Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Инновации как объект управления






СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие……………………………………………………………………...  
Тема 1. Предмет, содержание и задачи дисциплины «Экономика и управление инновациями»……………………………………………………  
1.1. Предмет и задачи изучение дисциплины «Экономика и управление инновациями»……………………………………………………………..  
1.2. Структура и основные разделы «Экономики и управления инновациями»……………………………………………………………………  
Вопросы для самоконтроля……………………………………………………..  
Тема 2. Инновации как объект управления………………………………..  
2.1. Сущность и экономическое содержание инноваций……………………..  
2.2. Виды инноваций и их классификация……………………………………..  
2.3. Теория инноватики. Понятие об инноватике как о науке………………..  
Вопросы для самоконтроля……………………………………………………..  
Практические задания…………………………………………………………...  
Тема 3. Изменение роли инновационной деятельности на разных этапах экономического развития………………………………….......  
3.1. Технологические уклады: понятие, характеристика, влияние на экономический рост……………………………………………………………..  
3.2. Теория кластерного анализа………………………………………………..  
3.3. Экзогенные и эндогенные модели влияния научно-технического прогресса на экономические процессы……………………………………...  
3.4. Формирование «новой экономики» и ее характерные особенности…….  
Вопросы для самоконтроля……………………………………………………..  
Практические задания…………………………………………………………...  
Тема 4. Рынок научно-технической продукции……………………………  
4.1. Научно-техническая продукция и ее виды………………………………..  
4.2. Формы научно-технического обмена……………………………………...  
4.3. Характеристика рынка научно-технической продукции…………………  
4.4. Процесс купли-продажи научно-технической продукции……………….  
Вопросы для самоконтроля……………………………………………………..  
Практические задания………………………………………………………......  
Тема 5. Государственное регулирование инновационной деятельности.  
5.1. Государство и рынок научно-технической продукции…………………..  
5.2. Инновационная политика государства…………………………………….  
5.3. Государственные программы: структура, порядок разработки………….  
5.4. Инновационные фонды: образование и использование………………….  
5.5. Зарубежный опыт поддержки инновационной деятельности……………  
Вопросы для самоконтроля……………………………………………………..  
Практические задания…………………………………………………………...  
Тема 6. Механизм организации государственного управления инновационной деятельностью в Республике Беларусь……………………  
6.1. Национальная инновационная система (НИС): структура управления, высшие государственные органы в управлении НИС………………….  
6.2. Управление инновационной деятельностью на отраслевом и региональном уровне…………………………………………………………...  
6.3. Национальная академия наук Республики Беларусь: организация, выполняемые функции………………………………………………………  
Вопросы для самоконтроля……………………………………………………..  
Практические задания…………………………………………………………...  
Тема 7. Научно-технические и инновационные организации……………  
7.1. Инновационные организации, их классификация………………………..  
7.2. Научные организации, их классификация………………………………...  
7.3. Малые инновационные фирмы, особенности их организации и функционирования……………………………………………………………  
7.4. Инновационные подразделения……………………………………………  
7.5. Организационные структуры предприятий-новаторов…………………..  
Вопросы для самоконтроля……………………………………………………..  
Практические задания…………………………………………………………..  
Тема 8. Венчурная деятельность……………………………………………..  
8.1. Венчурная деятельность: понятие, субъекты, организационно-экономический механизм………………………………………………...  
8.2. Особенности венчурного финансирования……………………………….  
8.3. Организационные формы и методы реализации финансовых отношений венчурной деятельности…………………………………………….  
8.4. Модели развития венчурной деятельности……………………………….  
Вопросы для самоконтроля……………………………………………………..  
Практические задания…………………………………………………………..  
Тема 9. Технологический трансфер………………………………………….  
9.1. Технологический трансфер: понятие, место и роль в инновационном процессе…………………………………………………………………...  
9.2. Формы и методы технологического трансфера…………………………..  
9.3. Международный трансфер технологий и механизм его регулирования..  
9.4.Опыт технологического трансфера в Республике Беларусь………………………………………………………………………...  
Вопросы для самоконтроля……………………………………………………..  
Практические задания…………………………………………………………..  
Тема 10. Инновационная инфраструктура…………………………………  
10.1. Инновационная инфраструктура: назначение, содержание, элементы, функции……………………………………………………………………  
10.2. Научно-технологические парки: структура, технология создания и функционирование………………………………………………………..  
10.3. Бизнес-инкубаторы, их связь с технопарками, выполняемые функции.  
10.4. Технополисы, наукограды, как региональные формы организации инновационной деятельности………………………………………………  
10.5. Научно-техническая кооперация в инновационных процессах………..  
10.6. Инновационная инфраструктура Республики Беларусь………………..  
Вопросы для самоконтроля……………………………………………………..  
Практические задания…………………………………………………………...  

