![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II. Агрессия как проявление побуждения
Эти теории объясняют агрессию как результат влияния особых условий окружающей среды: - Фрустрирующих – мешающих удовлетворению какой-либо потребности; - Аверсивных – вредных, таких как жара, теснота, неприятные запахи; - Возбуждающие. Различные стимулы окружающей среды не вызывают агрессию напрямую, а побуждают к ней. Теория «фрустрация-агрессия» В основе данной теории, сформулированной группой ученых во главе с Доллардом, лежат следующие два положения: 1. фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме; 2. агрессия всегда является результатом фрустрации. При этом предполагается, что фрустрация – блокирование или создание помех для какого-либо целенаправленного поведения - вызывает агрессию напрямую. Провоцируя агрессию, фрустрация облегчает проявление агрессии и поддерживает агрессивное поведение. Исследования показывают, что фрустрация как состояние, возникающее в результате не возможности удовлетворения потребности, вызывает агрессию прежде всего у людей, которые привыкли реагировать на агрессию или другие аверсивные стимулы подобным образом. Последователи этого направления предполагают, что все акты агрессии, даже скрытые от наблюдения, играют роль катарсиса, снижая уровень побуждения к последующей агрессии.
Например: такие действия, как агрессивные фантазии, умеренно выраженное раздражение или удар кулаком по столу могут снизить уровень побуждения к последующей агрессии.
III. Агрессия как результат когнитивной и эмоциональной деятельности Сторонники этого направления полагают, что фрустрация и другие аверсивные стимулы провоцируют агрессивные реакции только тогда, когда они: - либо переживаются (эмоциональная деятельность) как неприятное событие, - либо интерпретируются (когнитивная деятельность) как негативное воздействие. Если рассудок говорит, что опасность велика, или человек застревает на угрозе и своей мести, то у него сохраняется высокий уровень возбуждения и наоборот. Если человек почувствовал уменьшение опасности или обнаружил смягчающие обстоятельства, то, вероятно, уровень возбуждения будет снижаться. Сторонники этого подхода также признают, что агрессия может быть импульсивной и не подвластной сознанию.
IV. Агрессия как приобретенное социальное поведение (научение насилию)
Теория социального научения, предложенная Бандурой, уникальна: агрессия рассматривается как специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном так же, как и многие другие формы социального поведения. Согласно Бандуре, исчерпывающий анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов: 1. способов усвоения подобных действий; 2. факторов, провоцирующих их появление; 3. условий, при которых они закрепляются. Чтобы осуществить агрессивное действие, нужно уметь обращаться с оружием, владеть приемами рукопашного боя, знать слова, которые причиняют страдания. Эти знания и умения не даются от рождения, следовательно, люди научаются вести себя агрессивно. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в агрессивных ситуациях, а также в результате пассивного наблюдения проявлений агрессии. Теории социального научения полагают, что агрессия появляется только в соответствующих социальных условиях, поэтому ее возможно предотвратить или взять под контроль.
|