![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тезисы в конспект
■ Личное, индивидуальное восприятие окружающей действительности формируется с первых дней рождения, оно складывается в процессе воспитания и приобретения знаний, отражает социальную, культурную и духовную среду, в которой протекает жизнь человека. ■ Отношения в семье, возможность получения образования, уровень культуры и духовности определяют состояние защищенности личности и общества в информационно-психологической сфере.
3. Угрозы информационной безопасности Связующими звеньями между матрицами социализации, образовательной средой, пластами культуры и духовного окружения человека являются потоки информации. Именно потоки социальной информации, которые, циркулируя в обществе, либо цементируют его, обеспечивая поступательное развитие, либо разъединяют его, приводя к стагнации, упадку, кризису. В обыденной жизни под информацией, как правило, понимают все, что несет на себе следы знаний, сообщений, сведений, данных, сигналов. В научной литературе можно встретить десятки попыток дать определение собственно информации. Преобладающим остается мнение, что в любой научной области и в прикладных сферах информация имеет «свое лицо» и выполняет свои функции. В нашем случае необходимость углубления представлений о ссущности информации связана с тем, что все в большей мере люди получают представления об окружающей их реальности не из мира своих личных ощущений, а из образов, сформированных информационными технологиями. Часто понятие информации связывают с рождением кибернетики, с развитием технологий электросвязи, радиосвязи, технологий передачи сообщений, данных. Однако сам термин «информация» произошел от латинского слова «information», что на русский язык точнее всего переводится как «разъяснение». Более того, к информации люди обращались еще в глубокой древности и использовали ее как инструмент воздействия, прежде всего в военном деле. До нас дошли наставления древнекитайского философа и военного деятеля Сунь Цзы (VI век до н.э.), которые сейчас выглядят как практические рекомендации по ведению информационно-психологической войны. Из большого свода указаний приведем только некоторые: •разлагайте все хорошее, что имеется в стане вашего противника; •вовлекайте видных деятелей противника в преступные предприятия; •подрывайте престиж руководства противника и выставляйте его в нужный момент на позор общественности; •разжигайте ссоры и столкновения среди граждан враждебной вам страны; •подстрекайте молодежь против стариков; • сковывайте волю воинов противника песнями и музыкой; •делайте все возможное, чтобы обесценить традиции ваших врагов и подорвать их веру в своих богов; •посылайте женщин легкого поведения с тем, чтобы дополнить дело разложения; •будьте щедры на предложения и подарки для покупки информации. В истории развития человечества можно встретить огромное количество примеров того, как информация выступала в качестве инструмента воздействия в военных операциях, в дипломатической боте, в разведке и контрразведке, в борьбе с преступностью и в преступной деятельности. Психологическое насилие как инструмент управления ситуацией применяется столько времени сколько существует человек с его психологическими и эмоциональными реакциями. Однако в далеком прошлом люди могли влиять друг на друга только в процессе непосредственного общения, оказывая действие на своих собеседников при помощи слов, жестов, мимики. Сегодня способы воздействия на человеческое сознание гораздо разнообразнее, действеннее и изощреннее. Накопленн тысячилетний опыт психологических воздействий, а главное настоящее время созданы специальные технологии общения, взаимодействия и управления людьми на расстоянии. С развитием печати, средств массовой информации, с созданием электросвязи, изобретением радиосвязи информация начинает выполнять роль инструмента воздействия на огромные массы людей. Это ярко проявилось в революционных движениях в начале прошлого XX века. Так, одна из наиболее успешных акций по формированию социал-демократической партии в России была осуществлена именно в информационной сфере. Она состояла в создании газеты «Искра», которая печаталась за границей, подпольно ввозилась и распространялась в России. Именно эта газета и другие многочисленные печатные издания, изощренно, а часто и предвзято показывая наиболее негативные стороны реальности, настраивали массы людей на стремление к революционным переменам. Власти Российской Империи в полной мере понимали опасность печатного слова и всеми возможными силами и средствами боролись против распространения нелегальной агитационной литературы. В современной России, которая возникла после распада Советского Союза, в первые годы информационно-психологические сферы общества, а значит, и личности и государство в целом оказались открытыми для любых деструктивных воздействий. Последствия этих воздействий — резкое снижение уровня духовности и культуры, рост преступности, криминализация общественных отношений, десятки тысяч беспризорных детей, миллионы наркоманов, десятки миллионов алкоголиков, подрыв генофонда, сокращение сроков жизни, уменьшение населения страны со скоростью более полумиллиона человек в год. С незащищенностью нашей информационно-психологической сферы мы сталкиваемся на каждом шагу. В средствах массовой информации, например, сообщалось о так называемых психологических экспериментах в школах. Группы псевдопсихологов брались учить детей под музыку и благовония. При этом без всякого контроля со стороны органов образования