,

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ»

1.1. Предмет и задачи изучение дисциплины «Экономика и управление инновациями»

1.2. Структура и основные разделы «Экономики и управления инновациями»

Вопрос 1.1. Предмет и задачи изучение дисциплины «Экономика и управление инновациями»

Анализ новых тенденций, характеризующих мировую экономику, показывает, что уровень развития страны и благосостояния населения во – многом определяется способностью ее экономики адаптироваться к изменениям, происходящим под влиянием стремительных темпов научно-технологического развития. Результативность же научно-технического прогресса в значительной степени определяется эффективностью нововведений, то есть эффективностью инноваций в форме внедрения новых продуктов и технологий. Главными факторами устойчивого развития и экономического роста общества являются научно-технические знания. В развитых странах до 80% прироста валового внутреннего продукта достигается за счет инноваций. Тенденция роста наукоемкости общественного производства стала объективной реальностью современного мирового воспроизводственного процесса. Именно этим и обусловлена необходимость изучения дисциплины «Экономика и управление инновациями» и подготовки нового типа руководителей, специалистов по инновациям - инновационных менеджеров.

В системе экономических наук и экономического образования экономика и управление инновациями - самостоятельная научная и учебная дисциплина. Предмет ее изучения чрезвычайно сложен и многообразен. Вместе с тем, на процесс определения предмета современной экономики инноваций оказывают влияние следующие факторы:

¾ сфера научного интереса того или иного исследователя (общие закономерности развития науки об инновациях; инновационная деятельность человека; инновационная активность государства);

¾ объект теоретического исследования (экономические явления и процессы; вся национальная экономика; экономика конкретной организации);

¾ субъект теоретического исследования (отдельный человек; группа людей; ассоциации либо государство как субъект инновационной деятельности);

¾ выдвигаемая научная задача (определение сущности явлений и процессов; выявление причинно-следственных связей и функциональных взаимозависимостей между ними; проведение количественного и качественного анализа, обнаружение основных тенденций развития).

Экономика и управление инновациями - это наука, а то, что изучает наука, и есть ее предмет. Предмет изучения дисциплины «Экономика и управление инновациями» составляют такие понятия как новация, инновация, нововведение, инновационный процесс, инновационный цикл, инновационная деятельность, инновационный проект, инновационный менеджмент (рисунок 1.1).

 

Инновация

       
   
 
 


Новация Нововведение

 

 


Инновационный Инновационный

процесс проект

 

Инновационный Инновационная цикл деятельность

Инновационный

менеджмент

 

 

Рисунок 1.1- Предмет изучения курса «Экономика и управление инновациями»

 

Новация (лат. novation – изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новые явления, открытия, изобретение, новые предметы, новые действия, обычаи, новые методы.

Практическое использование новшества с момента технологического освоения производства и масштабного распространения в качестве новых продуктов и услуг является нововведением (инновацией) (англ. innovation – нововведение, новшество, новаторство, «инвестиции в новацию», «введение новшества»). Нововведение представляет собой замену старого объекта (явления) новым.

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методов планирования, анализа и т.п. (многие организационно-технические, управленческие и экономические решения производственного, финансового, коммерческого и административного характера). Инновацию можно назвать также инновационным продуктом.

С понятием «инновация» тесно связаны понятия «изобретение» и «открытие».

Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструмент, другие приспособления, созданные человеком.

Открытием же является процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы.

Открытие отличается от инновации по следующим признакам:

1. Открытие, а также изобретение, совершается, как правило, на фундаментальном уровне, а инновация производится на уровне технологического (прикладного) порядка.

2. Открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой, а инновация разрабатывается коллективами и воплощается в форме инновационного проекта.

3. Открытие не преследует целью получить выгоду. Инновация же всегда ставит своей целью получить какую-либо осязаемую выгоду за счет применения какого-то нововведения в технике и технологии.

4. Открытие может произойти случайно, а инновация всегда является результатом поиска. Ее случайно не производят. Она требует определенной четкой цели и технико-экономического обоснования.

Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

Инновационный цикл – выполнение комплекса работ по одному инновационному проекту.

Понятие «инновационный проект» может рассматриваться в нескольких аспектах: как совокупность мероприятий для достижения инновационных целей; как процесс осуществления инновационной деятельности; как пакет документов, обосновывающих и описывающих эти мероприятия.

Инновационная деятельность – это процесс, направленный на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Инновации - это не только экономическая категория, но и инструмент воздействия на весь хозяйственный процесс. Поэтому инновациями можно управлять.

Управление инновациями – это целенаправленная система управления инновационной деятельностью и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций в организации, с целью достижения максимальной эффективности инноваций, как важнейшего фактора социально-экономического развития.

В научной литературе, учебном процессе и практической деятельности широко распространен термин «инновационный менеджмент», который можно считать синонимом «системы управления инновациями».

Цель управления инновациями – определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности организации в сферах разработки и внедрения новой продукции и технологий, модернизации и усовершенствовании выпускаемой продукции, дальнейшего развития производства и управления.

Оно ориентировано на внедрение инноваций и на управление организацией при помощи инноваций и основывается на следующих ключевых моментах:

1. Целенаправленный поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации.

2. Организация инновационного процесса для данной инновации: проведение комплекса работ по превращению идеи в предмет (новый продукт, материализованная форма операции), готовый для продвижения на рынке и для продажи.

3. Процесс продвижения и реализации инновации на рынке.

Инновационный менеджмент - это наука управления, которая представляет собой систему знаний о способах наиболее рациональной организации управления инновационными процессами и инновационной деятельностью, осуществляемых с целью решения стратегических и тактических задач экономики.

Цель изучения дисциплины «Экономика и управление инновация­ми» заключается в получении знаний в области теоретических разработок и практики принятия решений по вопросам экономического обоснования ин­новационных проектов, регулирования инновационной деятельности. Эти вопросы являются особенно важными для Беларуси, которая обладает значи­тельными запасами лишь некоторых видов сырьевых ресурсов (калийные со­ли, лес, вода и др.), но может использовать интеллектуальный ресурс в каче­стве одного из важнейших факторов развития национальной экономики.

Задачи изучения дисциплины заключаются в том, чтобы дать студентам теоретические знания, практические навыки, необходимые в области эконо­мического обоснования инновационных проектов и управления инновацион­ной деятельностью.

В развитых странах с изменением модели экономического роста сфор­мированы новые подходы к экономическому обоснованию регулирования инновационной деятельности, которая рассматривается как важнейший фак­тор экономического лидерства и конкурентоспособности. В условиях транс­формационного периода вопросы экономического обоснования инновацион­ной деятельности связаны со структурной перестройкой национальной эко­номики, созданием производственно-технологического пространства, адек­ватно современным рыночным отношениям, что и определяет задачи данной дисциплины.

В результате изучения дисциплины «Экономика и управление иннова­циями» студент должен знать:

- основы формирования инновационной политики государства, органи­зацию управления инновационной деятельности в Республике Бела­русь;

- современные концепции инноватики, понимать механизм влияния технологических укладов на экономическую структуру, уметь оце­нить влияние на экономический рост;

- возможные способы регулирования рынка научно-технической про­дукции и эффективность его функционирования;

- новые методы оценки и управления развитием наукоемких отраслей, о механизме таргетирования;

- обоснования инновационного развития предприятия;

- методы экономической оценки и обоснования инновационных проек­тов;

уметь:

- оценить инновационный потенциал организации и выявить направле­ния повышения эффективности его использования;

- провести экспертизу инновационных проектов;

- обосновывать механизм венчурной деятельности, уметь оценить воз­можность создания и эффективность функционирования венчурной фирмы;

- использовать методы оценки интеллектуальной собственности;

- использовать формы и методы технологического трансфера, оценить его эффективность;

- обосновать цели и задачи формирования инновационной инфраструк­туры, функции, выполняемые ее структурными элементами;

- разработать технологию обоснования создания научно-технических парков, инновационных бизнес-инкубаторов, инновационных цен­тров, оценивать эффективность их функционирования;

иметь навыки:

- определения эффективности инновационной деятельности;

- оценки интеллектуальной собственности и возможности вовлечения ее в хозяйственный оборот;

- продвижения на рынок наукоемкой продукции;

- оценки эффективности функционирования инновационных центров, инновационных бизнес-инкубаторов и центров технологического трансфера;

- оценки и управления рисками инновационных проектов. Изучение теории и практики экономического обоснования решений в области инновационной деятельности базируется на знании основ экономи­ческих дисциплин: экономики предприятия отрасли, маркетинга, статистики, бухгалтерского учета и др.

