Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема сущности религии.






Вопрос о происхождении, сущности и функциях религии представителями различных научных школ и мировоззренческих ориентации объясняется по-разному. В трактовкетеологов религия есть не что иное, как результат непосредственного, божественного вмешательства.Согласно христианскойверсии, первые люди созданы богом, а основа их вероучения — Ветхий Завет, который был также начертан самим богом на скрижалях (каменных плитах) и передан Моисею на горе Синайской для «племени Авраама», т. е. древних евреев.

Существует биологизаторская теория происхождения религии. Ее сторонники трактуют религию как порождение человеческих инстинктов, как особую форму реакции организма человека на окружающую среду. Так, Зигмунд Фрейд (1856—1939 гг.) — знаменитый австрийский психиатр и психолог объяснил религию на основе влечений и врожденных импульсов отдельного индивида. Невроз как состояние человеческого организма он переносил на все общество и таким образом выяснял, что такое религия.

В прошлом столетии бытовала антропологическая концепция религии, видным представителем которой был Людвиг Фейербах (1804—1872 гг.). Он и другие сторонники этой теории пытались вывести религию из «человеческой природы». Не бог создал человека, утверждал Фейербах, а человек создал бога «по своему образу и подобию». В сфере религии, согласно этой точке зрения, человек отделяет от себя собственные качества и переносит их в гипертрофированном виде на воображаемое существо — бога.

Довольно популярна социологическая теория религии, основоположником которой был французский философ-позитивист и социолог Эмиль Дюркгейм (1858—1917 гг.). Он считал, что религия — общественное явление с определенными социальными функциями. Одновременно Дюркгейм полагал, что религия будет существовать, пока существует общество, ибо в ней оно обожествляет само себя.

Основоположникинемецкой школы социологии религии Макс Вебер (1864—1920 гг.), Эрнст Трельч (1865—1923 гг.), их последователи Иоахим Вах (1898—1955 гг.), Густав Меншинг (1901—1978 гг.), отмечая влияние социальных факторов на религию, вместе с тем считали, что социальные условия могут лишь трансформировать, изменять религию, но не порождать ее. У религии, по их мнению, есть трансцендентная, не поддающаяся познанию сущность.

По-своему давали объяснение феномена религии представителимарксистской мысли. Карл Маркс (1818—1883 гг.), Фридрих Энгельс (1820—1895), В. И. Ленин (1870—1924 гг.) и их последователи исходили из того, что религия — часть общества, история ее развития — это составная часть истории самого общества. В основе ее лежат корни — социальные, гносеологические, психологические и другие. Социальные корни — это, прежде всего, те материальные и идеологические отношения, которые господствуют над людьми в их повседневной жизни. Гносеологические корни — моменты познавательной деятельности, делающие возможным возникновение неправильно отражающих действительность религиозных представлений, понятий, идей. Психологические корни — это такие состояния, процессы, механизмы общественной, групповой и индивидуальной психологии, которые создают благоприятную психологическую почву воспроизводства и усвоения религиозности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал