплен значительный опыт решения проблемы, связанной с попечением о детях военнослужащих. При палате представителей в Конгрессе США действует комитет по делам военнослужащих. Он, помимо прочего, занимается рассмотрением вопросов, касающихся социальной защиты детей военнослужащих. Так, при военных базах создаются так называемые детские центры. В эти центры принимают детей различных возрастов, около одной трети детей — в возрасте 3 лет и младше. Центры начинают работать за час до начала рабочего дня военнослужащих. В случаях когда продолжительность рабочего времени родителей превышает обычную, например если проводятся какие-либо учения, тренировки, то центры продолжают работу до окончания этих мероприятий. Предусмотрена возможность оставить ребенка в центре на несколько часов в день, а не на полный день. Часть воспитателей в этих центрах — супруги военнослужащих (до 80 %), хотя при подборе кадров принимается во внимание наличие педагогического образования. Таким образом, одновременно решается и проблема трудоустройства жен военнослужащих. Плата за пользование услугами данных центров составляет 75 % от оплаты, принятой в «гражданских» детских учреждениях. Оплата также зависит от размеров денежного содержания родителей: младшие по званию платят меньше, чем старшие. Преимущества при устройстве детей в центры имеют одинокие родители или семьи, где оба супруга являются военнослужащими. Кроме того, на американских военных базах создаются так называемые семейные детские сады: супруги военнослужащих, проживающие на территории военной базы, могут получить разрешение на работу с небольшими группами детей (6 человек и меньше). На большинстве военных баз действуют центры помощи семье. Данные центры собирают информацию о возникающих проблемах и принимают решения по различным вопросам, в том числе о трудоустройстве жен военнослужащих, помощи одиноким родителям и т. д. В их работе участвуют специалисты в области семейных отношений, включая капелланов. Задачей центров является оказание поддержки семьям военнослужащих, так как от состояния дел в семье во многом зависит и качество службы. Крепкие семьи способствуют поддержанию боеготовности в вооруженных силах — так считают многие представители американского командования[62]. С 1951 г. при Министерстве обороны США действует консультативный комитет по проблемам женщин в вооруженных силах (DACOWITS), главной задачей которого является помощь министру обороны в разрешении проблем, связанных с прохождением военной службы женщинами. Членами данного комитета являются 50 женщин из числа известных и уважаемых деятелей культуры, образования, ученых и предпринимателей. Первоначальной целью комитета было повысить привлекательность военной службы для женщин и привлечь новых кандидатов для заключения контрактов. В дальнейшем функции комитета были расширены, за более чем 50 лет работы комитет помог Министерству обороны в решении ряда острых проблем, связанных с прохождением женщинами военной службы. Во многом благодаря его деятельности военнослужащие-женщины в США добились равного правового статуса с военнослужащими-мужчинами[63]. Комитет, аналогичный американскому DACOWITS, действует при штаб-квартире НАТО. В настоящее время французские вооруженные силы являются одними из наиболее феминизированных в мире: численность женщин во французской армии составляет 13 % от общей численности личного состава, при этом отмечается тенденция к увеличению числа женщин на военной службе. К 2002 г. во Франции завершен переход к комплектованию вооруженных сил на контрактной основе. Декрет Правительства Франции № 98-86 отменил ограничения, связанные с прохождением военной службы женщинами. Женщины имеют право проходить военную службу на любых должностях, за исключением должностей, которые предусматривают участие в боевых действиях в условиях непосредственного соприкосновения с противником, и должностей, исполняемых в особых условиях, связанных со сложностью совместного проживания мужчин и женщин. Перечень таких должностей установлен директивой Министерства обороны Франции. В военном праве Франции тщательно проработан статус военнослужащих-женщин. Эти вопросы регламентированы Положением о прохождении службы женщинами-офицерами и унтер-офицерами (1992 г.) и правительственным актом «Тридцать мер для женщин-военнослужащих». В сухопутных войсках задействовано 10 000 женщин, из которых 500 офицеров и 5 500 унтер-офицеров. В ВВС — 7 440, в том числе 340 офицеров и 4 300 унтер-офицеров. В жандармерии — 5 400, из них офицеров — 31, унтер-офицеров — 3 867. В ВМФ — 3 420, на офицерских должностях — 215, на унтер-офицерских — 760[64]. Военнослужащим-женщинам во Франции предоставляется отпуск по беременности и родам и послеродовой отпуск продолжительностью до двух лет. В военном законодательстве Франции существует