Произошедшие за последние годы изменения в экономике страны требуют особого внимания в кадровом обеспечении инновационного процесса. Это связано с тем, что сегодня основная масса руководителей всех уровней управления не рассматривают суть терминов «инновация», «менеджмент», «стратегия», путая их зачастую с планами внутреннего развития организаций (например, заменой устаревшего парка оборудования и технологических процессов). Такой субъект хозяйствования не может обладать так называемой «инновационной восприимчивостью» - характеристикой, определяющей позицию предприятия на мировом рынке в современных условиях ведения бизнеса.

В условиях инновационного развития экономики резко возрастает роль менеджера, а его личность, способности, квалификация и профессиональные умения фактически определяют судьбу организации. Поэтому необходимо сформировать новый тип руководителя, специалиста по инновациям.

 

 

Вопрос 1.2. Структура и основные разделы «Экономики и управления инновациями»

 

 

Структура курса «Экономика и управление инновациями» включает в себя 12 тем. Тематический план изучения дисциплины с рекомендуемой расчасовкой по каждой теме соответствует типовой программе и представлен в таблице 1.1.

 

 

Таблица 1.1- Тематический план дисциплины «Экономика и управление инновациями»

№п/п Раздел Лекции Семинарские занятия Всего
  Предмет, содержание и задачи дисциплины «Экономика и управление инновациями»   -  
  Изменение роли инновационной деятельности на разных этапах экономического развития. Формирование «новой экономики»      
  Инновации и инновационная деятельность как объект управления      
  Рынок научно-технической продукции      
  Механизм организации государственного управления инновационной деятельностью в Республике Беларусь      
  Наукоемкие отрасли и таргетирование их развития      
  Управление инновационными процессами в организациях      
  Оценка эффективности инновационных проектов и их экспертиза      
  Организационно-экономический механизм венчурной деятельности      
  Оценка и управление интеллектуальной собственностью      
  Организация и эффективность технологического трансфера      
  Инновационная инфраструктура      
  Всего      

 

Ниже приводится содержание дисциплины, с указанием основных положений, рассматриваемых в каждой теме.

Раздел 1. Предмет, содержание и задачи дисциплины «экономика и управление инновациями»

Понятие об инноватике, как о науке, изучающей методологические осно­вы обоснования экономических решений организации управления инноваци­онной деятельностью, продвижения на рынок инновационных продуктов. Место экономики инноваций в системе экономических наук. Связь экономики инноваций с другими дисциплинами. Роль дисциплины " Экономика инноваций" в подготовке специалистов экономического профиля. Концепция изложения дисциплины, структура, основные разделы «Эко­номики инноваций», организация учебного процесса.

Раздел 2. Изменение роли инновационной деятельности на разных этапах экономического развития. Формирование «новой экономики»

Экзогенные и эндогенные модели влияния научно-технологического развития на экономические процессы. Направления влияния инновационной деятельности на социально-экономические системы в современных условиях.

Понятие об инноватике, как о науке изучающей методологические осно­вы обоснования экономических решений организации управления инноваци­онной деятельностью, продвижения на рынок инновационных продуктов. Теория инноватики и ее современные концепции. Изменение роли инно­вационной деятельности на различных этапах экономического развития. Технологические уклады: понятие, характеристика, влияние на эконо­мический рост. Потенциал государства и его взаимосвязь с соответствующим технологическим укладом. Кластеры: понятие, влияние на конкурентоспособность национальной экономики. Формирование " новой экономики" и ее характерные особенности.

