Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Материнская депривация как фактор, влияющий на зарождение проблем развития
Ксюша швырнула об пол миску и зарыдала. Тут же из-за стены послышался детский плач. — Заткнись, докука! — проорала ласковая мать, и плач тут же прекратился. — Что с вами? — прикинулась я озабоченной. — Может, это так жара действует? Давление давно мерили? — Это моему муженьку следует давление в одном месте уменьшить! — выкрикнула Ксюша. Я налила воды и протянула стакан ревнивой девчонке. — Выпейте и успокойтесь. Станете нервничать, вырастите из ребенка истеричку. — Кем ей быть с такими родственниками, как мой муженек и его мамаша? Падлы! — Не надо так выражаться, не унижайте отца собственного ребенка, все еще наладится, вы молоды... — Да хоть бы все сдохли! — завопила Ксюша, и снова за стенкой разнесся жалобный писк. На этот раз девушка кинулась на звук, до моих ушей донеслись шлепки, и злобный голос закричал: «Заткнись!» Я толкнула дверь детской. Ксюша яростно трясла маленькую, весьма уродливую девочку в синенькой пижаме. Несчастный ребенок всхлипывал и никак не хотел успокаиваться. Вместо того, чтобы взять дочку на руки и утешить, добрая мамочка отвесила ей полновесную оплеуху. Та не удержалась на кривеньких ножках и с размаху приложилась узеньким лобиком о бортик кроватки. Раздался треск. И мне с перепугу показалось, что у несчастного ребенка лопнул череп. Но через секунду крошка села и стала тереть личико грязной ручкой. Кричать она волшебным образом перестала. — Спи, дебилка, — пожалела мамуся и захлопнула дверь. — Зачем вы так? — Конечно, дебилка, — повторила Ксюша, — ни слова не говорит, только мычит. На улице всех боится. Другие дети вместе играют, а эта только ноет. Колочу ее, колочу, а все без толку. Послал господь на мою голову!» Донцова Д. Эта горькая, сладкая месть. М., 2002. С. 145—146. 5.2. ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА (3-6 лет) Факторы, определяющие проблемы развития в дошкольный период: • родительская позиция в отношении изменений, происходящих с ребенком; • родительская депривация (насилие, непонимание, угрозы, завышенные требования, конфликтная семья, авторитаризм, отсутствие заботы о ребенке, его нуждах, недостаточное внимание к ребенку, его проблемам и вопросам и т. п.); • индивидуально-личностные особенности ребенка, провоцирующие проблемы в развитии (акцентуации характера по истероидному, сензитивному, неустойчивому и другим типам, строптивость, ярко выраженные черты меланхолического или холерического темперамента и т. п.); • состояние здоровья и его последствия, влияющие на психическое развитие; • развитие взаимоотношений с социумом (в дошкольном учреждении, с членами расширенной семьи, братьями, сестрами и т. д.). Проблемы: • когнитивная незрелость; • агрессия и агрессивное поведение; противоречие между инициативой (потребностью в овладении окружающей средой, быть во взаимоотношениях) и чувством вины (отчуждением); страхи дошкольника; трудности понимания эмоций других и регуляции своих эмоциональных переживаний; полимотивированность поведения: конфликт и соподчинение мотивов. 5.2.1. Проблемы в развитии познавательной деятельности Когнитивная незрелость находит отражение в следующих феноменах: • синдром дефицита внимания и гиперактивность (трудности сосредоточения внимания, сверхактивность, невнимательность, импульсивность); • выраженный эгоцентризм и трудности ребенка в видении мира с различных точек зрения; • трудности в овладении речью: экспрессивный стиль, двуязычная среда, отсутствие взаимопонимания; • отклонения в развитии органов чувств. Причины проблем в развитии познавательной деятельности: • родовые травмы (гипоксия, гематомы мозга и др.) и не-проведенная или малоуспешная их коррекция; • отсутствие ранней диагностики и коррекции психофизиологических характеристик; • воспитание, не учитывающее психофизиологические особенности ребенка; • несформированность базового доверия к миру. Не менее значимой представляется проблема развития познавательной мотивации. Она возникает в развитии дошкольника в том случае, если его жизнь из игры превращается в целенаправленное обучение. К сожалению, такое положение характерно для нашей культуры последних десятилетий. Ранняя подготовка к школе, как в детских образовательных учреждениях, так и в домашних условиях, превращается в стандартные уроки, которые не формируют мотивацию познания. Без возвращения игры в жизнь дошкольника трудно говорить о развитии собственно познавательной мотивации. 5.2.2. Агрессия и агрессивное поведение Агрессия представляет собой любую форму поведения, нацеленную на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. По Л. Хьюсмэну, агрессивный ребенок — это ребенок, привыкший вести себя агрессивно, регулярно восстанавливающий и реализующий сценарии агрессивного поведения. Автор выделяет два процесса, с помощью которых происходит закрепление сценария: это собственно поведение человека (разыгрываемое, включенное обучение) и наблюдение поведения других (Ениколопов С. Н., 2004, с. 40). Говорят о врожденной предрасположенности к агрессии в силу особенностей типа высшей нервной деятельности, о влиянии семейных и социальных стереотипов поведения и пр.23 Источники, из которых дети усваивают модели агрессивного поведения: • семья, в которой существует агрессия во взаимоотношениях между ее членами и где агрессия находит положительное подкрепление; • обучение агрессии во взаимодействии со сверстниками, если ребенок усваивает преимущества агрессивного поведения; • присвоение моделей агрессивного поведения, демонстрируемых с экранов телевидения и в компьютерных играх (СМИ). 23 Подробно о видах и причинах агрессии см.: Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997. С. 24-32. Причины агрессии: • фрустрация, блокирование актуальных целенаправленных реакций или длительное блокирование удовлетворения потребностей; • блокирование намеченной цели; • выученное поведение, подражание; • положительное подкрепление агрессивного поведения; • физическое наказание (чем строже наказание, тем агрессивнее дети; агрессивность реализуется в другом месте и по отношению к другим людям). Последствия формирования агрессивного поведения: • приобретение опыта агрессивных переживаний и агрессивного поведения и включение его в жизнедеятельность; • перенос этого опыта на более старшие возрастные периоды в отсутствие попыток найти более конструктивные формы адаптации к социуму; • деструкции в развитии общения (либо группа не принимает, избегает, либо принимает, потому что боится); • трудности в формировании самоконтроля и саморегуляции. Зарисовки из жизни
|