положение, по которому военнослужащие могут прерывать военную службу (считаться «временно уволенными»), в частности, «временно уволенными» считаются военнослужащие-женщины при использовании послеродового отпуска. Период нахождения в этом отпуске не учитывается при назначении пенсии, но в этот период сохраняется право на продвижение по службе. Отпуск оплачивается в размере 15 % денежного содержания. По окончании отпуска военнослужащая-женщина может продолжить прохождение военной службы в части, расположенной недалеко от места жительства, для чего необходимо подать соответствующий рапорт. Отпуск по уходу за ребенком может быть предоставлен и отцу ребенка, если мать отказывается от отпуска или не может его использовать по тем или иным причинам[65]. Во Франции значительная часть военнослужащих-женщин сочетают военную карьеру и семейную жизнь (75 %). Не замужем и не имеют семьи около 25 % военнослужащих-женщин, 15 % — матери-одиночки[66]. В связи с увеличением численности женщин-военнослужащих, ростом профессиональной занятости супругов-военнослужащих Министерство обороны Франции устанавливает меры, направленные на совершенствование социальной помощи семьям военнослужащих, которые включают увеличение количества мест в детских садах и яслях, принадлежащих Министерству обороны; заключение соглашений с министерствами образования и социальной солидарности об увеличении численности зарезервированных мест в гражданском секторе для детей военнослужащих; выплата частичной денежной компенсации расходов на услуги по уходу за детьми из расчета 3 евро в час; увеличение выплат и беспроцентных ссуд для помощи в продолжении обучения детей при смене места службы военнослужащими. В связи с увеличением численности военнослужащих-женщин, а также числа семей, где оба супруга проходят военную службу, Правительство Франции прилагает значительные усилия, направленные на совершенствование системы социальной защиты семей военнослужащих. Меры социальной защиты включают: увеличение количества мест в детских садах и яслях, принадлежащих Министерству обороны; заключение соглашения с Министерством образования об увеличении числа зарезервированных мест для детей военнослужащих в дошкольных учреждениях гражданского сектора; выплата частичной денежной компенсации расходов на услуги по уходу за детьми в возрасте от 3 до 6 лет; помощь в получении среднего образования детям военнослужащих при переводе к новому месту службы, в том числе — оплата индивидуальных занятий. Предусмотрены дотации Институту социального управления Министерства обороны на содержание учреждений для детей старше 6 лет. Несмотря на предпринимаемые Правительством Франции меры, женщины-военнослужащие испытывают трудности, связанные с необходимостью сочетать служебные и личные интересы. В первую очередь это касается женщин, имеющих детей. Количество учреждений, обеспечивающих присмотр за детьми дошкольного возраста (особенно в ночное время) при нахождении матери на службе, недостаточно. Кроме того, регламент служебного времени в вооруженных силах зачастую не согласуется со временем работы таких учреждений[67]. История службы женщин в вооруженных силах Великобритании насчитывает более 300 лет. В настоящее время основным документом, определяющим порядок прохождения военной службы женщинами в вооруженных силах Великобритании, является закон «Об армии» 1975 г. Существует также ряд дополняющих его нормативных правовых актов: «О запрещении дискриминации по признаку пола» (1975 г.), «О расовых взаимоотношениях» (1976 г.) и инструкция Министерства обороны «Управление персоналом вооруженных сил завтрашнего дня» (1995 г.). В целях обеспечения соблюдения принципа равенства полов в стране созданы комиссии по обеспечению равных возможностей мужчин и женщин[68]. В настоящее время женщины составляют около 8 % от общего числа военнослужащих вооруженных сил Великобритании. При этом существует ряд ограничений по прохождению ими службы на некоторых должностях. Так, женщины не имеют права служить в подразделениях, которые предназначены для ведения боевых действий в непосредственном соприкосновении с противником, а также на подводных лодках. В сухопутных войсках женщины используются по 40 специальностям, в ВВС — по 18 и на флоте — по 17 специальностям для офицеров и 23 для унтер-офицеров. В национальной военной академии для военнослужащих-женщин ежегодно резервируется 28 мест. Законодательство Великобритании не предусматривает каких-либо серьезных различий в правовом регулировании прохождения военной службы в зависимости от пола. Однако военнослужащие-женщины все же имеют ряд преимуществ. Например, в соответствии с законодательством Великобритании при досрочном увольнении с военной службы военнослужащие обязаны выплатить денежную компенсацию государству, своего рода неустойку. Военнослужащие-женщины