Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2. Инновации как объект управленияСтр 1 из 37Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ
, ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ» 1.1. Предмет и задачи изучение дисциплины «Экономика и управление инновациями» 1.2. Структура и основные разделы «Экономики и управления инновациями» Вопрос 1.1. Предмет и задачи изучение дисциплины «Экономика и управление инновациями» Анализ новых тенденций, характеризующих мировую экономику, показывает, что уровень развития страны и благосостояния населения во – многом определяется способностью ее экономики адаптироваться к изменениям, происходящим под влиянием стремительных темпов научно-технологического развития. Результативность же научно-технического прогресса в значительной степени определяется эффективностью нововведений, то есть эффективностью инноваций в форме внедрения новых продуктов и технологий. Главными факторами устойчивого развития и экономического роста общества являются научно-технические знания. В развитых странах до 80% прироста валового внутреннего продукта достигается за счет инноваций. Тенденция роста наукоемкости общественного производства стала объективной реальностью современного мирового воспроизводственного процесса. Именно этим и обусловлена необходимость изучения дисциплины «Экономика и управление инновациями» и подготовки нового типа руководителей, специалистов по инновациям - инновационных менеджеров. В системе экономических наук и экономического образования экономика и управление инновациями - самостоятельная научная и учебная дисциплина. Предмет ее изучения чрезвычайно сложен и многообразен. Вместе с тем, на процесс определения предмета современной экономики инноваций оказывают влияние следующие факторы: ¾ сфера научного интереса того или иного исследователя (общие закономерности развития науки об инновациях; инновационная деятельность человека; инновационная активность государства); ¾ объект теоретического исследования (экономические явления и процессы; вся национальная экономика; экономика конкретной организации); ¾ субъект теоретического исследования (отдельный человек; группа людей; ассоциации либо государство как субъект инновационной деятельности); ¾ выдвигаемая научная задача (определение сущности явлений и процессов; выявление причинно-следственных связей и функциональных взаимозависимостей между ними; проведение количественного и качественного анализа, обнаружение основных тенденций развития). Экономика и управление инновациями - это наука, а то, что изучает наука, и есть ее предмет. Предмет изучения дисциплины «Экономика и управление инновациями» составляют такие понятия как новация, инновация, нововведение, инновационный процесс, инновационный цикл, инновационная деятельность, инновационный проект, инновационный менеджмент (рисунок 1.1).
Инновация Новация Нововведение
Инновационный Инновационный процесс проект
Инновационный Инновационная цикл деятельность Инновационный менеджмент
Рисунок 1.1- Предмет изучения курса «Экономика и управление инновациями»
Новация (лат. novation – изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новые явления, открытия, изобретение, новые предметы, новые действия, обычаи, новые методы. Практическое использование новшества с момента технологического освоения производства и масштабного распространения в качестве новых продуктов и услуг является нововведением (инновацией) (англ. innovation – нововведение, новшество, новаторство, «инвестиции в новацию», «введение новшества»). Нововведение представляет собой замену старого объекта (явления) новым. Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методов планирования, анализа и т.п. (многие организационно-технические, управленческие и экономические решения производственного, финансового, коммерческого и административного характера). Инновацию можно назвать также инновационным продуктом. С понятием «инновация» тесно связаны понятия «изобретение» и «открытие». Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструмент, другие приспособления, созданные человеком. Открытием же является процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы. Открытие отличается от инновации по следующим признакам: 1. Открытие, а также изобретение, совершается, как правило, на фундаментальном уровне, а инновация производится на уровне технологического (прикладного) порядка. 2. Открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой, а инновация разрабатывается коллективами и воплощается в форме инновационного проекта. 