Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Книга пророка Амоса
Вступление – сообщаются основные сведения о пророке 1 глава 1 стихи Слова Амоса, одного из пастухов Фекойских, которые он слышал в видении об Израиле во дни Озии, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского, за два года перед землетрясением. Имя Амос – обременил Господь, бремя Господне. Пс. 67: 20 Благословен Господь всякий день. Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас. Фекоя – местечко 18 км южнее Иерусалима, Южное царство, отправлен с миссией на север. Происхождение Амоса – пастух из Фекои. 7 гл И послал Амасия, священник Вефильский, к Иеровоаму, царю Израильскому, сказать: Амос производит возмущение против тебя среди дома Израилева; земля не может терпеть всех слов его. Ибо так говорит Амос: «от меча умрет Иеровоам, а Израиль непременно отведен будет пленным из земли своей». И сказал Амасия Амосу: провидец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб, и там пророчествуй, а в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он святыня царя и дом царский. И отвечал Амос и сказал Амасии: я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: «иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю». Теперь выслушай слово Господне. Ты говоришь: «не пророчествуй на Израиля и не произноси слов на дом Исааков». За это, вот что говорит Господь: жена твоя будет обесчещена в городе, сыновья и дочери твои падут от меча, земля твоя будет разделена межевою вервью, а ты умрешь в земле нечистой, и Израиль непременно выведен будет из земли своей. Призвание ок. 760 г., скорее всего у него была семья и он не был бедняком. Структура книги: Основные части отдельно выделить надписание (вступление) 1: 1-2 1) Суд над народами 1.1. – 2: 16 - суд о Дамаске или арамеях 1: 3-5 - суд над филистимлянами 6-8 - суд над..тиром или финикией 9-10 - суд над Эдомом 11-12 - пророчество о сынах Амоновых, амонитянях 12-15 - пророчесво о моаве или моавитянах 2: 1-3 - пророчество об иудее 4-5 - пророчество о Израиле 2: 6-16 Здесь важно увидеть само построение текста. Провозглашение суда по одной схеме – числовая символика 3 и 4. За 3 преступления Дамаска, исполнилась чаша преступлений этого народа, и за 4 не пощажу его. Не может быть просто покрыто такое беззаконие. Указаны те конкретные деяния, за которые суд. Струкиура высказываний имеет еще один план – от окружающих израилль народов, доходит до иуды и дальше израиль. Господь вершит суд и над израилем, т.к. и он исполнил чашу своих преступлений. 7 народов +8й израиль – числовая символика. 7 – это полнота народов, последовательность заявляет что речь идет о всеобщем суде.который не минует Израиль. Суд предопределен. Главная тема книги – суд Божий над народами, всеобщий суд. Причины суда прежде всего для Израиля 2) 3: 1 – 6: 14 – суд над Израилем - 3: 1-15 – первое слово - 4: 1: 13 второе слово - 5: 1-17 третье слово. - 1е горе. само слово горе означает завершенность, оплакивают 5: 18-20 - обличение неверного культа 5: 21-27 - 2-е горе 6: 1-14 3) символические видения 7: 1-9: 10. - первое видение 7: 1-3 - второе видение 7: 4-6 - третье видение 7: 7-9 -историко биографическая вставка 7: 10-17 - четвертое виение 8: 1 - предсказания 8: 4-14 - Пятое видение 9: 1-4 - предсказания 9: 5-10 4) заключение 9: 11-15
2 гл с 6 стиха заявляется что израиль будет подвергнут суду, причины суда Так говорит Господь: за три преступления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного — за пару сандалий. Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, и путь кротких извращают; даже отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Мое. На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике, и вино, взыскиваемое с обвиненных, пьют в доме богов своих. А Я истребил перед лицем их Аморрея, которого высота была как высота кедра и который был крепок как дуб; Я истребил плод его вверху и корни его внизу. Вас же Я вывел из земли Египетской и водил вас в пустыне сорок лет, чтобы вам наследовать землю Аморрейскую. Из сыновей ваших Я избирал в пророки и из юношей ваших — в назореи; не так ли это, сыны Израиля? говорит Господь. А вы назореев поили вином и пророкам приказывали, говоря: «не пророчествуйте». Вот, Я придавлю вас, как давит колесница, нагруженная снопами, — и у проворного не станет силы бежать, и крепкий не удержит крепости своей, и храбрый не спасет своей жизни, ни стреляющий из лука не устоит, ни скороход не убежит, ни сидящий на коне не спасет своей жизни. И самый отважный из храбрых убежит нагой в тот день, говорит Господь.