имеют право на досрочное увольнение без выплаты этой неустойки в связи с вступлением в брак. В целях сокращения случаев досрочного увольнения с военной службы женщин по причине замужества в вооруженных силах Великобритании поощряется практика совместного прохождения службы супругами-военнослужащими. При этом согласование регламента служебного времени не гарантируется. Беременность не является основанием для увольнения с военной службы. Предусмотрены единовременные пособия по беременности и родам и уходу за ребенком, средний размер которых составляет 11 тыс. фунтов стерлингов. Следует отметить, что наличие у военнослужащей-женщины детей не является основанием для ее освобождения от служебных обязанностей. В соответствии с законодательством ФРГ женщины получили право поступать на военную службу лишь в 1975 г., и только на должности в медицинских подразделениях и военных оркестрах. В связи с сокращением военного бюджета и падением престижа военной службы обострилась проблема комплектования вооруженных сил ФРГ, что способствовало принятию в 2001 г. руководством Министерства обороны ФРГ решения о приеме женщин на службу в некоторые боевые подразделения бундесвера. Следует отметить, что одной из причин, по которой женщин допустили к новым военно-учетным специальностям, послужило обращение женщин ФРГ в Европейскую судебную палату с иском к бундесверу по факту профессиональной дискриминации по половому признаку. После выигранного судебного процесса женщины получили право проходить службу практически по всем военно-учетным специальностям. На начало 2001 г. 176 военнослужащих-женщин проходили подготовку для службы в боевых частях сухопутных войск, 69 — в ВВС, 18 — в ВМС[69]. Женщины для поступления на военную службу по контракту подают заявление в региональный центр по набору (Zentrum fur Nachwuchsgewinnung). Возраст зависит от того воинского звания, в котором они собираются служить. При поступлении на воинскую службу необходимо подтвердить не просто нормальное физическое здоровье, но и определенную спортивную форму, а также доказать профессиональную пригодность к длительной службе в армии как с психофизиологической, так и с интеллектуальной стороны. Для этого кандидаты на добровольную военную службу проходят соответствующее тестирование, с ними также проводят специальное собеседование. Общим условием набора для прохождения добровольной военной службы по контракту является наличие гражданства Германии. Для набора лиц (Anwarter), которые желают добровольно проходить военную службу по контракту в качестве профессиональных солдат (Mannschaften), унтер-офицеров (Unteroffiziere) или фельдфебелей (Feldwebel), а также профессиональных офицеров (Offiziere), конкретные требования устанавливаются Типовым положением — Soldatenlaufbahnverordnung (SLV) от 19 марта 2002 г. В этом же Положении содержатся условия присвоения воинских званий (Beforderung)[70]. Военное право ФРГ отличается от законодательства других стран тщательной проработкой вопроса о правах женщин-военнослужащих. Так, принятое в сентябре 1991 г. Положение об охране материнства женщин-военнослужащих гарантирует им (по сравнению с аналогичными нормативными правовыми актами в других странах) большое количество льгот и более высокую степень социальной защищенности. На время пребывания в отпуске по беременности и родам (не менее 14 недель) за ними сохраняется денежное содержание, включая все дополнительные выплаты, устанавливается денежная надбавка за каждый день совмещенного отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком. Военнослужащие-женщины имеют право взять дополнительный отпуск по уходу за ребенком до 3 лет (без оплаты), а также отпуск по воспитанию ребенка до достижения им 13-летнего возраста (также неоплачиваемый). При нахождении в этих отпусках за военнослужащими сохраняется право на бесплатное пользование услугами военно-медицинских учреждений[71]. Вместе с тем командование бундесвера указывает на наличие ряда проблем, связанных с формированием здорового морально-психологического климата в подразделениях, где служат военнослужащие-женщины. По результатам опроса, проведенного сотрудниками Института социальных проблем бундесвера, около 75 % опрошенных военнослужащих-мужчин отрицательно относятся к совместной службе с женщинами. Прогнозируется снижение уровня боеспособности подразделений, укомплектованных по смешанному принципу[72]. Также возникли трудности, связанные с материально-бытовым обеспечением военнослужащих-женщин и с их размещением. В вооруженных силах Нидерландов женщины могут проходить военную службу на любых должностях, кроме должностей на подводных лодках и в морской пехоте. Условия прохождения военной службы практически одинаковы для обоих полов. Однако прохождение военной службы женщинами все же имеет ряд особенностей.
|