3. Открытие не преследует целью получить выгоду. Инновация же всегда ставит своей целью получить какую-либо осязаемую выгоду за счет применения какого-то нововведения в технике и технологии. 4. Открытие может произойти случайно, а инновация всегда является результатом поиска. Ее случайно не производят. Она требует определенной четкой цели и технико-экономического обоснования. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Инновационный цикл – выполнение комплекса работ по одному инновационному проекту. Понятие «инновационный проект» может рассматриваться в нескольких аспектах: как совокупность мероприятий для достижения инновационных целей; как процесс осуществления инновационной деятельности; как пакет документов, обосновывающих и описывающих эти мероприятия. Инновационная деятельность – это процесс, направленный на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. Инновации - это не только экономическая категория, но и инструмент воздействия на весь хозяйственный процесс. Поэтому инновациями можно управлять. Управление инновациями – это целенаправленная система управления инновационной деятельностью и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций в организации, с целью достижения максимальной эффективности инноваций, как важнейшего фактора социально-экономического развития. В научной литературе, учебном процессе и практической деятельности широко распространен термин «инновационный менеджмент», который можно считать синонимом «системы управления инновациями». Цель управления инновациями – определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности организации в сферах разработки и внедрения новой продукции и технологий, модернизации и усовершенствовании выпускаемой продукции, дальнейшего развития производства и управления. Оно ориентировано на внедрение инноваций и на управление организацией при помощи инноваций и основывается на следующих ключевых моментах: 1. Целенаправленный поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации. 2. Организация инновационного процесса для данной инновации: проведение комплекса работ по превращению идеи в предмет (новый продукт, материализованная форма операции), готовый для продвижения на рынке и для продажи. 3. Процесс продвижения и реализации инновации на рынке. Инновационный менеджмент - это наука управления, которая представляет собой систему знаний о способах наиболее рациональной организации управления инновационными процессами и инновационной деятельностью, осуществляемых с целью решения стратегических и тактических задач экономики. Цель изучения дисциплины «Экономика и управление инновациями» заключается в получении знаний в области теоретических разработок и практики принятия решений по вопросам экономического обоснования инновационных проектов, регулирования инновационной деятельности. Эти вопросы являются особенно важными для Беларуси, которая обладает значительными запасами лишь некоторых видов сырьевых ресурсов (калийные соли, лес, вода и др.), но может использовать интеллектуальный ресурс в качестве одного из важнейших факторов развития национальной экономики. Задачи изучения дисциплины заключаются в том, чтобы дать студентам теоретические знания, практические навыки, необходимые в области экономического обоснования инновационных проектов и управления инновационной деятельностью. В развитых странах с изменением модели экономического роста сформированы новые подходы к экономическому обоснованию регулирования инновационной деятельности, которая рассматривается как важнейший фактор экономического лидерства и конкурентоспособности. В условиях трансформационного периода вопросы экономического обоснования инновационной деятельности связаны со структурной перестройкой национальной экономики, созданием производственно-технологического пространства, адекватно современным рыночным отношениям, что и определяет задачи данной дисциплины. В результате изучения дисциплины «Экономика и управление инновациями» студент должен знать: - основы формирования инновационной политики государства, организацию управления инновационной деятельности в Республике Беларусь; - современные концепции инноватики, понимать механизм влияния технологических укладов на экономическую структуру, уметь оценить влияние на экономический рост; - возможные способы регулирования рынка научно-технической продукции и эффективность его функционирования; - новые методы оценки и управления развитием наукоемких отраслей, о механизме таргетирования; - обоснования инновационного развития предприятия; - методы экономической оценки и обоснования инновационных проектов; уметь: - оценить инновационный потенциал организации и выявить направления повышения