Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организованная преступность все более явно становится одной из ведущих форм социально-криминальной организации жизни современного общества.
«Имеет ли преступность свои границы и конечность?» — задается вопрос в монографии известного криминолога А.И. Долговой. На этот вопрос дается такой ответ, что, с одной стороны, границы преступного поведения устанавливаются законами государств. «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания», — говорится в ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации. С другой стороны, замечает автор: «Истории человечества присущи периоды правового и криминологического безвременья...». На наш взгляд, есть и третья сторона проблемы, изучение которой позволит глубже понять драматизм реальной криминализации общественных отношений. Комплексные исследования, основанные на системном анализе и компьютерном объектно-структурном имитационном моделировании тенденций развития организованной преступности и процессов перераспределения материальных и финансовых ресурсов в России в 90-е годы, показали, что мы имеем дело с качественно новым антисоциальным явлением, которое не подпадает под сложившиеся уголовно-правовые и криминологические представления собственно об организованной преступности. Не раз были обозначены и проанализированы «ошибки» и «просчеты» представителей как исполнительной, так и законодательной власти на федеральном, региональном и местном уровнях. Многочисленные и систематические нарушения законов в процессе приватизации промышленных объектов и комплексов, неафишируемая деятельность олигархов по формированию и укреплению своих финансовых империй внесли наиболее «весомый вклад» в развал экономики страны в первые годы России «молодой», что, естественно, имело ярко выраженные антисоциальные последствия. В то же время эти деяния не удавалось напрямую связать с организованной преступной деятельностью, коррупцией и преступлениями в сфере экономики. В целом в конце прошлого века в России сложилась такая ситуация, при которой определенная совокупность деяний активно обсуждалась в средствах массовой информации и оценивалась общественным мнением как криминальная. Были возбуждены уголовные дела по статьям, связанным с экономическими преступлениями, и прекращены по причине недоказуемости состава преступления или преступного умысла. Здесь мы вплотную подходим к третьему варианту ответа на вопрос: «Имеет ли преступность свои границы и конечность?». Это потребует развития новых представлений о сущности современной организованной преступности.
|