Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Реформирование системы социального страхования как средства социальной защиты населения
В России на этапе перехода к рыночной экономике возникла необходимость в разработке новых, адекватных нарождающимся социально-экономическим условиям механизмов и форм социального страхования. Существующая в нашей стране система социального страхования справляется со стоящими перед ней задачами лишь частично. Государственные фонды социального страхования сегодня не вполне справляются с поставленными целями и более или менее устойчиво действуют лишь в части обслуживания ограниченного круга государственных служащих. Работники же большинства сфер деятельности остаются практически незащищенными. Многие виды социальной защиты или неразвиты, или совсем отсутствуют. Современная система страхования социальных рисков, которую представляет в России система социального страхования характеризуется явным сходством с социальным обеспечением и социальной помощью. Фактически в России система социального страхования продолжает базироваться на устаревших принципах социалистической системы социального обеспечения. В число важнейших объективных, системных препятствий и трудностей формирования институтов социального страхования специалисты, российские ученые и международные эксперты включают следующие: - отсутствие тщательно выверенных доктрин по построению институтов социального страхования, которые были бы органически увязаны с системами заработной платы, налоговыми системами, политикой и состоянием на рынке труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем; - слабо развитые механизмы демократического управления системами социального страхования, когда фактически отсутствует паритетное участие социальных партнеров (работодателей и работников) в управлении системами и финансами социального страхования; - средства внебюджетных фондов включены в состав государственного бюджета (например, значительная часть единого социального налога), что приводит к финансированию выплат нестрахового характера, использованию их страховых финансовых ресурсов не по прямому назначению и нарушению принципа адекватности (зависимости) уровня выплачиваемых пособий от размеров страховых взносов; - слабое развитие инструментария и инфраструктуры управления социальным страхованием, что выражается в отсутствии официально - утвержденных моделей расчетов, ненадежной и неполной информационной базы, а также систем проведения реабилитации застрахованных. Таким образом, действующая в России система социальной защиты еще в крайне недостаточной мере использует потенциал института обязательного социального страхования. При изучении и анализе основных положений, изложенных в законодательных источниках комитета по социальной политике при Президенте Российской Федерации, относящихся к процессу реформирования в сфере социального страхования в России выявлены следующие принципы: Законодательное закрепление гарантий по отношению к субъекту страхования и реализация его прав на основе изучения, выделения и определения в качестве объектов страхования социальных рисков, четкой очерченности прав и ответственности субъектов страхования, на основе установления порядка и размера выплат и их зависимости от сроков внесения и размеров страховых взносов. Личная ответственность. Она состоит в том, что трудящиеся непосредственно вносят страховые взносы и непосредственно или через представителей могут участвовать в управлении соответствующими страховыми учреждениями. Принцип личной ответственности, широко распространенный в странах Западной Европе (в частности в Германии), находит свое выражение и продолжение в принципе страхового взноса: финансирование предоставляемой помощи за счет взносов. Тем самым устанавливается эквивалентность между размерами страховых взносов и объемом предоставляемых социальных услуг. На практике это означает, что страхуемые должны вносить в качестве взноса определенную часть своей заработной платы (дохода) и, в случае утраты заработка, должны получать компенсацию, размер которой определяется величиной, пропорциональной их заработной плате. На размер выплат также влияют взносы работодателей и поступления по каналам солидарного перераспределения в системе страховых фондов. Принцип солидарности, суть которого сводится к тому, что более обеспеченные страхуемые вносят более высокие страховые взносы и тем самым оказывают материальную помощь менее обеспеченным. Так, например, в солидарно-финансируемой системе медицинского страхования величина взносов учитывает размер доходов застрахованных, а услуги оказываются в соответствии с состоянием здоровья, независимо от величины личных взносов каждого человека. Такой порядок определения размера личных взносов, не связанный со степенью страхового риска, обеспечивает солидарное выравнивание, при котором здоровые несут расходы за больных, молодые - за старых, трудоспособные - за инвалидов, одинокие - за семейных, а обеспеченные за малоимущих («Принцип поколений» в немецкой модели социального страхования). Организационное самоуправление. Этот принцип состоит в том, что страхователи и застрахованные принимают участие в формировании органов управления страховыми фондами. В данном случае роль государства сводится к созданию правовых основ деятельности конкретных фондов социального страхования. Личная ответственность находит наиболее полное свое выражение в принципе самоуправления. Контроль и управление осуществляют лица, непосредственно в нем заинтересованные. Укрепление солидарности страховых фондов делает систему социального страхования «прозрачной» для общественного контроля и способствует социальной стабильности. Достигается разделение властных и контрольных функций, децентрализуется управление, и в процесс принятия решения вовлекаются широкие круги