эффективности его использования; - провести экспертизу инновационных проектов; - обосновывать механизм венчурной деятельности, уметь оценить возможность создания и эффективность функционирования венчурной фирмы; - использовать методы оценки интеллектуальной собственности; - использовать формы и методы технологического трансфера, оценить его эффективность; - обосновать цели и задачи формирования инновационной инфраструктуры, функции, выполняемые ее структурными элементами; - разработать технологию обоснования создания научно-технических парков, инновационных бизнес-инкубаторов, инновационных центров, оценивать эффективность их функционирования; иметь навыки: - определения эффективности инновационной деятельности; - оценки интеллектуальной собственности и возможности вовлечения ее в хозяйственный оборот; - продвижения на рынок наукоемкой продукции; - оценки эффективности функционирования инновационных центров, инновационных бизнес-инкубаторов и центров технологического трансфера; - оценки и управления рисками инновационных проектов. Изучение теории и практики экономического обоснования решений в области инновационной деятельности базируется на знании основ экономических дисциплин: экономики предприятия отрасли, маркетинга, статистики, бухгалтерского учета и др. Произошедшие за последние годы изменения в экономике страны требуют особого внимания в кадровом обеспечении инновационного процесса. Это связано с тем, что сегодня основная масса руководителей всех уровней управления не рассматривают суть терминов «инновация», «менеджмент», «стратегия», путая их зачастую с планами внутреннего развития организаций (например, заменой устаревшего парка оборудования и технологических процессов). Такой субъект хозяйствования не может обладать так называемой «инновационной восприимчивостью» - характеристикой, определяющей позицию предприятия на мировом рынке в современных условиях ведения бизнеса. В условиях инновационного развития экономики резко возрастает роль менеджера, а его личность, способности, квалификация и профессиональные умения фактически определяют судьбу организации. Поэтому необходимо сформировать новый тип руководителя, специалиста по инновациям.
Вопрос 1.2. Структура и основные разделы «Экономики и управления инновациями»
Структура курса «Экономика и управление инновациями» включает в себя 12 тем. Тематический план изучения дисциплины с рекомендуемой расчасовкой по каждой теме соответствует типовой программе и представлен в таблице 1.1.
Таблица 1.1- Тематический план дисциплины «Экономика и управление инновациями»
Ниже приводится содержание дисциплины, с указанием основных положений, рассматриваемых в каждой теме. Раздел 1. Предмет, содержание и задачи дисциплины «экономика и управление инновациями» Понятие об инноватике, как о науке, изучающей методологические основы обоснования экономических решений организации управления инновационной деятельностью, продвижения на рынок инновационных продуктов. Место экономики инноваций в системе экономических наук. Связь экономики инноваций с другими дисциплинами. Роль дисциплины " Экономика инноваций" в подготовке специалистов экономического профиля. Концепция изложения дисциплины, структура, основные разделы «Экономики инноваций», организация учебного процесса. Раздел 2. Изменение роли инновационной деятельности на разных этапах экономического развития. Формирование «новой экономики» Экзогенные и эндогенные модели влияния научно-технологического развития на экономические процессы. Направления влияния инновационной деятельности на социально-экономические системы в современных условиях. Понятие об инноватике, как о науке изучающей методологические основы обоснования экономических решений организации управления инновационной деятельностью, продвижения на рынок инновационных продуктов. Теория инноватики и ее современные концепции. Изменение роли инновационной деятельности на различных этапах экономического развития. Технологические уклады: понятие, характеристика, влияние на экономический рост. Потенциал государства и его взаимосвязь с соответствующим технологическим укладом. Кластеры: понятие, влияние на конкурентоспособность национальной экономики. Формирование " новой экономики" и ее характерные особенности. Раздел 3. Инновации и инновационная деятельность как объект управления Инновации: сущность, характерные особенности. Виды инноваций, классификация по содержанию, по уровню новизны, сферам применения, масштабам распространения и другим признакам. Понятие «круг инноваций» и необходимость его учета при принятии инновационных решений. Типичные ошибки при принятии