![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Реактивная преступность
При исследовании реактивной составляющей преступности необходим анализ природных, социальных и духовных качеств человека. Однако, если по поводу социальных условий и причин преступности сказано немало, о «повреждениях» духовности еще больше (в течение многих веков), то биологическая природа человека остается основной загадкой, несмотря на объявленную расшифровку генома человека и достижения современных биотехнологий. По данным обстоятельных исследований (Ли ДА. Преступность в структуре общества. — М., 2002.) , в каждой достаточно представительной группе или сообществе можно выделить 5—6% индивидуумов, которые будут наделены как «низменными» качествами характера, так и некоторыми «возвышенными» личностными проявлениями. Здесь-то и встает проблема выявления и обезвреживания потенциальных преступников, насильников, садистов, убийц, грабителей, проявляющих особую жестокость. Рассматривая триаду: «зарождение потенциального преступника», «формирование преступных качеств личности» и, наконец, «реализация индивидуума как преступника», B.C. Овчинский в своей работе «Криминология и биотехнологии» представляет ее по аналогии с триадой В.П. Эфроинсона (рождение, формирование и реализация гения) в единстве биосоциальных и социобиологических проблем. Обратившись к исходным понятиям ресурсной и реактивной информации, заметим, что, действительно, с рождением, а скорее уже с зачатием человек получает в генах тот индивидуальный объем, структуру и содержание ресурсной информации, которая будет определять всю его последующую жизнь. Однако, находясь еще и утробе матери, плод реагирует на внешние воздействия, которым подвергается и вынашивающая его мать, и он сам (ни для кого не секрет, как по-разному складываются судьбы желанных и нежеланных детей). Находясь в утробном состоянии, человек формируется не только на основе заданной генетической ресурсной информации, но и на основе реактивной информации, которая возникает на различных структурных уровнях формирования тканей, органов и, наконец, мозга под влиянием внешних воздействий. В отличие от других живых существ, жизненный цикл которых предопределен полученной от родителей генетической ресурсной информацией и в минимальной степени зависит от среды обитания, очевидно, что человек никогда не станет собственно человеком, если не пройдет путь социализации. В формировании человека как личности уже с момента зачатия и особенно в младенчестве определяющую роль играет реактивная информация, которая образуется в его сознании под влиянием окружающей среды, условий жизни, общения, обучения, воспитания. Обобщая мысли великого русского философа XIX века Н.Ф. Федорова, который писал: "... о человеке и нельзя сказать, что он создание природы, напротив — он есть результат именно недосоздания», B.C. Овчинский в уже упоминавшейся работе развивает мысль о человеке «недоделанном» («недосозданном»): «... если генетически одаренный ребенок вырастает среди волков, то Шекспиром или Моцартом он уже не станет. Он останется Маугли или " недоделанным " человеком». Таким образом, если представить комплексный подход к профилактике преступного поведения, т.е. реактивной составляющей преступности, то он должен включать три основных компонента: (1) генетическую профилактику, направленную против зарождения потенциального преступника, (2) медико-социальную профилактику, направленную против формирования преступных наклонностей как воспитательными, так и современными медикаментозными мерами коррекции поведения и становления личности и (3) собственно социальную профилактику тех преступлений, которые могут быть совершены в процессе реализации определенных негативных личностных качеств. Последний, третий уровень профилактики вполне очевиден, он опирается на огромные пласты исторических традиций. На различных стадиях общественного развития, в различных социокультурных средах накоплен огромный опыт превентивных мероприятий по борьбе с преступностью. Этот опыт может быть востребован и реализован на базе современных достижений информационных технологий. ■ Комплексный подход к профилактике преступного поведения должен включать три основных компонента: - генетическую профилактику зарождения потенциального преступника; - медико-социальную профилактику формирования преступных наклонностей; - социально-правовую профилактику реализации криминальных личностных порывов.
|