Раскрытие провозвестия о суде. Последовательность обличений важна. Неотвратимость суда Продают правого за серебро и бедного за пару сандалий – попрание правды Божией в отношении ближнего – главная причина суда. С бедных забирают последднее что у них есть, нарушают ветхозаветный закон – одежда должнику должна быть возвращена до наступления вечера. 3гл 10 стих Они не умеют поступать справедливо, говорит Господь: насилием и грабежом собирают сокровища в чертоги свои. 4 гл 1 стих Слушайте слово сие, телицы Васанские, которые на горе Самарийской, вы, притесняющие бедных, угнетающие нищих, говорящие господам своим: «подавай, и мы будем пить!» 5: 7 О, вы, которые суд превращаете в отраву и правду повергаете на землю! 5: 11-12 Итак за то, что вы попираете бедного и берете от него подарки хлебом, вы построите домы из тесаных камней, но жить не будете в них; разведете прекрасные виноградники, а вино из них не будете пить. Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных. 8: 4-6 Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих, — вы, которые говорите: «когда-то пройдет новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами, чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви, а высевки из хлеба продавать». Нарушение прав ближних, требований ветхозаветного закона. Нарушение нравственного закона определяет собою то, что служение израиля Богу не принимается, отвергается. 8 стих 2 гл На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике, и вино, взыскиваемое с обвиненных, пьют в доме богов своих. За этим высказыванием стоит то, что служат чужим богам. 5 гл 4-7 Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня, и будете живы. Не ищите Вефиля и не ходите в Галгал, и в Вирсавию не странствуйте, ибо Галгал весь пойдет в плен и Вефиль обратится в ничто. Взыщите Господа, и будете живы, чтобы Он не устремился на дом Иосифов как огонь, который пожрет его, и некому будет погасить его в Вефиле. О, вы, которые суд превращаете в отраву и правду повергаете на землю! Отвергается все служение основных религиозных центров северного царства потому что нарушена правда Божия 5: 21-24 Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать. Пусть, как вода, течет суд, и правда — как сильный поток! Жертвенное служение отвергается, потому что нарушена правда Божия. Служение пророка это не только пророчество, но и учение. Слово пророка актуализация откровения закона. Пророк последовательно проповедует против святилищ северного царства. В книге Амоса обличается грех Иеровоама I, который отделил святилище. Отдельные слова против основных святилищ северного царства 3 глава 14 стих Ибо в тот день, когда Я взыщу с Израиля за преступления его, взыщу и за жертвенники в Вефиле, и отсечены будут роги алтаря, и падут на землю.
Против Вефиля и Галгаллы – святилищ – 7 гл стихи 8-9 народа Моего, Израиля; не буду более прощать ему. И опустошены будут жертвенные высоты Исааковы, и разрушены будут святилища Израилевы, и восстану с мечом против дома Иеровоамова. 8: 14 которые клянутся грехом Самарийским и говорят: «жив бог твой, Дан! и жив путь в Вирсавию!» — Они падут и уже не встанут. Это основные причины суда – нарушение нравственного закона. Вся книга исполнена темы суда. Средоточием темы суда мы можем отметить в сердцевине книги 5 глава 18-20 Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет, то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния. Впервые встречаемся с темой дня господня – день посещения Господом, как день гнева и день суда. При этом пророк представление дня господня, которое он берет из общего религиозного ожидания этого дня, которым живет израиль. 1 половина 8 в – благоприятная с политической точки зрения для обоих царст, отвоевывается территория, время спокойного развития государств, рост торговли, экономические успехи. Эти успехи получают оценку народном сознании как ситуация скорого наступления дня господня как суда для языческих народов, врагами израиля. Амос провозглашает горе ожидающим этого дня господня. Грядет день господень, но это будет день суда для самого израиля. Книга строится: провозглашается суд над народами, а в конечном итоге над израилем. Об экономическом благополучии 3: 14-15 Ибо в тот день, когда Я взыщу с Израиля за преступления его, взыщу и за жертвенники в Вефиле, и отсечены будут роги алтаря, и падут на землю. И поражу дом зимний вместе с домом летним, и исчезнут домы с украшениями из слоновой кости, и не станет многих домов, говорит Господь. 4 гл Слушайте слово сие, телицы Васанские, которые на горе Самарийской, вы, притесняющие бедных, угнетающие нищих, говорящие господам своим: «подавай, и мы будем пить!» Показатели роскоши, экономического расслоения израильского общества. 5: 11 Итак за то, что вы попираете бедного и берете от него подарки хлебом, вы построите домы из тесаных камней, но жить не будете в них; разведете прекрасные виноградники, а вино из них не будете пить. Слова пророка контрастируют с общими настроениями и ожиданиями народа. Столкновение Амоса со жрецом вефильского жертвенника 7 гл с 10 стиха. И послал Амасия, священник Вефильский, к Иеровоаму, царю Израильскому, сказать: Амос производит возмущение против тебя среди дома Израилева; земля не может терпеть всех слов его. Ибо так говорит Амос: «от меча умрет Иеровоам, а Израиль непременно отведен будет пленным из земли своей». И сказал Амасия Амосу: провидец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб, и там пророчествуй, а в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он святыня царя и дом царский. И отвечал Амос и сказал Амасии: я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: «иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю». Теперь выслушай слово Господне. Ты говоришь: «не пророчествуй на Израиля и не произноси слов на дом Исааков». За это, вот что говорит Господь: жена твоя будет обесчещена в городе, сыновья и дочери твои падут от меча, земля твоя будет разделена межевою вервью, а ты умрешь в земле нечистой, и Израиль непременно выведен будет из земли своей.
Суд рассматривается как очищающий, перспектива спасения. В этой перспективе важно указание о помазаннике Господнем Исайя 7, 9, 11 главы Служение пророков развивается на фоне истории иудеи.
|