Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наставления Тимофею как блюстителю веры (1 глава)
После краткого апостольского приветствия апостол Павел напоминает Тимофею, «истинному сыну в вере» (1, 2), о пастырском долге хранения веры от лжеучителей: «увещать некоторых, чтобы они не учили иному» (1, 3), т.е. тех, кто любит заниматься «баснями и родословиями бесконечными» (1, 4), что было свойственно как язычникам, рассуждавшим о рождении своих богов, так и иудеям, гордившимся своими родословиями. Это приводило только к спорам, а не к назиданию в вере. Целью назидания пастыря должна быть любовь к Богу и ближним, «от чистого сердца и нелицемерной веры» (1, 5), т.е. совершаемая бескорыстно, из побуждений искренней веры в Бога. Уклонение от этой главной цели в «законоучителъство» (1, 7) есть уклонение в «пустословие» (1, 6), как поступали иудействующие христиане. В отличие от них надо не спорить и не превозноситься законом, но «законно употреблять его» (1, 8), т.е. через закон приходить ко Христу. Апостол признает за Моисеевым законом его относительное значение: он полезен для обуздания грешников, которые только и могут сдерживаться внешним предписанием. Для «праведников же» (1, 9), т.е. для оправданных и уверовавших во Христа – Искупителя, он бесполезен, так как они руководствуются высшим велением: воспринятой ими благодатью Духа Святого и чистой совестью. Живущий во Христе и без принуждения закона живет по закону. Центром вероучительных наставлении пастыря должно быть раскрытие спасения грешников во Христе (1, 15). Суть этого спасения заключается в принятии верой искупительного подвига Христа, в признании Его своим Искупителем и Спасителем. Апостол Павел не стыдится привести в пример свое обращение от неверия к вере во Христа через чудесное призвание, чтобы тем убедительнее показать милосердие и долготерпение Божие (1, 16; Деяния 9, 1–8). Обращаясь лично к Тимофею, апостол Павел призывает его мужественно бороться с врагами спасения, «как добрый воин» Христов, воинствовать согласно с бывшими о нем пророчествами (1, 18). По изъяснению святителя Иоанна Златоуста, под «пророчествами» о Тимофее понимается само его призвание к вере и затем рукоположение (4, 14). Все это совершилось «по внушению Святого Духа. Ибо пророчество состоит не в том только, чтобы предсказывать будущее, но и в том, чтобы указывать настоящее».[122] Оружие «воина Христова» есть «вера и добрая совесть», уклонение от которых в сторону рационализма и погрешений против совести ведет к «кораблекрушению в вере» (1, 19). Так произошло с Именем, отрицавшим воскресение мертвых (2 Тим. 2, 17) и Александром, противником Павловым в вероучении (2 Тим.4, 14-15), которых апостол «предал сатане» (1, 20), т.е. отлучил от Церкви. «Кораблекрушение в вере» происходит и со всяким христианином, который пытается представить или интерпретировать истины веры в разумном свете, осовременить их в согласии с «наукой».
|