Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цар. XI - XII; 2 Пар. XXII – XXIV).






Переворот Ииуя оказал существенное влияние и на положение дел в Иудее, так как Ииуй убил царя Охозию и других взрослых мужчин царского рода. Когда стало известно об этом, Гофолия, мать Охозии и дочь Ахава, которая изображена как жестокая и хит­рая женщина, решила уничтожить всех оставшихся представителей династии Давида, чтобы стать царицей Иудеи. То, что ей почти удалось это, говорит о ее сильном влиянии в Иудее. Интересно, что это единственная женщина в истории обоих царств, которой удалось стать единовластной правительницей.

Если бы ее планы увенчались успехом, то был бы положен конец династии Дави­да. Однако Божьим промыслом совершилось спасение династии. В этой истории мы видим исполнение обетований Бога о сохранении и утверждении династии Давида.

Иосавеф, се­стра покойного Охозии, которая могла быть как дочерью самой Гофолии, так и дочерью другой жены Иорама, решает укрыть ребенка Иоаса. Мы не знаем, поче­му она решила спасти именно Иоаса (которому тогда было около года, как об этом сообщается в XI, 21), а не других сыновей царя, которых должны были умертвить. Возможно, основным мотивом был возраст Иоаса: он был слишком мал, чтобы научиться чему-ни­будь от идолопоклонницы Гофолии.

О шестилетнем царствовании Гофолии (841 – 835) почти не говорится, поскольку автор не признает ее права на престол. Начиная с 4-го стиха, повествуется о событиях, связанных с воцарением Иоаса. На сцену вы­ходит первосвященник Иодай (согласно 2 Пар. XXII, 11 Иосавеф была женой Иодая.), который и организует восстановление династии Давида. Готовность воинов участвовать в заговоре Иодая показывает, что Гофолия их поддержки не получила. Многочисленные подробности говорят о том, как тща­тельно спланировал эту операцию Иодай и насколько высокой была секретность.

В результате успешного восстания семилетний Иоас был признан царем Иудеи, а Гофолия была убита. Восклицания людей, когда Иоас был по­мазан (12), свидетельствуют о популяр­ности в Иудее восстановленной линии Давида.

Иоас, царь Иудейский (835 – 796) воспитывался при священнике Иодае, который стал наставником юного царя. В стихе 2 говорится: И де­лал Иоас угодное в очах Господних во все дни свои, доколе наставлял его священник Иодай. Следовательно, верность царя истинной религии в течение 1-й половины правления объясняется влиянием Иодая. Священные авторы не конкретизируют, что же делал Иоас для утверждения истинной религии, но можно полагать, что он боролся с идолопоклонством в духе благочестивых предшественников: уничтожал капища, жертвенники, статуи идолов. Также сообщается о двух женах и детях Иоаса, чем показывается, что царская семья, в правление Гофолии находившаяся под угрозой полного уничтожения, снова начинает восстанав­ливаться. Кроме того, рождение потомства является Божьей наградой за послушание (2). Автор книги Царств упрекает Иоаса только за то, что он не уничтожил яхвистские высо­ты (XII, 3).

Важным делом Иоаса стал произведенный в его правление ремонт храма (XII, 4-6).Причина, по которой необходимо было ремонтировать храм, в книге Царств не при­водится, однако в 2 Пар. XXIV, 7 говорится о том, что «Гофолия и сыновья разорили дом Божий» и награбленное использовали для покло­нения Ваалу. Для ремонта храма нужны были средства, которые приходили из разных источников, указанных в XII, 4-5. Использование денег на восстановление Храма из всех указанных источников говорит о серьезности по­вреждений. Непонятно значение еврейской фразы, переведенной как от своего знакомого. Более правильный перевод этой фразы – «из своих запасов» – означает, что на осуществление работ по ремонту Храма расходовались также и средства из личных доходов самих священ­ников. Нам не сообщают, в какой год своего правления Иоас начал ремонтные работы в Храме, поэтому мы не знаем, сколько времени прошло с тех пор до двадцать тре­тьего года его царствования (6). Создается впечатление, что ремонт неоправданно затянулся, в результате чего священники лишились пра­ва руководить восстановлением храма и была введена новая система финансиро­вания ремонтных работ. В том, как Иоас распоряжался священниками, видна ре­альная власть над ними, которой к тому времени обладал царь.

На основании 4 Цар. XII, 13-14 можно сделать вывод, что прежние хра­мовые принадлежности, вероятно, были утеряны, или осквернены, или украдены. Но производство новых предметов для Храма было приостановле­но, потому что все золото и серебро шло на оплату ремонтных работ (еще одно свиде­тельство скудных ресурсов). Означает ли отсутствие этих принадлежностей остановку обычного храмового богослужения, или же службы продолжались с использованием более простых сосудов? Все эти вопросы оста­ются без ответа.

После смерти Иодая резко меняется религиозная политика царя Иоаса. Это описывается в книге Паралипоменон. На сцене появи­лись князья Иудейские, вероятно, старая партия сторонников Гофолии, под влиянием которых возрождается культ Астарты, о чем говорит выражение «служить деревам» (XXIV, 17-18). Сын Иодая Захария произнес обличительную речь, за что был убит по приказанию Иоаса. Вскоре за идолопоклонство и убийство праведного Захарии последовали наказания.

Сирийский царь Азаил, подчинив Северное царство, вторгся далеко на юг до границ Иудеи, поставив под угрозу существование само­го Иерусалима. Похоже, у Иоаса не было достаточно сил, чтобы предотвратить продвижение Азаила. Не имея возможности сопротив­ляться, он откупился от неприятеля драго­ценными предметами, взятыми из Храма и дворцовых сокровищниц (18). Однако вскоре последовало еще одно вторжение сирийцев, которое описывается в книге Паралипоменон. Вследствие этой войны были убиты многие представители иудейской знати и сама Иудея была разграблена.

Тяжелые поражения в войнах с Сирией способствовали падению авторитета Иоаса. Этим, видимо, и объясняется то недоволь­ство, которое привело к убийству царя, и тот факт, что Иоаса похоронили в Иерусалиме, но не в царских гробницах.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал