Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация ценностей. Аксиология как философская теория ценностей.Стр 1 из 51Следующая ⇒
Министерство сельского хозяйства РФ ФГОУ ВПО «Оренбургский государственный аграрный университет»
Кафедра: «Философии»
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ (ТЕЗИСЫ), ПОДГОТОВЛЕННЫЙ ЛЕКТОРОМ
ГСЭ.Р.1 «Этноконфессиональные ценности»
Специальность: 030501.65 «Юриспруденция» Специализация: Уголовно-правовая Форма обучения: очная полная
Оренбург 2008г Лекция №1 (2 часа) Тема: Этноконфессиональные ценности и их роль в обществе. (Ч.1) Вопросы лекции 1.1. Определение понятия «ценность». Виды ценностей. 1.2 Классификация ценностей. Аксиология как философская теория ценностей. 1.3. Специфика ценностного отношения к миру. 1.4. Ненасилие - нравственная основа социально-политической деятельности. Литература. Основная 2.1.1 Яблоков, И.Н. Религиоведение: учебное пособие и учебный словарь минимум по религиоведению. - М.: Гардарики, 2008. - 536 с.
2.2 Дополнительная 2.2.1 Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические / В Русском Переводе с Параллельными Местами. - М.: п/я 3, 2002. - 292 с. 2.2.2 Проблемы сохранения толерантности в полиэтнических регионах России: материалы межрегиональной научно-практической конференции - Оренбург: Изд-кий центр ОГАУ, 2005. - 202 с. 2.2.3 Толерантность и этноконфессиональные отношения: материалы заседания молодежно-студ. " круглого стола" от 26 февраля 2005 г. / Под ред. В. В. Амелина. - Оренбург: Изд-кий центр ОГАУ, 2006. - 106 с.
Краткое содержание вопросов 3.1. Определение понятия «ценность». Виды ценностей. Ценность - понятие, которое характеризует " предельные", безусловные основания человеческого бытия; значение определённых предметов, явлений, процессов для человека, социальных групп, общества в целом. Указанные два смысла понятия " ценность" часто расходятся, а порой и противоречат друг другу: то, что в философии рассматривается в качестве ценность - свобода, добро, истина, - для отдельного человека может и не представлять интереса. В свою очередь, конкретные предметы, которые ценны для индивида, в философском смысле не являются " ценностью". Понятие ценность сопоставимо с понятием сущности человека, которая не всегда совпадает с индивидуальным человеческим существованием. Философское понимание ценности предполагает следующие её особенности. Ценность и понятие " сущность человека" - понятия однопорядковые; осознанность ценность; воплощённость ценности в человеческой жизни в той или иной форме; противопоставленность ценности как должного, идеала реальности (" сущему"); включённость ценности в целеполагающую и оценочную деятельность человека. Понятие ценности невозможно раскрыть, не обращаясь к понятию оценки - соотнесению реальных явлений с ценностью, и к понятию цели - проекта достижения ценности. Цели, формируемые на основе ценности, - это всегда масштабные, смысложизненные цели. Ценность как координаты человеческого мира способствуют его устойчивости, организуют целенаправленную человеческую деятельность. В известном смысле ценность - это " предельные цели" человека и общества, они выступают критерием оценки любого культурного феномена. Культура и есть мера воплощённости ценности в нашей жизни. Ценность является предметом исследования особого раздела философского знания - аксиологии (греч.axia - ценность, logos - учение). Хотя ценности (добро, истина, красота, справедливость и т.п.) всегда были предметом философского размышления, начиная с античности, но " проблема ценностей" как самостоятельная философская проблема возникла не так давно. Познавательные, онтологические, ценностные аспекты бытия долгое время не были отделены др. от друга, не составляли самостоятельные области философского исследования. В известном смысле внимание к проблеме ценности в европейской философии было инициировано мироощущением, характерным для христианства. Разделение мира, " космоса" на профанный и сакральный, утверждение притягательности мира священного, сакрального как сосредоточения благого, его обращённость к человеку формировали систему точек отсчёта, жизненных ориентиров, целей. Но только в к. XVIII в. с появлением кантовских " критик", в которых мир в его данности человеку и мир сам по себе оказались объектами приложения различных человеческих способностей, аксиология получила основу для самостоятельного существования. В аксиологии ценности выделены в особую область. Либо это область будущего, либо трансцендентный, запредельный мир. Другие концепции рассматривают ценность в качестве инварианта различных видов человеческой деятельности: ценность - абстракция, реально существуют лишь нормы, правила деятельности. Существуют релятивистские концепции ценности, лишающие ценность их общезначимости и ограничивающие их действие особой культурно-исторической областью, напр., жизнью одного народа. Можно говорить и об утилитаристских концепциях ценности: ценно то, что полезно большинству, или же передовой части человечества, или отдельному человеку. Наиболее тщательную и подробную разработку проблема ценности получила в неокантианстве Баденской школы.
Классификация ценностей. Аксиология как философская теория ценностей. Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией. Эта теория прошла исторический путь развития, равный философии в рамках которой она и сформировалась. В античной, а затем и в средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии. Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В Средние века они связываются с божественными сущностями, приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей. Ценности носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей. Ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека извне. Они формируются в процессе его социализации и носят динамический характер. В этой связи следует сказать, что весь жизненный опыт человека и система его знаний непосредственно влияют на характер его ценностей. Классификация ценностей: 1) Ценности могут различаться по признаку – что оценивается и на основании чего нечто оценивается. В связи с этим выделяют: а) предметные ценности – т.е. явления реальности, обладающие определенной значимостью для субъекта (к ним относят: природные объекты, процессы и явления; социальные объекты) б) субъектные ценности – способы и критерии, на основании которых оцениваются те, или иные явления. (к ним относят: установки, императивы, запреты, цели, проекты, выраженные в форме нормативных представлений) 2) Ценности отличаются друг от друга и потому, с какой сферой социума они связаны. В связи с этим различают моральные, художественные, утилитарные, научные и иные ценности. 3) Ценности могут различаться по степени общности, т.е. по тому, что для какого количества субъектов то или иное явление обладает значимостью. (в связи с этим выделяют: групповые ценности (национальные, религиозные, этнические, возрастные) и общечеловеческие). 4) Ценности могут различаться по тому, насколько они признаются субъектом в качестве собственных целей и принципов или просто принимаются как нечто, диктуемое внешними обстоятельствами (в этой связи можно выделить: внешние и внутренние ценности). 5) Ценности различают и по тому, насколько они значимы для самих основ жизнедеятельности человека, для выражения сущности его потребностей и ориентации (в связи с этим выделяют: абсолютные или высшие ценности (константы); ситуативные, переходящие ценности или конкретно исторические формы ценностей и ценностных ориентаций (эмпирические переменные). 6) Ценности различают и по тем функциям, которые они выполняют. В связи с этим выделяют ценности, как способ ориентации, ценности как средство контроля в социальных группах, ценности как функционально необходимые нормы при создании и поддержании социального продукта и т.д.
|