![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ИДМ-преступность
Обобщая результаты проведенных исследований, можно сделать вывод о наличии нового объекта криминологических исследований и обозначить его как интрузивно-деструктивно-мимикрийную преступность или, составив аббревиатуру из первых букв, ИДМ - преступность. Среди основных признаков этого криминального явления выделим следующие. 1. ИДМ-преступность в определяющей мере порождена системой сложившихся в обществе правовых, экономических и политических отношений, включающих распределение властных и управленческих полномочий как в высших эшелонах исполнительной и законодательной власти, так и во властных структурах всех уровней. 2. ИДМ-преступность обладает реальной возможностью, опирающейся на властные полномочия и политическую волю, поддерживать и развивать те правовые и экономические отношения, и в первую очередь отношения в финансово-кредитной и инвестиционной сфере, которые способствуют увеличению и совершенствованию многообразия механизмов криминального обогащения. 3. Наличие преступного умысла и криминальный характер конкретных деяний, совокупность которых подпадает под понятие ИДМ-преступности, чрезвычайно трудно доказуемы в рамках действующего уголовного права. Эти деяния объективно являются преступными по своим антисоциальным последствиям, проявляющимся в разрушении экономики, финансовых кризисах, политической дестабилизации, подрыве основ государственности, обнищании широких слоев населения. Эти деяния, наконец, оцениваются как преступные общественным мнением, хотя их оценка средствами массовой информации содержит широкую палитру взглядов, отражающую ту информационно-психологическую борьбу, которую ведет ИДМ-преступ- ность за утверждение нужных ей стереотипов общественного сознания. 4. В отличие от «классической» организованной преступности, в значительной мере занимающейся как запрещенными видами деятельности, так и криминальным контролем над легальной экономикой, ИДМ-преступность направляет свои усилия в основном на создание, поддержание и развитие таких правовых и экономических отношений и социально-политических ситуаций в стране, которые позволяют обогащаться определенным слоям общества, уходя от ответственности. В то время как организованная преступность извлекает криминальные доходы из целенаправленной преступной деятельности, проникая в самые разнообразные сферы общественной жизни, ИДМ-преступность получает свои доходы, формируя выгодные ей социально-экономические, правовые и политические отношения в обществе. 5. В отличие от теневой экономики, состоящей в незаконном производстве товаров и услуг, в развитии высокодоходных криминальных видов деятельности, в производстве неучтенных товаров, в уклонении от налогов, ИДМ-преступность занимается изъятием финансовых средств из бюджетов федерального, регионального и местного уровней (так называемые «нецелевые расходы»), из производства (невыполнение обязательств по инвестированию предприятий), у отдельных граждан (невыполнение обязательств по возврату вкладов). 6. В отличие от нелегальных видов деятельности, при которых преступные сообщества получают свервдоходы за счет построения незаконных, противоправных экономических отношений, более масштабные доходы ИДМ-преступностью в России извлекаются путем целенаправленного разрушения реального сектора экономики. Одним из механизмов такого извлечения доходов являлось существенное занижение стоимости приватизированных производственных комплексов с целью последующей их неоднократной перепродажи. Так, ЗИЛ, стоимость основных фондов которого составляла не менее 1 млрд долларов США, был продан за 4 млн долларов, «Уралмаш» — за 3, 7 млн, Челябинский металлургический завод — за 3, 7 млн, Челябинский тракторный завод — за 2, 2 млн долларов. Для сравнения: средняя хлебопекарня в Европе стоит 2 млн долларов США, средний колбасный завод в Швейцарии — 3, 3 млн, цех по разделке леса и выпуску вагонки в этой же стране — 4, 5 млн долларов. В.В. Лунеев правильно пишет, что большевистскими методами создавались собственники в целях обеспечения поддержки ельцинского режима путем открытой и коррумпированной раздачи им за бесценок около 140 тыс. государственных предприятий. Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. № 721, подготовленным в Госкомимущества России, строго предписывалось, чтобы каждое крупное предприятие было приватизировано до конца года («Указанную работу завершить до 1 ноября 1992 года»). И это требование Госкомимущества России оказалось практически реализованным, но с беспрецедентными криминальными последствиями. Бурно развивающиеся криминальные интересы деформировали всю систему общественных отношений, тормозили развитие институтов гражданского общества, подрывали веру людей в правильность и справедливость проводимых в стране реформ. Ваучерный этап приватизации в России (1992— 1994 гг .) завершился грабежом века. Разгосударствление 135, 6 тыс. предприятий казне и народу ничего не дало. Изменение собственности не сдвинуло производство, поскольку предприятия за бесценок приобретались не для производственных целей. Новые хозяева их просто перепродавали, но уже в сотни, тысячи раз дороже. И они этого стоят. Таким образом, коррумпированная криминальная приватизация завершалась беспрецедентной спекуляцией. Слой новых собственников формировался главным образом из вчерашних воротил теневой экономики, крупных государственных чиновников и хозяйственников, использовавших власть и положение для обретения собственности, удачливых спекулянтов, уголовно-мафиозных элементов, представителей иностранных компаний. Сама «ваучеризация» благоприятствовала проникновению криминального капитала в экономику. Этому способствовало также то, что, в отличие от общемировой практики, не требовалась декларация о доходах даже при скупке гигантских пакетов акций.
|