![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности определения показателей эффективности инвестиционных проектов с учетом концепции дисконтирования. (ЧДД, ИД, СО, ВНД)
1 1. Чистый дисконтированный доход ЧДД. Этот метод основан на сопоставлении величины исходной инвестиции К с общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений, в течение прогнозируемого срока. Поскольку приток денежных средств распределен во времени, он дисконтируется с помощью коэффициента Е нормы дисконта, устанавливаемого аналитиком (инвестором) самостоятельно исходя из ежегодного процента возврата, который он хочет или может иметь на инвестируемый им капитал. Где
При прогнозировании доходов по годам необходимо по возможности учитывать все виды поступлений как производственного, так и непроизводственного характера. 2.Индексы доходности ИД Индекс доходности затрат – это отношение суммы приведенных эффектов к величине приведенных затрат. 2. Срок окупаемости Период от начального момента инвестиционного проекта до момента окупаемости, т.е. наиболее раннего момента, после которого ЧДД будет положительным. Если доход распределен по годам равномерно, то срок окупаемости рассчитывается делением единовременных затрат на величину годового дохода, обусловленного ими. При получении дробного числа оно округляется в сторону увеличения до ближайшего целого. Если прибыль распределена неравномерно, то срок окупаемости рассчитывается прямым подсчетом числа лет, в течение которых инвестиция будет погашена кумулятивным доходом
4.Внутренняя норма доходности ВНД Внутренняя норма доходности (ВНД) представляет собой ту норму дисконта (Евн), при которой величина приведенных эффектов равна приведенным капиталовложениям. Для расчета внутренней нормы доходности также используют упрощенную формулу. Для этого необходимо выбрать две ставки дисконтирования Е1 < E2, таким образом, чтобы в интервале (Е1; E2) функция ЧДД = f (Е) меняла свое значение с «+» на «-» или наоборот. Далее используют формулу:
Анализ стратегических направлений инвестирования (виды инвестиционных стратегий, инвестиционная программа развития, бизнес-планирование как инструмент реализации инвестиционных проектов) Объем и структура долгосрочных инвестиций предопределяется стратегией фирмы. Стратегия — это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, мероприятий для достижения этих целей. В конечном итоге выбранная стратегия должна дать ответ на три вопроса: – какие направления хозяйственной деятельности следует развивать; – каковы потребности в долгосрочных инвестициях; – какова возможная отдача по выбранным направлениям. Инвест-я страт-я- это выбор пути разв-я предпр-я на длит-ю перспективу при имеющихся собственных источниках финансир-я и возсож-ти получ-я заемных средств, а также прогно-я рентаб-ти совок.активов. Стратегия проникновения - Данная стратегия направляет усилия предприятия на более глубокое проникновение на рынок и дополнительные усилия по увеличению темпов объема продаж. Долговременные инвестиционные программы и инвестиционные проекты предусматривают организационные, технические и экономические мероприятия, особо обращая внимание на модернизацию основных фондов, НИОКР и на усиление финансовых позиций. Стратегия ускоренного роста. Целью этой стратегии является полное использование внутренних и внешних возможностей для развития фирмы. Данный этап роста должен сопровождаться ростом экономической эффективности, т. е. рост доходов должен превосходить рост продаж, доля рынка должна приближаться к запланированной. Инвестиционная программа и портфель инвестиционных проектов должны быть нацелены на решение стратегии ускоренного роста. Планы капитальных вложений должны быть увязаны с долгосрочными и текущими планами развития фирмы. Стратегия стабилизации. В условиях расстроенной экономики в соответствии с циклами деловой активности и циклами развития предприятия последние могут испытывать болезненный период нестабильности, когда начинают падать объемы продаж и прибыли. Возникает необходимость разработки специальных процедур анализа, позволяющих уловить период перехода предприятия от стадии роста к стадии падения, т. е. переориентации с наступательной на наступательно-оборонительную стратегию стабилизации. Стратегия стабилизации направлена на достижение выравнивания объема продаж и прибылей с последующим их повышением, т. е. с переходом на следующий этап роста. В зависимости от скорости падения предприятие может использовать один из трех наиболее вероятных подходов: – экономия с четким намерением быстрого оживления; – сдвиги в продолжительном спаде с меньшими надеждами на быстрое оживление; – использование долгосрочных инвестиционных программ и инвестиционных проектов для достижения сбалансированного состояния предприятия и стабилизации. Стратегия выживания. Стратегия выживания — чисто оборонительная стратегия и применяется в случаях полного расстройства экономической деятельности предприятия, в состоянии, близком к банкротству. Целью стратегии является стабилизация обстановки, т. е. переход к стратегии стабилизации, и в дальнейшем к стратегии роста. Данная стратегия не может быть долгосрочной. Она требует, с одной стороны, быстрых, решительных, полностью скоординированных действий, с другой — осмотрительности и реалистичности в принятии решений. Именно поэтому в условиях реализации стратегии выживания происходит жесткая централизация управления, создается «антикризисный комитет», который наряду с принятием быстрых по реакции ответных мер на возмущения внешней среды разрабатывает и жестко проводит в жизнь следующие программы: – перестройка управления; – перестройка маркетинга; – финансовая перестройка. Бизнес-план. Результатом предынвестиционных исследований является развернутый бизнес-план инвестиционного проекта. В самом общем смысле под бизнес-планом понимается документ, содержащий в структурированном виде всю информацию о проекте, необходимую для его осуществления. Бизнес-план имеет следующую структуру: Титульный лист бизнес плана Меморандум о конфиденциальности Аннотация Раздел 1 Резюме указывается суть и эффективность проекта. Раздел 2 «Описание предприятия и отрасли» Раздел 3 «Описание продукции (услуги)» Раздел 4 «Маркетинг и сбыт продукции (услуг)» Раздел 5 «Производственный план» Указывается местоположение, применяемые технологии, качество и сертификация производства, график производства и реализации продукции, имеющиеся необходимые производственные помещения, оборудование, материалы, кадровое обеспечение, транспорт и связб, энергетическое и инженерное обеспечение. Раздел 6 «Организационный план» Раздел 7 «Финансовый план» Раздел 8 «Направленность и эффективность проекта» В разделе указывается направленность и значимость проекта, показывается эффективность его реализации Раздел 9 «Риски и гарантии» Приложения к бизнес – плану Включают в себя документы, подтверждающие или дополняющие информацию, которая содержится в бизнес-плане. 5. Выбор оптимального инвестиционного решения (виды инвестиционных проектов, анализ инвестиционных проектов в условиях ограниченности финансовых ресурсов, анализ проектов при различных масштабах инвестиций, анализ проектов различной продолжительности) Инвестиционный проект – это обоснование экономической целесообразности объемов и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проэктносметная документация и описание практических действий по выполнению инвестирования Рассмотрим классификацию инвестиционных проектов. По характеру (содержанию) инвестиционные проекты делятся на: – внутренние – это вложения в новое оборудование, технология, повышение квалификации персонала; – внешние – это проекты развития инфраструктуры, системы сбыта продукции; По длительности: краткосрочные (до трех лет); среднесрочные (от трех лет до пяти); долгосрочные (свыше пяти лет). По отношению друг к другу: независимые); альтернативные; взаимоисключающие; взаимодополняющие; По масштабу: – монопроекты – отдельные проекты различного типа (от рабочего места до целого предприятия); – мультипроекты – комплексные проекты, состоящие из отдельных монопроектов: – мегапроекты – целевые программы по развитию регионов и отраслей. По типу проекта: технический; организационный; экономический; социальный; смешанный. По виду проекта: инновационный; научно - исследовательский; учебно - образовательный; смешанный. Зачастую у компании есть два или более инвестиционных проектов, каждый из которых вполне приемлем, но принять можно только один. Проблема выбора наилучшего варианта заключается в том, что все показатели эффективности инвестиционного проекта не дают однозначного ответа и часто противоречат друг другу. Для принятия окончательного решения необходимы дополнительные формальные и неформальные критерии Наиболее приемлемым является критерий ЧДД, поскольку этот показатель характеризует возможный прирост экономического потенциала предприятия. При этом надо учитывать, что выбор варианта по критерию наивысшей величины ЧДД зависит от того, какую ставку дисконта при этом используют; Выбор проекта по критерию ВНД целесообразно использовать при ограниченных размерах собственных финансовых ресурсов, так как предприятие не имеет возможности профинансировать более крупный проект с большей суммой ЧДД. При различной продолжительности используются метод цепного повтора в рамках общего срока действия проектов: определить общее кратное для числа лет реализации каждого проекта. Например, А – 3 года, Б – 2 года, общее кратное – 6 лет. Проект А будет иметь 2 потока платежей – 1-3-й годы, 4-6-й годы. Проект В будет иметь 3 потока платежей 1-2 г., 3-4 г., 5-6 г.; считая, что каждый из проектов будет повторяться несколько циклов, рассчитать суммарное значение показателя ЧДД для повторяющихся проектов; выбрать тот проект из исходных, у которого суммарное значение ЧДД повторяющегося потока будет наибольшее;
где ЧДДj –чистый дисконтированный доход исходного (повторяющегося) проекта; j – продолжительность этого проекта; n – число повторений (циклов) проекта; Е – ставка дисконтирования. метод эквивалентного аннуитета Эквивалентный аннуитет – это стандартный аннуитет, который имеет ту же продолжительность, что и оцениваемый инвестиционный проект, и ту же величину текущей стоимости:
где PVA - фактор текущей стоимости единичного аннуитета (находится из специальных финансовых таблиц). В результате применения данной формулы получаются равные суммы для каждого года проекта и выбирается тот проект, чьи ежегодные поступления будут выше. Использование метода эквивалентного аннуитета будет правомерным, если: – средства могут быть инвестированы до достижения одинакового для всех проектов временного горизонта выбытия всех активов; – по крайне мере один проект допускает бесконечное реинвестирование денежных поступлений в рамках обеспечения жизнедеятельности предприятия.
|