Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Категории крестьян
Крестьяне - это собирательная, внутренне раздробленная социальная категория, включающая в себя совокупность жителей, занятых в сельскохозяйственном производстве, непосредственно связанная с землей и находящаяся в аграрных отношениях с ее собственниками (если сами не имели частной земельной собственности). Как собирательная общность крестьянство в прошлые века состояло из различных разрядов и групп, которые различались социально-правовым положением и степенью зависимости от главных собственников земли - частных владельцев (помещиков, монастырей и др.), государства, удельных ведомств, заводов и пр. Крестьянство характеризовалось разнотипной структурой. Основным фактором этой дробности являлись аграрные отношения, другие различия - в правовом положении, возможностях хозяйственной деятельности, системах управления - были сопутствующими. По степени феодальной зависимости крестьяне делились на лично-закрепощенных и лично-свободных. К первым относились дворовые и крепостные, ко вторым - государственные крестьяне, колонисты и казаки. Крестьяне феодально-зависимых разрядов, т. е. проживавшие на чужой земле и выступавшие в качестве землепользователей, являлись собственниками лишь своих орудий труда, своего рабочего скота и другого движимого и недвижимого имущества. Государственные крестьяне. В приднестровской полосе Тираспольского уезда большинство селений располагалось на казенных землях. С присоединением уезда к России необходимо было решить две задачи первостепенной государственной важности: привлечь крестьян на эти территории и освоить сельское хозяйство. Царское правительство не только санкционировало, но и материально поддерживало эти процессы - легализовало устройство беглых на земле, поощряло приток государственных крестьян, раздавало («пожалование») большие участки помещикам под заселение (включая и переселение туда крепостных), щедро субсидировало градостроительство (Одесса, Николаев, Тирасполь, Григориополь, Дубоссары, Овидиополь), обеспечивало города обширными земельными угодьями. Проводилась военно-хозяйственная колонизация. Казачьи формирования, базировавшиеся в прикордонной полосе Приднестровья и к востоку от него, высвобождали из своих станиц значительные контингенты нестроевых казаков с семьями для поселения в долине Днестра. Так, с Побужья из Бугского казачьего войска пришли на эти территории и расселились в Малаештах, Тее, Токма- зее, Спее, Ташлыке, Шипке и Делакеу более двух тысяч молдаван, пополнив крестьянские общины казенных селений. С заключением Ясского мира 1791 г., по которому к России отошла Очаковская область, в Приднестровье, на прежние места, стали возвращаться крестьяне. К середине 90-х годов здесь действовало уже более 30 церковных приходов, подкреплявших преемственность возрождавшихся сел, которые существовали до погромов и опустошений прежних времен. Жившие до 1791 г. на Очаковской земле, т. е. вне пределов России и Молдавского княжества, крестьяне являлись зависимыми от феодалов Крымского ханства. Их аграрные и социальные отношения с собственниками земли и в период господства здесь Крымского ханства, и после захвата Очаковской области султанской Турцией в конце 70-х годов XVIII в. оставались неизменными, поскольку феодальная система обоих государств была однотипной. Историк П.А. Надинский писал, что «.экономический строй Крымского ханства, с его восточным деспотизмом, в основных чертах сходный с эко Однако, несмотря на феодальную зависимость крестьян, там не было барщинных повинностей, поскольку эта зависимость землепользователей определялась господствовавшей в этом регионе разновидностью «государственного феодализма». Крестьяне платили только денежный либо смешанный денежно-натуральный оброк. По сведениям современников, относящимся к 60-м годам XVIII столетия, известно, что вся земля, которая являлась собственностью хана, отдавалась на откуп кому-либо из местных феодалов или управителей - чаще ханскому наместнику («каймакаму»). Сельские жители платили оброк либо «в год со всякого прибытка скотского и промышленного десятая доля», либо «с плуга», «с севной борозды», от «всякой избы деньгами и с урожая хлеба» - «по пропорции состояния» землевладельца, т. е. дифференцированно. В ведении каймакама находилась и администрация трех округов - Дубоссарского, Балцянского и Каушанского, т. е. в районе Буджака. По сведениям 