Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 5.1. Государство и рынок научно-технической продукции
Рынок научно-технической продукции имеет собственные закономерности развития, однако принятие экономических решений происходит под влиянием как рынка, так и государства. При этом в развитых системах рыночного типа функции государства не противоречат конкурентным отношениям и не направлены против их действия. Государство не может эффективно заменить воздействие рыночных механизмов, но рыночные механизмы не всегда функционируют безупречно. Складываются ситуации, именуемые фиаско рынка, при которых рынок не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов. Ряд исследований указывает на три важнейшие причины фиаско рынка: внешние эффекты, общественные блага и недостаточная конкуренция, а также такие его разновидности, как инфляция и циклическая безработица, характеризующие неустойчивость рыночной системы (Э. Дж. Долан, К. Д. Кампбелл, Р. Дж. Кэмбелл, Е. Линдсей, Д. Н. Хайман). Экономические функции правительства можно разделить на две большие группы: 1) содействие функционированию рыночной системы, включая формирование правовой базы, соответствующего менталитета; 2) защита конкуренции, а также развитие и модификация рыночной системы путем перераспределения дохода и богатства, воздействие на распределение ресурсов с целью изменения структуры национального продукта, стабилизации экономики на основе контроля за уровнем занятости и инфляции, и стимулирование экономического роста. Исходя из этих общих положений, специфика влияния государства на рынок научно-технической продукции заключается в следующем: 1) воздействие государства на рынок научно-технической продукции происходит по двум основным направлениям: через государственный рынок научно-технической продукции и через влияние, оказываемое на рынок в целом; 2) государственный рынок научно-технической продукции формируется через систему государственных заказов на основе жесткого конкурсного отбора, который регламентируется соответствующими законодательными актами; 3) ведущие министерства и ведомства, являясь агентами государства, через специальные подразделения и систему контрактов реализуют государственные заказы; 4) для обеспечения гибкости, мобильности, проведения венчурных разработок государство создает условия для развития малых научных и инновационных фирм путем системы поддержки через соответствующие фонды, программы (SBIR и др.), гранты и т. д., делегируя функции министерствам и ведомствам, обязывая их в законодательном порядке решать эти проблемы; 5) регулирование как на макро-, так и на микроуровне подвержено влиянию комплекса меняющихся факторов, часть которых имеет циклический характер развития. Это отражается на характере процесса регулирования научно-технологического развития, который в настоящее время носит " маятниковый" характер: " регулирование — дерегулирование" и т. д.; 6) государство стимулирует частные инвестиции в НИОКР, а также поддерживает исследования и разработки, выполняемые по заказу потребителя, продвигает научно-техническую продукцию на внешний рынок; 7) создается мотивационная среда для потребителей наукоемкой продукции; 8) совершенствование методов регулирования научно-технологического развития идет не по пути усиления администрирования, а ориентировано на создание новых методов и подходов косвенного воздействия на субъекты научно-технической деятельности; 9) развитие научно-технологического регулирования идет по двум направлениям: а) совершенствование традиционных методов (формирование научно-технической политики, новые подходы в разработке и реализации программ и т. д.), б) разработка новых подходов и методов регулирования научно-технологического развития, таких как таргетирование наукоемких отраслей, создание условий для трансфера высоких технологий и коммерциализации научно-технических разработок, развития инфраструктуры, т. е. разрабатываются новая методология и конкретный инструментарий, создающий условия для доведения высоких технологий и научно-технической продукции до конкретного потребителя как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
|