трудящихся и работодателей. Реформирование системы социального страхования, работы внебюджетных фондов будет возможным, если законодатель в ближайшее время примет ряд нормативных актов, которые учтут изложенные принципы социального страхования. Говоря об изъянах российской системы социального страхования можно сказать, что оны по-прежнему далека от совершенства и имеет ряд существенных недостатков: - обязательное участие застрахованных минимизировано; - при высоком уровне страховой нагрузки (около 40% фонда оплаты труда) размер страховых выплат невелик и не увязан ни с объемом внесенных средств, ни с уровнем страховых рисков; - существующее правовое положение внебюджетных фондов практически ограничивает их роль функцией «сбора-распределения средств»; - все фонды являются государственными учреждениями, в управлении которыми не предусмотрено паритетное участие всех субъектов обязательного страхования, что не гарантирует, в частности, защиту аккумулированных ими средств от нецелевого использования (например, изъятия государством на другие нужды); - отсутствует четкое разграничение между системами социального страхования и социального обеспечения. В частности, все фонды выполняют в настоящий момент обе функции параллельно. Устранение выше перечисленных недостатков, произойдет только при достижении определенных целей реформирования системы социального страхования. Одной из таких целей должно стать создание финансово устойчивой системы, обеспечивающей гражданам России надежную социальную защиту от рисков, связанных с утратой заработка (дохода), в то же время нацеленной на снижение налогового бремени на работодателей. Для достижения этой цели необходимо выполнение следующих задач: - создание различных видов социального страхования и разветвленной социальной инфраструктуры, позволяющей обеспечить гражданам широкий круг социальных услуг; - построение страховых систем по профессиональному признаку и с учетом региональных особенностей, максимально учитывающих природу социальных рисков и обеспечивающих точный расчет финансовых средств, необходимых и достаточных для выполнения страховых обязательств по конкретным видам социальных пособий; - повышение личной ответственности за создание условий своей жизни, заключающееся в обязательном внесении работником страховых взносов по некоторым видам социального страхования; - осуществление социального страхования преимущественно теми страховыми организациями, которые не находятся в непосредственной зависимости от государства; - развитие механизмов самоуправления страховыми учреждениями. Реализация указанных задач потребует осуществление целого - комплекса мероприятий. Законодательное закрепление гарантированных прав в области социальной защиты в России от конкретных рисков является важнейшей целью социального страхования. Такая защита предполагает законодательное определение объектов и субъектов социального страхования, порядка внесения соответствующих страховых платежей и оплаты страховых случаев. Для этого мы предлагаем, продолжить формирование институциональных условий для эффективного функционирования системы социального страхования, что, соответственно, потребуется сосредоточить усилия на следующих направлениях: - анализ законодательной и нормативной правовой базы в сфере социального страхования, ведомственных актов, регулирующих вопросы социального страхования; - ревизия перечня выплат и расходов, осуществляемых в системе обязательного социального страхования, подготовка предложений по установлению четких границ для страховых и нестраховых выплат и расходов, определение источников финансирования для каждого их вида; - изменение законодательства о внебюджетных государственных социальных фондах, о системе управления системой и ресурсами социального страхования, обеспечение паритетности участия представителей субъектов в органах управления системы социального страхования; - осуществление мер, направленных на приведение порядка, условий и размеров страхового обеспечения в соответствие с социально-экономическим положением страны; Реформирование системы социального страхования должно осуществляться на базе основных положений: - соблюдения конституционных прав граждан РФ; - четкого определения целей, задач и источников финансирования по различным видам социального страхования; - соблюдения страховых принципов; - развития персонифицированного учета во всей системе социального страхования; - адекватности уровня социальной защиты размерам страховых платежей; - устранения дублирования функций; - создания условий для достижения финансовой устойчивости системы. В каждом из перечисленных видов страхования имеются определенные проблемы, без решения которых невозможно создать эффективную систему социального страхования и обеспечить высокий уровень социальной защиты населения от различного рода социальных рисков. Социальное страхование основывается на тщательном статистическом учете и анализе различных социальных рисков заработка работающих, распространяется, прежде всего, на активное, работающее население и финансируется главным образом за счет доходов трудящихся и работодателей. Основные социальные риски имеют сложную структуру, простираются от утраты заработка в случае временной нетрудоспособности, профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве, приведших к инвалидности, смерти или безработице и до утраты заработка в случаях достижения нетрудоспособного, пенсионного возраста. Существенной особенностью страхования является «самопомощь» его участников, и, как правило, их участие в управлении фондом. Современная система страхования социальных рисков, которую представляет в России система социального страхования, характеризуется явным сходством с социальным обеспечением и социальной помощью и охватывает практически все возрастные группы населения.
|