управленческих решений в области инноваций. Инновационная деятельность: цель, задачи, этапы. Фундаментальные исследования: содержание, особенности, функции. Содержание НИР (научно-исследовательских работ). Содержание ОКР (опытно-конструкторских разработок). Особенности организации процесса освоения и производства новых видов продукции и услуг. Маркетинг инноваций, его характеристика, специфика влияния на эффективность инновационной деятельности. Коммерческий успех и условия его достижения от инновационной деятельности. Характерные особенности инновационной деятельности. Повышенный риск инновационной деятельности: причины, методы оценки. Кривая «смертности идей»: построение, содержание. Цикличность инновационной деятельности: большие инновационные циклы и циклы Кондратьева (макроуровень). Инновационная деятельность и жизненный цикл товара (микроуровень). Особенности коммерциализации инноваций. Отличие продвижения на рынок традиционных товаров от инновационных. Раздел 4. Рынок научно-технической продукции Формы научно-технического обмена, их характеристика. Субъекты инновационной деятельности: ученые, разработчики, носители идеи, научные и научно-технические организации, инновационные фирмы, научные, научно-технологические и промышленные парки, инновационные бизнес-инкубаторы, центры технологического трансфера. Научно-техническая продукция: понятие, виды. Классификация научно-технической продукции в зависимости от уровня новизны используемых технологий: высокие технологии, продвинутые, средние, низкие. Экономическая оценка эффективности средств, инвестируемых в производство научно-технической продукции. Формирование и развитие рынка научно-технической продукции. Оценка мирового рынка научно-технической продукции: количественные и качественные изменения, состояние экспорта и импорта, страны-лидеры, формирование «региональных рынков» научно-технической продукции. Современные тенденции мировой экономики, обусловленные повышением технологического уровня. Хайтеграция: понятие, влияние на экономический рост, концепции «технологической пропасти». Сервизация: условия и причины возникновения, формирование «нового качества жизни». Софтизация: сущность, эффективность, перспективы развития. Продвижение инноваций на рынок. Особенности инновационного маркетинга. Разработка маркетинговой стратегии в зависимости вида инноваций и стадий жизненного цикла. Специальные каналы продвижения инновационных товаров на рынок. Раздел 5. Механизм организации государственного управления инновационной деятельностью в республике Беларусь Высшие государственные органы и их роль в управлении инновационной деятельностью. Органы управления инновационной деятельностью специального назначения, их характеристика, выполняемые функции. Национальная академия наук Республики Беларусь: организация, выполняемые функции. Экономические, отраслевые и местные органы управления инновационной деятельностью. Раздел 6. Наукоемкие отрасли и таргетирование их развития Наукоемкие отрасли: понятие, характерные особенности. Эффективность наукоемких отраслей и их влияние на экономическое развитие. Методы оценки круга наукоемких отраслей. Условия развития венчурной деятельности. Управление наукоемкими отраслями и производствами. Таргетирование развития наукоемких отраслей. Высокотехнологичные проекты: методы оценки и критерии отбора для инвестирования. Инвестирование высокотехнологичных проектов. Зарубежный опыт регулирования развития наукоемких отраслей. Государство и структурные сдвиги. Раздел 7. Управление инновационными процессами в организациях Научно-технические и инновационные организации, их классификация. Особенности организации и функционирования фирм виолентов, патиентов, коммутантов, эксилерантов. Малые инновационные фирмы и их эффективность. Комплексные инновационные организации. Научные организации, их классификация, влияние на инновационные процессы. Организация НИОКР (К & В). Основы организационно-технологической подготовки производства к освоению новшеств. Оценка интеллектуального потенциала организации. Обучающаяся организация. Интеллектуальная организация. Раздел 8. Оценка эффективности инновационных проектов и их экспертиза Эффективность использования инноваций. Виды эффекта инноваций. Соотношение " затраты-результат". Характеристика результатов инновационной деятельности. Оценка эффективности затрат на инновационную деятельность. Организация и технология мониторинга эффективности инновационной деятельности. Новые формы организации инновационной деятельности. Формирование портфеля новшеств и инноваций. Раздел 9. Организационно-экономический механизм