Параметры предметной деятельности
| Показатели параметров
| Критерии оценки показателей
| Баллы
|
Виды действий с
предметами
| Ориентировочно-
исследовательские и манипулятивные действия
| Отсутствуют:
ребенок игнорирует предметы
|
|
Используются редко:
ребенок бегло поглядывает на предметы, совершает 1 -2 однообразных манипуляции (например, стучит игрушкой по столу или несколько раз переставляет ее с места на место)
|
|
Используются часто:
ребенок рассматривает игрушки, разнообразит способы манипуляций (например, вертит в руках, переставляет с места на место, стучит, размахивает и пр.)
|
|
Предметные, культурно-
фиксированные действия
| Отсутствуют:
ребенок не действует с предметами в соответствии с их назначением
|
|
Используются редко:
ребенок совершает действия данного вида лишь эпизодически (например, один раз разбирает и собирает матрешку или поит куклу из чашки), предпочитает манипулировать с предметами.
|
|
Используются часто:
на протяжении всей пробы ребенок периодически или постоянно совершает культурно-фиксированные действия с предметами (например, собирает и разбирает пирамидку, одевает и раздевает куклу, готовит для нее еду, катает на машинке и пр.)
|
|
Познавательная активность
| Интерес к предметам и действиям с ними
| Отсутствует:
ребенок не обращает внимания на предметы, не предпринимает никаких действий с ними.
|
|
Слабый:
ребенок постоянно отвлекается от предметов, быстро пресыщается игрой, в действиях нет сосредоточенности (например, начав собирать пирамидку, ребенок сразу же прекращает свое занятие, смотрит по сторонам
|
|
Средний:
ребенок рассматривает игрушки, сосредоточенно занимается с некоторыми из них, но часто отвлекается, смотрит по сторонам
|
|
Большой:
Ребенок вовлечен в действия с предметами, действует сосредоточенно, почти не отвлекается
|
|
Настойчивость в деятельности (фиксируется только в 4-й ситуации)
| Отсутствует:
не получив сразу желаемого результата, ребенок прекращает попытки решить задачу
|
|
Слабо выраженная:
ребенок предпринимает 2-3 попытки решить задачу, но после неудачи прекращает деятельность
|
|
Хорошо выраженная:
ребенок предпринимает многократные попытки добиться результата, в случае неудачи обращается за помощью
|
|
Эмоциональная вовлеченность в действия с предметами
| Преобладание отрицательных эмоций:
ребенок отталкивает игрушки, сердито разбрасывает их, сбрасывает со стола
| -1
|
Безразличие:
Ребенок равнодушно смотрит на предметы; мимика невыразительная
|
|
Преобладание амбивалентных эмоций:
ребенок радуется при виде игрушек, но действует с ними с опаской или робко
|
|
Преобладание положительных эмоций:
ребенок оживлен, часто улыбается, радостно вокализирует.
|
|
Включенность предметной деятельности в общение со взрослым
| Стремление
действовать по образцу
| Среднее:
-ребенок внимательно наблюдает за действиями взрослого;
-сразу после показа образца действия старается воспроизвести его;
-в последующей самостоятельной игре образец не воспроизводит.
| 2?
|
Сильное:
-ребенок с большим интересом наблюдает за действиями взрослого;
-пытается заставить взрослого повторить показ, вкладывая ему в руку игрушку;
-неоднократно воспроизводит образец действия по собственной инициативе.
| 3?
|
Ориентация на оценку взрослого
п
| Отсутствует:
-ребенок не ищет оценки и не реагирует на оценку взрослым его действий, продолжает действовать по-своему,
-после поощрения нет явных признаков удовольствия ребенка и усиления его активности, стремления повторить действие, одобренное взрослым;
-порицания не огорчают ребенка, не замедляют темпа деятельности, не влекут за собой попыток исправить действие или обратиться к взрослому за помощью
|
|
Слабая выраженность:
-ребенок не ищет оценки;
-лишь изредка реагирует на оценку взрослого, а в целом не изменяет своей деятельности: действует в прежнем темпе; эмоции выражены слабо;
-поощрение некоторых действий вызывает неярко выраженное удовольствие; порицание приостанавливает действие, но не влечет за собой попытки исправить его
|
|
Хорошая выраженность:
-ребенок обращается к взрослому за оценкой (взглядом, жестом, вербально);
-радуется поощрениям, начинает действовать более активно, неоднократно повторяет одобренное действие;
-порицание стимулирует попытки видоизменить действие; ребенок обращается за помощью; иногда огорчается и прекра-
|
|