Раздел 3. Инновации и инновационная деятельность как объект управления

Инновации: сущность, характерные особенности. Виды инноваций, классификация по содержанию, по уровню новизны, сферам применения, масштабам распространения и другим признакам. Понятие «круг инноваций» и необходимость его учета при принятии ин­новационных решений. Типичные ошибки при принятии управленческих решений в области инноваций. Инновационная деятельность: цель, задачи, этапы. Фундаментальные исследования: содержание, особенности, функции. Содержание НИР (науч­но-исследовательских работ). Содержание ОКР (опытно-конструкторских разработок). Особенности организации процесса освоения и производства новых видов продукции и услуг. Маркетинг инноваций, его характеристика, специфика влияния на эффективность инновационной деятельности. Ком­мерческий успех и условия его достижения от инновационной деятельности. Характерные особенности инновационной деятельности. Повышенный риск инновационной деятельности: причины, методы оценки. Кривая «смертности идей»: построение, содержание. Цикличность инновационной деятельности: большие инновационные циклы и циклы Кондратьева (макроуровень). Инновационная деятельность и жизненный цикл товара (микроуровень). Особенности коммерциализации инноваций. Отличие продвижения на рынок традиционных товаров от инновационных.

Раздел 4. Рынок научно-технической продукции

Формы научно-технического обмена, их характеристика. Субъекты ин­новационной деятельности: ученые, разработчики, носители идеи, научные и научно-технические организации, инновационные фирмы, научные, научно-технологические и промышленные парки, инновационные бизнес-инкубаторы, центры технологического трансфера. Научно-техническая продукция: понятие, виды. Классификация научно-технической продукции в зависимости от уровня новизны используемых технологий: высокие технологии, продвинутые, средние, низкие. Экономиче­ская оценка эффективности средств, инвестируемых в производство научно-технической продукции. Формирование и развитие рынка научно-технической продукции. Оценка мирового рынка научно-технической продукции: количествен­ные и качественные изменения, состояние экспорта и импорта, страны-лидеры, формирование «региональных рынков» научно-технической продук­ции. Современные тенденции мировой экономики, обусловленные повыше­нием технологического уровня. Хайтеграция: понятие, влияние на экономический рост, концепции «технологической пропасти». Сервизация: условия и причины возникновения, формирование «нового качества жизни». Софтизация: сущность, эффективность, перспективы развития. Продвижение инноваций на рынок. Особенности инновационного мар­кетинга. Разработка маркетинговой стратегии в зависимости вида инноваций и стадий жизненного цикла. Специальные каналы продвижения инновационных товаров на рынок.

Раздел 5. Механизм организации государственного управления иннова­ционной деятельностью в республике Беларусь

Высшие государственные органы и их роль в управлении инновацион­ной деятельностью. Органы управления инновационной деятельностью специального назна­чения, их характеристика, выполняемые функции. Национальная академия наук Республики Беларусь: организация, вы­полняемые функции. Экономические, отраслевые и местные органы управления инновацион­ной деятельностью.

Раздел 6. Наукоемкие отрасли и таргетирование их развития

Наукоемкие отрасли: понятие, характерные особенности. Эффектив­ность наукоемких отраслей и их влияние на экономическое развитие. Мето­ды оценки круга наукоемких отраслей. Условия развития венчурной деятельности. Управление наукоемкими отраслями и производствами. Таргетирование развития наукоемких отраслей. Высокотехнологичные проекты: методы оценки и критерии отбора для инвестирования. Инвестирование высокотехнологичных проектов. Зарубежный опыт регулирования развития наукоемких отраслей. Госу­дарство и структурные сдвиги.

Раздел 7. Управление инновационными процессами в организациях

Научно-технические и инновационные организации, их классификация. Особенности организации и функционирования фирм виолентов, патиентов, коммутантов, эксилерантов. Малые инновационные фирмы и их эффективность. Комплексные инно­вационные организации. Научные организации, их классификация, влияние на инновационные процессы. Организация НИОКР (К & В). Основы организационно-технологической подготовки производства к освоению новшеств. Оценка интеллектуального потенциала организации. Обучающаяся ор­ганизация. Интеллектуальная организация.

Раздел 8. Оценка эффективности инновационных проектов и их экспертиза

Эффективность использования инноваций. Виды эффекта инноваций. Соотношение " затраты-результат". Характеристика результатов инновацион­ной деятельности. Оценка эффективности затрат на инновационную деятельность. Организация и технология мониторинга эффективности инновационной деятельности. Новые формы организации инновационной деятельности. Формирование портфеля новшеств и инноваций.

Раздел 9. Организационно-экономический механизм венчурной деятельности

Венчурная деятельность: понятие, субъекты, их характеристика. Механизм венчурной деятельности. Особенности финансирования вен­чурной деятельности. Оценка и отбор венчурных проектов для реализации. Венчурные фонды: создание и функционирование. Национальные модели развития венчурной деятельности и их особенно­сти.

