Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Графика
Гравюра - оттиск на бумаге, полученный с изображения, награвированного на доске из какого-либо материала. В зависимости от избранных автором техники гравюры и материала доски, с которой печатается изображение, гравюра существует в нескольких разновидностях. 1.Уникальная, рукотворная графика - рисунки, наброски, зарисовки, шаржи, карикатуры, выполненные художником в одном экземпляре. Акварель -живопись на бумаге красками, разведенными водой. Материалы: Карандаш графитный - быстро стирается резинкой, поэтому очень удобен и для быстрых набросков и зарисовок, и для рисунков, требующих кропотливой работы. Уголь - обладает большими пластическими возможностями, богатством оттенков и бархатистым тоном. Сыпучий материал, его необходимо закреплять. Сангина - мягкий карандаш различных красно-коричневых тонов. Пастель - цветные карандаши из спрессованного красочного порошка. Перо - инструмент для рисования при помощи жидкого красящего вещества (чернил, туши). Особенность рисунка - контурная или штриховая манера исполнения. Фломастер - инструмент для рисования, пишущий элемент - пористый (волокнистый) стержень, пропитанный специальным красителем. 2.Печатная графика - искусство достаточно трудоемкое: художник сначала рисует жирным карандашом на типографском камне или процарапывает штихелем изображение на основе - доске, а уже затем с помощью печатного станка и краски воспроизводит изображение на бумаге. Этот оттиск (эстамп) и есть окончательное произведение. В зависимости от выбранного автором материала для основы и технических приемов мы разделяем графику на техники: акватинта, офорт, литография, ксилография, линогравюра, монотипия и др. Особенности каждой техники выявляются при печати - бумага сохранит и тонкие линии резца, и разную насыщенность пятен, зависящую от кислоты, протравливающей основу так, чтобы места на доске, не закрытые кислотоупорным лаком приняли серый или черный цвет или оттенок. Графический лист может быть легким и лирическим, где белой плоскости его едва касаются легкие серебристые линии, а может быть драматическим, доходящим до трагедийности не только в самом сюжете, но и в тоновой передаче композиции. Техники печатной графики: Авторская техника - техника графики, в которой автор применяет приемы, изобретенные им самим или соединяет традиционные приемы техники в оригинальном синтезе. Акватинта - подогретая доска покрывается смолистым порошком, зерна которого пристают к металлу и друг к другу. При травлении кислота проникает в поры между зернами, оставляя на доске след из отдельных точечных углублений. Темные места на рисунке травят дольше, светлые после короткого травления покрывают жидким лаком. Гравюра резцом - вид гравюры на металле. Линии рисунка различной глубины и ширины вырезаются резцом или штихелем на металлической доске. В углубления втирается краска и под прессом отпечатывается на влажную бумагу. Ксилография - гравюра на деревянной доске, которая предварительно грунтуется, затем наносится рисунок, затем линии с обеих сторон обрезаются, а дерево между ними выбирается особым долотом. При торцовой гравюре режут доску специальными резцами - штихелями, дающими в оттиске белую линию. Литография - изображение наносится на типографский камень специальными карандашами или красками и отпечатывается на бумаге. Линогравюра - изображение вырезается на линолеуме, покрывается краской и отпечатывается на бумаге. Меццо-тинто - “черная манера”, гравирование производится путем выглаживания светлых мест на зернистой фактуре доски, дающем при печатании сплошной черный тон, т.е. изображение создается путем проработки светлых мест на черном фоне. Офорт - рисунок иглой выцарапывается поверх кислотоупорного лака, которым покрыта доска, выявляя поверхность металла. Доска погружается в кислоту, протравливающую в металле изображение. Пунктир - на покрытую лаком доску наносится изображение, состоящее из точек, затем протравливается, иногда лак и травление не используются а рисунок наносится специальными пунсонами. Резцовая гравюра - в нейлинии рисунка различной глубины и ширины вырезаются штихелем на медной доске, в углубления втирается краска и под прессом отпечатывается на бумаге. Сухая игла - изображение процарапывается офортной иглой на металле, не покрытом лаком и без протравливания. Краска остается в царапинах и “барбах” (заусеницах). Все печатные техники подразделяются на плоскую когда печатающие и непечатные части доски находятся на одном уровне (литография); высокую, при которой печатающие элементы доски лежат выше непечатающих, лист накладывается сверху и прижимается к доске ля получения оттиска (ксилография, линогравюра) и глубокую печать, при которой печатающие элементы доски (клише) углублены по отношению к непечатающим (офорт, сухая игла, акватинта). Графика бывает: Станковая - рисунки, эстампы, имеющие самостоятельное художественное значение. Книжная графика - система оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы - заглавные буквы в начале глав, заставки - рисунки в начале главы, концовки - рисунок в конце главы, виньетка - украшение в виде небольшого рисунка, чаще орнаментального характера). Иллюстрация. В старину рукописные книги украшались миниатюрами, иллюстрирующими книгу, позднее их заменила книжная гравюра. Иллюстрация-гравюра имела двух авторов: художника, придумавшего и нарисовавшего ее и гравера, который ее вырезал. С 19 века фотомеханический способ позволил делать репродукции иллюстраций, выполненных в любой технике. Разновидностью печатной книжной графики является русский лубок (с 17 века) - русская народная картинка. предназначенная для широких масс народа Особняком в книжной графике стоит экслибрис - книжный знак, указывающий на принадлежность книги тому или иному владельцу. Он не является искусством книжной графики, поскольку разрабатывается не художником, оформляющим книгу, и является собственным знаком владельца. Экслибрисы можно разделить на следующие типы: гербовый (в16-17 вв. он воспроизводил герб владельца книги), вензелевый (орнамент с инициалами владельца книги), сюжетный (состоит из архитектурных мотивов, эмблем, фигур, говорящих о вкусах владельца). Сегодня экслибрис превращается в самостоятельный, выставочный вид искусства, приближаясь к станковой графической миниатюре, выполненной в разных техниках. Связанный с литературой, почти прикладной вид графики превращается в станковое искусство. Прикладная или промышленная графика - товарные, почтовые, денежные знаки, эмблемы, этикетки.
|