80-х годов, когда Очаковская область находилась под непосредственным владычеством Турции, угодья эксплуатировались крестьянами «отчасти для хлебопашества, но больше для скотоводства», за что они платили, как прежде, «десятину», т. е. натуральный оброк в размере десятой части поголовья или другой продукции от животноводства, хлебопашества и «прибытка» торговли. С начала 90-х годов Приднестровье с каждым годом пополнялось значительным контингентом переселенцев - беглых людей, государственных крестьян с Украины, крепостных, привезенных помещиками из центральных и украинских губерний, казаков, колонистов из числа иностранных выходцев, отставных военнослужащих, царан, переведенных из Молдавии боярами. Все они получили в общей сложности 260 тыс. десятин угодий в качестве щедрых «пожалований». Вопрос о разрядности этих поселенцев, их социально-правовом статусе был однозначно решен вскоре после Ясского мира: весь наличный земельный фонд в южной зоне Приднестровья был объявлен казенным, а расселенные на нем крестьяне - государственными. Межевание земель выявило большие резервы пустующих участков, которые затем были отведены городам под поселение колонистов, переданы в ведение лесного ведомства либо сданы до поры до времени в аренду откупщикам как «оброчные статьи». Непосредственно в приднестровской полосе частновладельческое землевладение не захватило доминирующих позиций. Оно концентрировалось восточнее, ближе к Побужью, так что в конце 50-х годов, т. е. накануне крестьянских реформ, из 241 помещичьего имения на территории Тираспольского уезда недалеко от Днестра находилось лишь шесть.
Как зафиксировала очередная ревизия, в результате миграционных процессов уже к середине 90-х годов приднестровские казенные селения становились более многолюдными (по меркам того времени). Это хорошо прослеживается по следующим статистическим данным о численности крестьян (душ - 312, Ташлык - 300, Терновка - 592, Тея - 284, Токмазея - 243, Черная - 345, Чоб- ручи - 634, Шипка - 219, Ержово - 159 человек. Следует отметить, что некоторые села были малолюдными, но процесс вселения мигрантов в них проходил достаточно активно. Сельские общины казенных селений пополнялись переселенцами из-за Днестра и с территории Украины, а также беглыми и представителями других сословий. Так, некоторое время отдельную группу в разряде государственных крестьян южной зоны представляли однодворцы, которые впоследствии слились с основной массой крестьян. По данным VII ревизии (1815 г.), в селах Слободзейской и Яской (центром ее являлось с. Яски, находившееся в Приднестровье, южнее Слободзеи) волостей их было зафиксировано около 700 ревизских душ. Другой группой являлись «отставные нижние чины» - солдаты, унтер-офицеры, матросы, члены их семей. В 50-е годы в Тираспольском округе насчитывалось до 260 человек, находящихся по «попечительстве» палаты государственных имуществ, к ним причислялись рекруты из государственных крестьян, возвращавшиеся по разным причинам в свои селения, а также солдатские и матросские дети. Вливалась в общины часть «обязанных поселян», которым в конце 20-х годов было дозволено уходить из своих селений и устраиваться на казенных землях, но, естественно, по согласованию с общинами. В конце 50-х годов, по Парижскому миру 1856 г., жителям отторгнутого Подунавья разрешалось в течение полутора лет переселяться за Днестр. Этой возможностью воспользовались государственные крестьяне и горожане, например г. Измаила, которых приняли общины сел Суклея, Незавертайловка, Дубово и г. Дубоссары. Одновременно в Приднестровье мигрировали и другие «выходцы из-за Дуная». С 90-х годов XVIII столетия в южную зону стали прибывать крестьяне из крепостных селений не только северной зоны, но и со всей территории, ранее подвластной Речи Посполитой (до второго ее раздела). Документы, в частности материалы ревизии 1795 г., отражают статистические сведения о вселении крестьян в Дойбаны, Дубово, Малаешты и другие села. Формирование разряда государственных крестьян в Приднестровье проходило одновременно с размежеванием и землеустройством в этой полосе. Так, в 90-е годы XVIII - начале XIX в., сразу после Ясского мира, по решению правительственных инстанций в этот разряд зачислили сельских жителей так называемого Дубоссарского округа (от р. Ягорлык до с. Терновка). Правда, не обошлось без борьбы крестьян против помещиков и чиновников разных рангов, которые присвоили