Раздел 10. Оценка и управление интеллектуальной собственностью

Интеллектуальная собственность: понятие, характерные особенности. Законодательное регулирование охраны и использования интеллекту­альной собственности. Объекты интеллектуальной собственности. (ОИС). Методы оценки ОИС. Лицензионные соглашения и их виды. Лицензионные вознаграждения: " роялти", " паушальный платеж". Ноу-хау: понятие, эффективность использования. Патентно-лицензионная деятельность предприятий. Нематериальные активы: понятие, методы оценки и учета и эффектив­ность использования интеллектуальной собственности.

Раздел 11. Организация и эффективность технологического трансфера

Технологический трансфер: понятие, место и роль в инновационном процессе. Формы технологического трансфера; Методы технологического трансфера. Международный технологический трансфер, его особенности. Эффективность технологического трансфера. Зарубежный опыт технологического трансфера. Национальные модели технологического трансфера.

Раздел 12. Инновационная инфраструктура

Инновационная инфраструктура: цель и задачи создания, элементы, вы­полняемые функции. Научно-технологические парки: структура, технология создания и эф­фективность функционирования. Ассоциации научно-технологических пар­ков и инновационных центров. Инновационные бизнес-инкубаторы: понятие, структура, выполняемые функции. Методы оценки эффективности их функционирования. Инновационные центры, центры технологического трансфера. Технополисы, наукограды и другие региональные формы организации инновационной деятельности, условия их создания и развития. Государственное регулирование создания инновационной инфраструк­туры. Зарубежный опыт создания научно-технологических парков и иннова­ционных центрах. Практика создания технополисов и научно-технологических зон.

Изучение дисциплины согласно предлагаемой тематике позволяет составить целостное представление о современном состоянии такой экономической науки, как экономика и управление инновациями, базирующейся на экономическом подходе.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Обоснуйте актуальность изучения дисциплины «Экономика и управление инновациями».

2. Назовите факторы, оказывающие непосредственное влияние на процесс определения предмета современной экономики инноваций.

3. Что является предметом изучения дисциплины «Экономика и управление инновациями»?

4. Раскройте сущность понятий «новация», «нововведение», «изобретение», «открытие» и определите различие.

5. Какова суть и цель управления инновациями в организации?

6. Раскройте понятие инновационного менеджмента и обоснуйте необходимость формирования специалистов по инновациям- инновационных менеджеров.

ТЕМА 2. ИННОВАЦИИ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

2.1. Сущность и экономическое содержание инноваций

2.2. Виды инноваций и их классификация

2.3. Теория инноватики: понятие об инноватике как о науке

Вопрос 2.1. Сущность и экономическое содержание инноваций

 

Термин «инновация» во­шел в науку в ХIХ в., как необходимый показатель развития общества и отдель­ных его сторон. Первоначально этот термин использовался в антропологии и этногра­фии при исследовании процессов изменений в культуре и противопоставлялся термину «традиция».

В начале XX в. понятие «нововведение» освоили экономические науки, обозначая им новые комбинации из имеющихся элементов, предпринимаемые субъектами хозяйственной жизни и выступающие как источник предпринима­тельской прибыли, стали изучаться закономерности технических нововведе­ний. В 1911 году австрийский экономист Й. Шумпетер в работе «Теория эконо­мического развития» выделил две стороны хозяйственной жизни:

¾ статическую (рутинный кругооборот связан с постоянным повторением и возобновлением производства - участвующие в нем организации из своего опы­та знают принципы своего поведения, им легко предвидеть результаты своих действий и легко принимать решения, т.к. ситуация понятна);

¾ динамическую (инновационный кругооборот означает развитие - особое, различимое на практике и в сознании людей, состояние, которое действует на них как внешняя сила и не встречается в ситуации хозяйственного кругооборо­та).

В 30-х годах XX века Шумпетер Й. впервые использовал понятия «иннова­ция», подразумевая под этим изменения с целью внедрения и использования но­вых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности. При этом Шумпетер Й. основную роль движущей силы экономического развития общества отводил не характеру борь­бы между капиталом и пролетариатом (по Марксу К.), а внедрению новшеств в хозяйство государства.

В ходе исследований выяснилось также, что источником прибыли может стать не только изменение цен и экономия на текущих затратах, но и радикаль­ное обновление и смена выпускаемой продукции. Возможность обеспечения конкурентоспособности организации за счет изменения цены или снижения за­трат всегда кратковременна и носит предельный характер. Инновационный под­ход оказывается более предпочтительным, поскольку процесс поиска, накопле­ния и преобразования научного знания в физическую реальность, по сути, без­граничен.

Важно отметить, что на сегодняшний день в экономической литературе не существует единого понимания сущности инноваций. При этом рассматривается значительное количество раз­личных определений термина «инновация» и некоторых других основных поня­тий по инновационной деятельности, осуществляемой предприятиями.

В мировой экономической литературе встречаются несколько подходов к определению сущности инноваций. Наиболее распространены две точки зрения: в одном случае нововведение представляется как результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т. д.; в другом - как процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих.

При этом важнейшим признаком инновации в условиях рыночного хозяйствования должна выступать новизна потребительских свойств. Таким образом, понятие инновации распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.

Инновация возникает в результате использования результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, их выбор зависит от конкретных целей измерения или анализа.

Различные ученые, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, В. Д. Хартман, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, И. Шумпетер, Э. Роджерс и др.), трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Сравним определения понятия «инновация», предлагаемые в отечественной и зарубежной литературе (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1- Сравнительная характеристика определения инновации

Автор Определение инновации
Б. Твисс Инновацию - это процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание.
Ф. Никсон Инновация — это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования.
Б. Санто Инновация — это такой общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход.
И. Шумпетер Инновация - это новая научно-организационная комбинация производственных факторов, мотивированная предпринимательским духом.
Д. В. Соколов, А. Б. Титов, М. М. Шабанова Инновация – это результат внедрения новшества, дающего ряд эффектов: экономический, научно-технический, социальный, экологический.
Ю. П. Морозов Инновация – это прибыльное использование новаций в виде новых технологий и видов продукции, организационно-технических и социально-экономических решений производственно - финансового, коммерческого или иного характера.
А. П. Пригожин Инновация – это развитие технологии, техники, управления на стадиях их зарождения, освоения, диффузии и т. п.
В. С. Рубашный Инновация – это товар, возникающий при использовании результатов научных исследований и разработок (НИОКР), направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности общества.

 

Естественно, что такое многообразие определений создает только путани­цу в понятиях, так как нет единой принятой позиции, единой точки зрения. Именно поэтому, интерес к этой проблеме не ослабевает и сегодня, так как существует, с одной стороны, большая практическая и теоретическая значи­мость и актуальность исследования данного вопроса, а с другой стороны, значи­тельная неопределенность термина.

Тем не менее в любом приводимом определении исследуемого понятия можно выделить существенные признаки инноваций:

1. Инновации всегда тесно связаны с хозяйственным (практическим) применением принципиально новых решений. Этим они отличаются от понятия «изобретение» (техническое новшество).

2. Инновации приносят конкретную экономическую и/или социальную пользу тому, кто их применяет. Именно польза определяет, в какой степени они утвердятся и распространятся на рынке.

3. Инновации означают самое первое использование новшества на предприятии, вне зависимости от того, использовалось ли оно уже где-то в другом месте. С этой точки зрения даже имитация, впервые примененная на данном предприятии, имеет инновационный характер.

4. Для инноваций необходима креативность, они связаны с определенным риском. Их нельзя внедрить в заурядный рутинный производственный процесс, потому что они требуют от всего коллектива (и от руководства, и от сотрудников) отчетливо сознательного отношения к инновациям и творческого склада.

В соответствии с международным стандартом по науке и инновациям инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Современные компании воспринимают инновации как средство увеличе­ния прибыли и завоевания более широкого сегмента рынка. Правительства счи­тают их панацеей с точки зрения ускорения экономического роста посредством повышения конкурентоспособности в мире.

Производственные организации, в свою очередь, также пришли к понима­нию необходимости осуществления инновационной деятельности. Внедрение инноваций все больше рассматривается ими как единственный способ повыше­ния конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких тем­пов развития и уровня доходности. Поэтому предприятия, преодолевая эконо­мические трудности, начали своими силами вести разработки в области продук­товых и технологических инноваций.

Таким образом, для эффективного управления инновационной деятельно­стью необходимо тщательное и более детальное изучение инноваций. Нет ни одной сферы деятельности, где изобретательный человеческий ум не стремился бы повысить ее эффективность с помощью инноваций.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.029 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал