Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поздний период: XXI—xXXII династии, 11—4 ВВ. До Н. Э.
- Время правления VII—X династий – первый период распада централизованного египетского государства. - В течение правления XIII — XIV династий происходит второй распад. - Во время XV—XVI династий в страну вторгаются гиксосы. XVII династия, успешно боровшаяся с гиксосами, также не оставила значительных памятников.
История Египта – это история создания, начиная с 5 тыс. до н.э. древневосточного деспотического государства в нижнем течении реки Нил, в северо-восточной Африке. В додинастический период имело место возникновение “удельных княжеств” – номов, затем происходило постепенное объединение их в два царства – Верхнего и Нижнего Египта. Борьба между ними привела к победе Севера и созданию единого государства во главе с фараоном – правителем Верхнего и Нижнего Египта. В результате объединения царств Верхнего и Нижнего Египта к 3000 до н. э. сложилось единое государство Египет. По исчислению египетского жреца Манефона до 341 до н. э. (до 2-го завоевания Египта персами) было 30 династий. Древнеегипетское искусство, главным образом призванное обслуживать потребности религии, в том числе заупокойного культа и государственного культа обожествлённого фараона, выражало свои идеи в строго канонической форме, но пережило эволюцию, отразившую изменения в политической и духовной жизни египетского общества. Были выработаны многие классические архитектурные формы и типы (пирамида, обелиск, колонна), виды изобразительного искусства (круглая скульптура, рельеф, монументальная живопись и др.). Древнеегипетскими художниками были осмыслены и претворены в стройную систему основные средства пластических искусств: объём, масса, опора и перекрытие - в архитектуре; плоскость, линия, силуэт, цветовое пятно - в рельефе и живописи; текстура камня и дерева - в монументальной и станковой скульптуре; ритм. Сложилась канонизированная форма изображения человеческой фигуры на плоскости - одновременно в фас (глаз, плечи) и в профиль (лицо, грудь, ноги). И цвет фигур: женщины – белые, мужчины – коричневые. Основные принципы древнеегипетского искусства начали складываться в период и II династий (ок. 3000-ок. 2800 до н. э.). Ведущую роль приобрела архитектура, тесно связанная с заупокойным культом (гробница-мастаба). Господствующие в ней принципы монументальности и статичности, воплощающие представление о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараона, оказывали влияние на развитие скульптуры и живописи, которым также свойственны геометрическая обобщённость, симметрия и статика, строгая фронтальность (статуя фараона Хасехема, начало 3-го тыс. до н. э., Каир). В период Древнего царства (ок. 2800-ок. 2250 до н. э.) найденные ранее художественные приёмы обрели стилистическую законченность. Был выработан новый архитектурный тип гробницы фараона - пирамиды, предельная простота форм которой в сочетании с гигантскими размерами создавала исполненный отчуждённого, сверхчеловеческого величия, архитектурный образ (пирамиды в Саккаре и Гизе). Заупокойные комплексы у подножия пирамид (поминальные храмы, соединённые длинными коридорами, величественная фигура сфинкса, строгие ряды мастабаобразных гробниц придворных) отражают церемониальную упорядоченность и иерархию египетского общества. В росписях и рельефах на стенах гробниц (картины благополучной жизни в царстве мёртвых) проявляются свойственные египетским художникам острая наблюдательность, чувство ритма, красота обобщённой контурной линии, силуэта, локального цветового пятна (рельефы гробниц Ти и Аххотепа в Саккаре, середина 3-го тыс. до н. э.). Большое развитие получил скульптурный портрет. По представлениям египтян, портретные статуи играли роль двойников умерших и служили вместилищем их душ. Чётко разграниченные на типы (идущий человек с выставленной вперёд ногой, сидящий со скрещенными ногами), торжественно статичные портретные статуи отличаются ясностью и точностью передачи наиболее существенных, характерных черт и социального положения портретируемого (статуи фараона Хефрена, Каир, писца Каи, Лувр), объёмы изваяний обобщены; складки одежды, парики и головные уборы, ювелирные украшения тщательно проработаны. В эпоху Среднего царства (ок. 2020-ок. 1700 до н. э.) пирамиды утратили грандиозность. В архитектуре проявилось влияние провинциальных традиций - мастаба сменились скальными гробницами, с 2-или 4-колонным портиком. Поминальные храмы часто отделены от гробниц, имеют удлинённую осевую композицию, в них значительное место отведено колоннадам и портикам (храм Ментухотепа 1 в Деир-эль-Бахри). В изобразительном искусстве усилились тенденции к правдоподобию. В стенных росписях гробниц изображения приобрели большую композиционную свободу, появились попытки передачи объёма, обогащалась цветовая гамма. Особой поэтической свежестью и непосредственностью отличаются изображения второстепенных бытовых сцен, растений, животных (росписи гробниц в Фивах, 21 в. до н. э.). В скульптурном портрете проявилось более индивидуализированное отношение к человеку. При сохранении канонов композиции фиксировались возрастные черты модели, появились элементы раскрытия характера (портретные головы и статуи фараонов Сенусерта III и Аменемхета III, 19 в. до н. э.); выявляли чёткую структуру лица, подчёркивая его суровость, придавали изображению драматическую экспрессию. Яркий расцвет искусство Египта пережило в эпоху Нового царства (ок. 1580-ок. 1070 до н. э.). Успешные походы в Азию и приток богатств обусловили исключительную роскошь быта египетской знати этого времени. Суровые, драматические образы эпохи Среднего царства сменились утончённо-аристократическими. Усилилось стремление к изяществу и декоративной пышности. В архитектуре получили дальнейшее развитие тенденции предыдущего периода. В храме царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, который представляет собой развёрнутый в пространстве архитектурный комплекс, частично вырубленный в скалах, строгие линии карнизов и протодорических колонн контрастируют своей разумной упорядоченностью с хаотическими расщелинами скал. Мягко моделированные статуи, рельефы и росписи придают храму просветлённость и гармоническую ясность. В рельефах линии стали изящнее, обработка поверхности камня тоньше. Особое развитие получил углубленный рельеф с изысканной игрой светотени (рельефы храма Хатшепсут, начало 15 в. до н. э.). В стенных росписях появились невиданная ранее свобода движений и ракурсов, тонкость красочных сочетаний, в композиции широко вводился пейзаж (росписи гробниц в Фивах, конец 15 в. до н. э.). В наземных храмах, развивавших идею грандиозной архитектурно-пространственной композиции, основными элементами стали развёрнутые по продольной оси открытый двор, обнесённый колоннадой, гипостиль с рядами монументальных лотосовидных или папирусовидных колонн и святилище со статуями богов; вход в храм оформлялся 2 пилонами, перед которыми воздвигались обелиски и статуи (храмы в Карнаке и Луксоре). Следующий период - искусство времени Эхнатона (1-я половина 14 в. до н. э.) называют ПЕРИОДОМ АМАРНЫ. КУЛЬТУРА ПЕРИОДА АМАРНЫ Фараон Эхнатон и его жена Нефертити. Развитие искусства и культуры при их царствовании. На рубеже 15 - 14 веков до н. э. в Египте царствовал фараон Аменхотеп IV. Он убеждению, что бог един, повелел молиться единому богу Атону. Символ - олотой диск солнца. Лучи диска Атона достигали земли. Фараон сменил имя и в честь Атона стал называться Эхнатоном (" угодный Атону"). Перенес столицу страны в построенный город Ахетатон – «Горизонт Атона". Так был установлен культ единого бога. Волей фараона истребляются человекоподобные и звероподобные фигуры богов и древняя система, где каждый ном имел свою систему божеств. Во времена Эхнатона поклонялись Атону и приносили ему жертвы во дворах открытых храмов, молитвы обращали непосредственно к самому " диску". Солнцепоклоннические храмы имели вид обнесённых каменной оградой открытых дворов с длинными рядами жертвенников по обе стороны от входа. Вход был ориентирован на восток (за исключением храма " Проводы Атона на покой", вход которого был обращен на запад). Для древнеегипетского атонизма характерны два основных религиозных устоя: - любовь к " земной" жизни. Культ земной жизни возобладал. На ахетатонских стелах, на стенных росписях Ахетатонского дворца - всюду изображается любовь Эхнатона и Нефертити, их родительская нежность к дочерям. В ахетатонском искусстве впервые в истории Египта появляется пейзаж, прославляется красота природы. Многие залы дворца были расписаны в " пейзажном" стиле. - Солнцепоклонники считали, что душа умершего проводит день среди живых людей, а ночью уходит на покой. Талататы — блоки храма Атона в Карнаке с изображениями важнейших событий «фиванского периода» правления Аменхотепа IV, в том числе его празднества Сед. Найдены в массивах II и X пилонов храма Амона, куда были помещены при Хоремхебе. Рельефы царской гробницы Ахетатона — свод полных реализма иллюстраций к трагической истории царского дома, в т. ч. сцена смерти принцессы Макетатон.
|