Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 3.3. Экзогенные и эндогенные модели влияния научно-технического прогресса на экономические процессы






 

Инновационную деятельность наиболее наглядно можно представить на уровне агрегированных технико-экономических моделей (макромоделей) сложных систем. Здесь инновационная деятельность проявляется как совокупность всех явлений, приводящих к увеличению выпуска продукции без роста объемов затрачиваемых ресурсов или с опережающим ростом выпуска продукции по сравнению с ростом затрачиваемых ресурсов. Существует два диаметрально противоположных математических представления инновационной деятельности (ИД): экзогенное и эндогенное.

Экзогенная модель инновационной деятельности представляется в виде некоторой социально-экономической «силы», автоматически увеличивающей эффективность производственной системы. Вопрос об источниках происхождения этой «силы» в моделях не рассматривается. Представление инновационной деятельности как экзогенной наиболее простая математическая категория, доступная для практического моделирования реальных систем, поэтому оно нашло широкое применение на практике.

Используются три основных типа моделей экзогенного научно-технического развития:

¾ во-первых, экзогенная модель инновационной деятельности представляется в виде автономной (или нейтральной) инновационной политики, то есть считается, что рост эффективности системы не зависит от капиталовложений и динамики рабочей силы, а привносится извне.

¾ во-вторых, экзогенная модель инновационной деятельности представляется в виде «овеществленного» процесса. Считается, что она вносится вместе с новым, более современным оборудованием и новой, более квалифицированной рабочей силой, причем эти факторы также задаются извне как функция времени.

¾ в-третьих, модель инновационной деятельности задается, как индуцированная, то есть инновационный процесс связывается с предыдущим развитием системы. Считается, что инновационный процесс зависит от того, сколько капиталовложений уже было сделано в систему. Предполагается, что в масштабе крупной отрасли или государства количество открытий или изобретений является монотонно возрастающей функцией от объема капитальных вложений.

В данном случае на процесс осуществления инновационной деятельности оказывают влияние внешние факторы - это явления, происходящие вне экономической системы. К ним относятся: изменения в численности населения, изобретения и инновации, войны и другие политические события. Рост образова­тельного уровня населения способствует осуществле­нию цикла «наука - техника - производство», которое ведет к подъему экономики. Коренные изменения тех­ники и технологии производства, обусловленные ин­новационной деятельностью, вызывают взрыв деловой активности и широкое инвестирование инновацион­ных проектов. Отсюда - новые рабочие места и на­ступление подъема в экономике. Политические собы­тия по-разному влияют на деловую активность. К при­меру, Вторая мировая война подтолкнула США к перевооружению, в результате - великая депрессия 30-х годов сменилась послевоенным подъемом. Наоборот, послевоенный запрет для Японии иметь вооруженные силы способствовал инвестированию инноваций и при­вел к «Японскому чуду».

В последнее время получили распространение более сложные модели, в которых инновационная деятельность рассматривается как эндогенная. Представление инновационного процесса в индуцированном виде - уже попытка раскрыть его внутреннюю сущность, так как учитывается опыт, накопленный в системе при решении непрерывно возникающих проблем развития. Однако важнейшие факторы, наука и техника, остаются вне этой модели.

Представление эндогенной модели инновационной деятельности связано с анализом характера воздействия науки и техники на эффективность системы. Здесь существует несколько подходов:

¾ во-первых, в самом простом случае эндогенную модель инновационной деятельности можно рассматривать как результат деятельности особой отрасли, «производящей» научно-технические идеи, открытия, изобретения. В этом случае инновационная деятельность обеспечивается материальными и людскими ресурсами, имеющимися у системы. При этом выделяется основная часть основных фондов, непосредственно обслуживающих инновационную деятельность.

¾ во-вторых, эндогенная модель инновационной деятельности рассматривается не только как результат деятельности отдельной отрасли, но и с учетом влияния отдельных элементов этой отрасли: состояния фундаментальных исследований, состояния прикладных исследований и разработок, а также их внедрение.

¾ в-третьих, эндогенную модель инновационной деятельности можно анализировать путем выявления причинно-следственных связей внутри системы. На первом этапе - только микропоказатели системы. На втором этапе осуществляется интегрирование микропоказателей и переход к макропоказателям. Вводится дополнительный макропоказатель - технический уровень развития системы.

В зависимости от использования результатов научно-технических разработок различают два этапа экономического развития. На первом этапе научно-техническое развитие в моделях экономического роста рассматривается как экзогенный (внешний) фактор развития. Это объясняется тем, что наука в значительной степени развивается как самостоятельная система, т.е. система, на входе в которую находятся имеющиеся научные знания, а на выходе — новые. В то же время оборудование, его образцы могли создаваться людьми, которые не имели научных знаний. Таким образом, наука развивалась практически параллельно производственному процессу. Так, например, в конце XIX в. один и тот же станок в процессе износа несколько раз заменялся таким же станком, т.е. моральный срок старения был равен нескольким физическим срокам службы. В таких условиях инноватика не нужна, специальные структуры и методы организации инновационной деятельности также не востребованы. И даже потребность в термине «инновация» отсутствовала.

Второй этап развития (вторая половина XX в.) отличается тем, что конкурентное производство не может существовать без использования научно-технических знаний. В то же время наука требует все больших ресурсов, которые может дать только производство. Возникает и развивается инновационная деятельность, направленная на использование научных и технологических знаний в производственной и не­производственной сферах с целью повышения эффективного использования ресурсов на основании новых технологии, конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг), увеличения прибыли.

В современной экономике сформировался также третий подход к определению моделей инновационной деятельности. Авторы этой концепции считают, что внешние (экзогенные) факторы дают первоначальный толчок развитию инновационных процессов, а внутренние (эндогенные) приводят к пофазным колебаниям. Это направление представляется бо­лее продуктивным.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал