Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 2.2. Виды инноваций и их классификация
Управление инновационной деятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и классификации. Прежде всего, необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (так называемые псевдоинновации), например, эстетические изменения, то есть цвет и т.п.; незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Классификацию инноваций можно осуществлять по степени новизны, областям применения, характеру удовлетворения потребностей и инновационной активности, их эффективности и другим параметрам. Классификация инноваций по сфере применения приведена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1- Классификация инноваций по сфере применения
Следует остановиться на некоторых видах инноваций: ¾ технологические появляются обычно с применением новейших способов изготовления продукции или производством продуктов с новыми или улучшенными свойствами; ¾ управленческие связаны, прежде всего, с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения; ¾ социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования и культуры; ¾ информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации.
Рисунок 2.2- Классификация инноваций по значимости и степени влияния на эффективность экономики По значимости и степени влияния на эффективность экономики инновации подразделяются на базисные, улучшающиеся и псевдоинновации (рисунок 2.2). Базисные инновации направлены на освоение новых поколений техники на принципиально новых технологиях. Они имеют мировую новизну. Улучшающие инновации затрагивают уже существующий продукт. Эти инновации связаны с внедрением значительно усовершенствованных методов производства и служат распространению и совершенствованию освоенных поколений техники и технологии. Псевдоинновации, как правило, имеют местную новизну. Это рационализаторские предложения, которые предполагают незначительные технологические или внешние изменения в продукте, при этом конструктивное его использование остается неизменным. В зависимости от технологических параметров и поставленных целей различают следующие виды инноваций (таблица 2.2). Таблица 2.2- Виды и цели инноваций
Существует также следующая классификация инноваций, которая рассматривается большинством авторов. По факторам общественного производства: рабочая сила, средства производства, предмет труда, продукт труда, процесс труда. По уровню разработки и распространения: государственные, республиканские, региональные, отраслевые, корпоративные, фирменные. По инновационному потенциалу: радикальные, комбинированные, модифицированные. По новизне: принципиально новые, частичные, локальные, имитационные. По сферам разработки и применению: промышленные, финансовые, торгово-посреднические, научные, правовые и т. д. По происхождению: экзогенные, эндогенные. По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий). По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить: • инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.); • инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.); • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической). В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации: радикальные (базовые); улучшающие; модификационные (частные).
Рисунок 2.3- Классификация инноваций по причинам возникновения По причинам возникновения инновацииможно разделить на реактивные и стратегические (рисунок 2.3). Реактивная инновация – это обеспечивающая выживание фирмы инновация как реакция на нововведения, осуществленные конкурентом, т. е. реактивные инновации фирма вынуждена осуществить вслед за конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке. Стратегическая инновация – это инновация, внедрение которой носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе. По характеру удовлетворяемых потребностей инновации могут быть ориентированы на существующие потребности или могут создавать новые. По роли в процессе производства можно выделить основные и дополняющие инновации. Основные продуктовые инновации создают новые рынки и лежат в основе новых отраслей, дополняющие продуктовые — расширяют рынок в соответствующих областях. По уровню управления выделяют народнохозяйственные, отраслевые, территориальные и первичные звенья управления инновациями. С точки зрения циклического развития инновации бывают крупными, средними и мелкими. По способу применения инновации подразделяются на экспериментальные и прямые. По особенностям инновационного процесса: внутриорганизационные и межорганизационные. В. С. Рубашный предложил классифицировать инновации с позиции интеллектуальной собственности или на основании универсальной десятичной классификации всех публикаций.
Рисунок 2.5- Классификация инноваций как объектов интеллектуальной собственности Типизация инноваций по рассмотренным выше признакам позволит: осуществлять «привязку» к типу инноваций тот или иной тип стратегии (иными словами, тип инновационной стратегии любого уровня зависит от преобладающего типа инноваций); конструировать экономические механизмы и организационные формы управления в зависимости от типа инноваций (организационно-экономический механизм является подсистемой инновационной стратегии); определить положение, формы реализации и продвижения на рынке, которые также будут неодинаковы для различных типов инноваций. Многообразие классификационных признаков инноваций свидетельствует о том, что формы организации нововведений, их масштабы позволяют предприятию определить наиболее эффективную инновационную стратегию и механизм управления инновационной деятельностью, создать предпосылки для экономического развития. Например, отраслевая принадлежность инноваций определяет их значимость, пути и возможности применяемых управленческих решений, параметры достижения экономической выгоды.
|