или медицины детям на подсознательном уровне внушались разнообразные догматы оккультных учений. В результате у школьников появились бессонница, ночные кошмары, устойчивые расстройства психики, вплоть до попыток суицида. Незащищенность информационно-психологической сферы современного общества проявляется в активизации деятельности множества религиозных сект, во все увеличивающемся рынке оккультных услуг (вплоть до объявлений о физическом устранении соперниц или конкурентов колдовскими приемами), в криминальных воздействиях средств массовой информации (культивирующих насилие), в агрессивной рекламе, в образах поп- культуры (стимулирующих наркоманию, алкоголизм, сексуальную распущенность), в криминальных психологических манипуляциях (жертвами которых стали десятки миллионов обманутых вкладчиков в 90-е годы и тысячи так называемых «инвесторов» уже в сегодняшние дни). Воздействующая роль информации в полной мере показала себя в многочисленных войнах, столкновениях и политических конфликтах, которыми был насыщен XX век. Военные кампании во все времена сопрвождались информационно-психологическим обеспечением. Информационные воздействия оказывались как на противников, так и на союзников. Информационно-психологическая поддержка, как правило, требовалась и своим вооруженным силам на всех уровнях военной иерархии — от рядовых до генералов. Информационно-психологическое обеспечение военных действий часто предопределяло ход военных кампаний Хрестоматийным примером масштабной военно-политической информационно-психологической операции, увенчавшейся ощутимым успехом, можно считать те листовки, которые в огромных количествах сбрасывались на германские окопы. Содержание этих листовок составляли письма немецких военнопленных, находящихся в английских концентрационных лагерях. Благодаря изобретенной и применяемой в те годы только в Англии офсетной печати, копии этих писем изготавливались весьма тщательно, цвет бумаги и чернил соответствовал оригиналу. Немецкие солдаты зачастую принимали эти листовки за оригиналы писем и пересылали по почте родственникам, т.е. в глубь Германии. Письма не подвергались никакой литературной обработке, просто осуществлялся их тщательный отбор. Чтобы получить в достаточном количестве нужные письма, были созданы специальные лагеря, которые отличались хорошим питанием и обращением с военнопленными. Этим же пленным давали возможность читать социал-демократическую литературу, которая компрометировала высшее военное и политическое руководство страны и которая, естественно, была запрещена в Германии. Результаты такой акции были весьма эффективны. К концу войны немецкие солдаты начали в массовом порядке сдаваться в плен к англичанам, в то время как сопротивление на французском фронте продолжалось. Будущее в развитии представлений об информации связано с Глобализацией. Именно глобализация информационной сферы открывает реальные возможности управления как коллективным, так и индивидуальным сознанием населения целых регионов Земли. То, что было заложено в неосуществленных проектах 30— 40-х годов прошлого века, пришло к нам с новыми поколениями компьютеров, развитием телекоммуникационных сетей, технологий воздействия на сознание, обходящих его защитные функции. Сейчас становится очевидным, что значительная часть появляющихся информационных технологий изначально предназначена именно для перестройки сознания. Обратимся еще раз к образу фантастической матрицы, когда окружающая реальность моделируется через ее запрограммированное восприятие. Действительно, влиять на сознание людей оказывается значительно эффективнее (в том числе и в узко коммерческом смысле), чем на традиционные материалы. Так, выгоднее убедить человека, что ему нужен именно этот продукт (мыло, шампунь, зубная паста), чем создавать что-то новое. ■ Перестройка системы ценностей и восприятия людей приносит качественно большие дивиденды чем переделка косной материи. ■ Если раньше производственные технологии были направлены на трансформацию неживой материи, то по мере информатизации они все больше перестраиваются на изменение живого общественного сознания, в том числе и общественной культуры. ■ Человеческое общество впервые за всю историю своего существования вплотную и в массовом порядке занялось собственным преобразованием, которое стихийно и с кажущейся хаотичностью ведется сегодня практически по всем направлениям. Информация, таким образом, не только определяет матрицу индивидуальных ощущений, восприятий, мыслей, эмоций, переживаний каждого человека, она является еще и инструментом, которым осуществляется преобразование человечества. Вступив в свой триумфальный поход как атрибут социальной жизни и фактор воздействия на умы человечества (через агитацию и пропаганду в революционные годы начала XX века), пройдя через формализацию логико-математических моделей и семантических концепций, получив колоссальный импульс развития в кибернетике, теориях связи и управления, выполнив функцию интеграции гуманитарных, технических и естественно-научных знаний, обогатив и дав импульс философской мысли и, наконец, встретив информационную революцию с ее везде проникающими технологиями, сама информация возвращается «на круги своя». В начале XXI века собственно информация в ее функциональном значении скромно уходит в тень, прячась за порожденные ею технологии и продукты, и старается «не засвечиваться» в качестве основного и наиболее эффективного инструмента воздействия на формирование как индивидуального, так и массового сознания членов современного общества.
|