![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 2. Информационный подход к преступности
1.Реактивная информация Если отойти на время от принятых правовых, технических, философских и других бытующих представлений об информации и задуматься о том, как же она возникает, то несложно представить, что новая информация, или собственно информация, рождается в сознании человека как отражение, а точнее, как реакция на нечто увиденное и услышанное. В служебной деятельности информация может «всплыть» в процессе обработки и анализа имеющихся данных или поступающих сведений. Она рождается в результате размышлений, логических умозаключений, игры воображения. Но следует помнить, что механизмы возникновения информации имеют корни, залегающие неизмеримо глубже тех знаковых отношений, которые присущи человеческой деятельности. Обобщая результаты исследований информационных процессов и взаимодействий на различных уровнях жизни, можно утверждать, что информация возникает в биологических системах в процессе реакций на внешние воздействия. Наличие реакций на внешние воздействия является сущностным качеством всех без исключения объектов живой природы. Объектами живой природы являются отдельные клетки (или в организме, или выделенные для опытов), простейшие организмы, растения, животные, люди. К объектам живой природы можно отнести и целые группы: стаи животных, косяки рыб, колонии насекомых, скопления растений, популяции, биоценозы, сообщества. Испытывая те или иные воздействия, они стремятся адекватно на них реагировать. Для того чтобы распознать, почувствовать значимость или опасность воздействия, у объекта должны «включиться» определенные механизмы его интерпретации. Объект живой природы не просто как-то расшифровывает, декодирует, распознает или понимает оказываемые на него воздействия, а именно интерпретирует их для себя с определенной целью. Это происходит в первую очередь с целью защиты и самосохранения, а может быть, с целью извлечения для себя возможной пользы. Здесь и рождается собственно информация — в процессе целевой интерпретации тех воздействий и взаимодействий, которые сопутствуют жизни на всех ее уровнях. В социальной жизни информация также рождается как реакция на происходящие события или на сообщения о них. Услышав сообщение о том, что «террористы захватили самолет с заложниками и требуют освобождения из заключения своих сподвижников», сторонний наблюдатель, живущий вдали от развивающихся событий (в другой стране, на другом континенте), может подумать, что в мире не все спокойно, нет стабильности. Родственники пассажиров, находящихся на борту захваченного лайнера, будут крайне взволнованы серьезной опасностью, угрожающей их близким. Руководители авиакомпании будут озабочены неизбежностью финансовых расходов и возможной потерей самолета. Наконец, члены террористической организации, находящиеся в заключении, узнают о том, что на свободе остались дееспособные сподвижники, прикладывающие усилия для их освобождения. Можно и далее развивать мысли, насколько по-разному отнесутся к этому сообщению руководители спецподразделений, которым предстоит операция по освобождению заложников, руководители аэродромных служб безопасности, несущие ответственность за проникновение террористов на борт самолета, сотрудники правоохранительных органов, которым предстоит «усиление» режима службы, и т.д. В данном случае получается так, что одно и то же сообщение для каждой категории людей приносит разную информацию. Более того, несложно представить, что собственно информация рождается как результат целевой интерпретации полученного сообщения и, главное, информация возникает в процессе индивидуальной реакции на происходящее событие. Существует бесконечное число примеров, как люди, выходя из лекционного зала, возвращаясь с концерта, расходясь после митинга или покидая совещание, оказывались далеко не едины в своей оценке услышанного и увиденного. Обратившись к повседневному опыту, нетрудно сделать вывод, что каждый «слышит, что ему слышится» и «видит, что ему видится». Итак, информация возникает как необходимый элемент реакций на воздействия, которые испытывают объекты живой природы и объекты социума на всех уровнях жизни и организации. Таким образом, складывается представление о некотором сущностном качестве информации, которое можно обозначить как реактивность, или о некоторой реактивной информации. Реактивная информация может проявляться и оцениваться как мера активности отражения внешних воздействий, если речь идет о биологических объектах и системах. В процессе эволюции выживали те объекты живой природы, которые более активно реагировали на внешние воздействия, эффективно отражая или обращая их в свою пользу. В социальной жизни реактивная информация может оцениваться как мера адекватности восприятия происходящих событий. Она проявляется в принимаемых решениях, действиях, поступках, являясь генератором социально-психологической энергии. Более того, получение именно реактивной информации, т.е. информации крайне необходимой «здесь и сейчас», является целью многих видов деятельности и, в первую очередь, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной. ■ Возникновение информации обусловлено реакциями на внешние воздействия. ■ Рождение информации составляет необходимый элемент реакций на воздействия, которые испытывают объекты живой природы, социума на всех уровнях жизни. ■ В социальной жизни появление реактивной информации связано с целевой интерпретацией происходящих событий или сообщений о них. ■ Реактивная информация может оцениваться как мера активности отражений внешних воздействий или как мера адекватности восприятия происходящих событий. ■ Реактивная информация проявляется в принимаемых решениях, действиях, поступках. ■ Получение реактивной информации является целью многих видов деятельности.
|