венчурной деятельности Венчурная деятельность: понятие, субъекты, их характеристика. Механизм венчурной деятельности. Особенности финансирования венчурной деятельности. Оценка и отбор венчурных проектов для реализации. Венчурные фонды: создание и функционирование. Национальные модели развития венчурной деятельности и их особенности. Раздел 10. Оценка и управление интеллектуальной собственностью Интеллектуальная собственность: понятие, характерные особенности. Законодательное регулирование охраны и использования интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности. (ОИС). Методы оценки ОИС. Лицензионные соглашения и их виды. Лицензионные вознаграждения: " роялти", " паушальный платеж". Ноу-хау: понятие, эффективность использования. Патентно-лицензионная деятельность предприятий. Нематериальные активы: понятие, методы оценки и учета и эффективность использования интеллектуальной собственности. Раздел 11. Организация и эффективность технологического трансфера Технологический трансфер: понятие, место и роль в инновационном процессе. Формы технологического трансфера; Методы технологического трансфера. Международный технологический трансфер, его особенности. Эффективность технологического трансфера. Зарубежный опыт технологического трансфера. Национальные модели технологического трансфера. Раздел 12. Инновационная инфраструктура Инновационная инфраструктура: цель и задачи создания, элементы, выполняемые функции. Научно-технологические парки: структура, технология создания и эффективность функционирования. Ассоциации научно-технологических парков и инновационных центров. Инновационные бизнес-инкубаторы: понятие, структура, выполняемые функции. Методы оценки эффективности их функционирования. Инновационные центры, центры технологического трансфера. Технополисы, наукограды и другие региональные формы организации инновационной деятельности, условия их создания и развития. Государственное регулирование создания инновационной инфраструктуры. Зарубежный опыт создания научно-технологических парков и инновационных центрах. Практика создания технополисов и научно-технологических зон. Изучение дисциплины согласно предлагаемой тематике позволяет составить целостное представление о современном состоянии такой экономической науки, как экономика и управление инновациями, базирующейся на экономическом подходе.
Вопросы для самоконтроля 1. Обоснуйте актуальность изучения дисциплины «Экономика и управление инновациями». 2. Назовите факторы, оказывающие непосредственное влияние на процесс определения предмета современной экономики инноваций. 3. Что является предметом изучения дисциплины «Экономика и управление инновациями»? 4. Раскройте сущность понятий «новация», «нововведение», «изобретение», «открытие» и определите различие. 5. Какова суть и цель управления инновациями в организации? 6. Раскройте понятие инновационного менеджмента и обоснуйте необходимость формирования специалистов по инновациям- инновационных менеджеров. ТЕМА 2. ИННОВАЦИИ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ 2.1. Сущность и экономическое содержание инноваций 2.2. Виды инноваций и их классификация 2.3. Теория инноватики: понятие об инноватике как о науке Вопрос 2.1. Сущность и экономическое содержание инноваций
Термин «инновация» вошел в науку в ХIХ в., как необходимый показатель развития общества и отдельных его сторон. Первоначально этот термин использовался в антропологии и этнографии при исследовании процессов изменений в культуре и противопоставлялся термину «традиция». В начале XX в. понятие «нововведение» освоили экономические науки, обозначая им новые комбинации из имеющихся элементов, предпринимаемые субъектами хозяйственной жизни и выступающие как источник предпринимательской прибыли, стали изучаться закономерности технических нововведений. В 1911 году австрийский экономист Й. Шумпетер в работе «Теория экономического развития» выделил две стороны хозяйственной жизни: ¾ статическую (рутинный кругооборот связан с постоянным повторением и возобновлением производства - участвующие в нем организации из своего опыта знают принципы своего поведения, им легко предвидеть результаты своих действий и легко принимать решения, т.к. ситуация понятна); ¾ динамическую (инновационный кругооборот означает развитие - особое, различимое на практике и в сознании людей, состояние, которое действует на них как внешняя сила и не встречается в ситуации хозяйственного кругооборота). В 30-х годах XX века Шумпетер Й. впервые использовал понятия «инновация», подразумевая под этим изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности. При этом Шумпетер Й. основную роль движущей силы экономического развития общества отводил не характеру борьбы между капиталом и пролетариатом (по Марксу К.), а внедрению новшеств в хозяйство государства. В ходе исследований выяснилось также, что источником прибыли может стать не только изменение цен и экономия на текущих затратах, но и радикальное обновление и смена выпускаемой продукции. Возможность обеспечения конкурентоспособности организации за счет изменения цены или снижения затрат всегда кратковременна и носит предельный характер. Инновационный подход оказывается более предпочтительным, поскольку процесс поиска, накопления и преобразования научного знания в физическую реальность, по сути, безграничен. Важно отметить, что на сегодняшний день в экономической литературе не существует единого понимания сущности инноваций. При этом рассматривается значительное количество различных определений термина «инновация» и некоторых других основных понятий по инновационной деятельности, осуществляемой предприятиями. В мировой экономической литературе встречаются несколько подходов к определению сущности инноваций. Наиболее распространены две точки зрения: в одном случае нововведение представляется как результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т. д.; в другом - как процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих. При этом важнейшим признаком инновации в условиях рыночного хозяйствования должна выступать новизна потребительских свойств. Таким образом, понятие инновации распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии. Инновация возникает в результате использования результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, их выбор зависит от конкретных целей измерения или анализа. Различные ученые, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, В. Д. Хартман, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, И. Шумпетер, Э. Роджерс и др.), трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Сравним определения понятия «инновация», предлагаемые в отечественной и зарубежной литературе (таблица 2.1).
Таблица 2.1- Сравнительная характеристика определения инновации
Естественно, что такое многообразие определений создает только путаницу в понятиях, так как нет единой принятой позиции, единой точки зрения. Именно поэтому, интерес к этой проблеме не ослабевает и сегодня, так как существует, с одной стороны, большая практическая и теоретическая значимость и актуальность исследования данного вопроса, а с другой стороны, значительная неопределенность термина. Тем не менее в любом приводимом определении исследуемого понятия можно выделить существенные признаки инноваций: 1. Инновации всегда тесно связаны с хозяйственным (практическим) применением принципиально новых решений. Этим они отличаются от понятия «изобретение» (техническое новшество). 2. Инновации приносят конкретную экономическую и/или социальную пользу тому, кто их применяет. Именно польза определяет, в какой степени они утвердятся и распространятся на рынке. 3. Инновации означают самое первое использование новшества на предприятии, вне зависимости от того, использовалось ли оно уже где-то в другом месте. С этой точки зрения даже имитация, впервые примененная на данном предприятии, имеет инновационный характер. 4. Для инноваций необходима креативность, они связаны с определенным риском. Их нельзя внедрить в заурядный рутинный производственный процесс, потому что они требуют от всего коллектива (и от руководства, и от сотрудников) отчетливо сознательного отношения к инновациям и творческого склада. В соответствии с международным стандартом по науке и инновациям инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Современные компании воспринимают инновации как средство увеличения прибыли и завоевания более широкого сегмента рынка. Правительства считают их панацеей с точки зрения ускорения экономического роста посредством повышения конкурентоспособности в мире. Производственные организации, в свою очередь, также пришли к пониманию необходимости осуществления инновационной деятельности. Внедрение инноваций все больше рассматривается ими как единственный способ повышения конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности. Поэтому предприятия, преодолевая экономические трудности, начали своими силами вести разработки в области продуктовых и технологических инноваций. Таким образом, для эффективного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное и более детальное изучение инноваций. Нет ни одной сферы деятельности, где изобретательный человеческий ум не стремился бы повысить ее эффективность с помощью инноваций.
|