себе часть казенных земель вместе с проживавшими на них крестьянами. Царские власти вынуждены были частично умерить интересы захватчиков и включить селения в казенное ведомство. Южнее, на территории Тираспольского округа (от Терновки до Незавертайловки), вышла «накладка»: после Ясского мира этот район был объявлен казенным, однако его жители вместе с казаками вошли в состав Черноморского войска. Большая часть жителей попала в разряд его «подданных». С передислокацией войска на Кубань в 1792 г. «подданные» и другие поселенцы этой полосы, исключая район г. Тирасполя, были объявлены государственными крестьянами. Помещики, воспользовавшись нестабильностью Черноморского казачьего войска, вторглись в казенный земельный фонд и, заключив частные сделки с офицерами войска, приобрели их «ранговые» участки. Возникшая напряженность вынудила царское правительство вмешаться в конфликт и предпи Государственные крестьяне южной зоны в социально-правовом отношении являлись собирательной категорией. Как и в других регионах страны, главным признаком их «сословного» единства была общность в поземельной зависимости от государства - верховного земельного собственника - и в административно-управленческой системе. Выше уже отмечалось, что структурной однородности и постоянства у них не было. Составные компоненты разряда подвергались изменениям в силу разных причин, и в первую очередь из-за направленности политики правящих кругов. Так, по их воле, обусловленной государственными интересами, в течение первой половины XIX столетия в состав разряда были включены поселенные солдаты, однодворцы, бывшие казаки, переселенцы из внутренних и украинских губерний, частично «обязанные поселяне», выходцы из духовенства, отпущенные на волю и осужденные крепостные крестьяне, иммигранты и др. Все эти категории были давно нивелированы и утратили первичные социальные особенности. Некоторое время известным своеобразием отличались «отставные нижние чины». Более других оказались обособленными «вольные матросы». Как специфическая группа они возникли в 30-е годы и предназначались «для простейших работ» (на договорных началах) на судах коммерческого профиля. Комплектовались матросские товарищества, или «цеха вольных матросов», в основном из государственных крестьян приднестровских селений и мещан подунайских городов, что объяснялось их веками выработанной природной приспособляемостью к водному транспорту. Поступившие в цех крестьяне пользовались рядом налоговых и повинностных льгот: при сохранении наделов они освобождались на 20 лет от платежей, трудовых повинностей и рекрутчины. Их обязанности сводились к следующему: каждая семья должна была выделить одного мужчину для обучения сроком на 5 лет в экипаж военных судов, после чего ему предстояло еще столько же лет прослужить по найму на купеческих судах для обеспечения прибрежного плавания. Позже в набор стали включать каждого десятого женатого мужчину. Экипажи этих судов составлялись только из «вольных матросов», которые полностью обслуживали судоходство (в том числе и пароходство) на Днестровском лимане. Их жалованье значительно превышало доходы от крестьянского хозяйства. В Приднестровье в цехи первоначально вступило 324 мужчины из 18 казенных сел и городов Тирасполя и Дубоссар, к концу 40-х годов их численность возросла до 620, а в 1858 г. - до 711 человек. «Вольные матросы» из государственных крестьян были и на правом берегу Днестра. По числу вступивших в цехи выделялись Спея, Бутор, Ду- боссары, Слободзея, Кошница, Коржево, Лунга, Чобручи, Токмазея, Шипка и Суклея.
Кроме того, мобилизованные крестьяне активно участвовали в Крымской войне на кораблях Черноморского флота. В административном отношении крестьяне-матросы были частично обособлены от учреждений Министерства государственных имуществ: у них были свои, матросские, старшины и старосты, подотчетные заведующему обществами «вольных матросов» в Новороссийском крае; заведующий, в свою очередь, подчинялся новороссийскому генерал-губернатору. Для обсуждения и решения текущих профессиональных дел практиковались «сборы» (собрания) и совещания в «сборных домах», главный дом размещался в г. Овидиополе. Однако как государственные крестьяне (особенно члены их семей) они полностью из-под «попечительства» палаты государственных имуществ не исключались. Немногочисленная обособленная группа «вольных матросов», состоящая из нескольких сотен крестьянских семей, продержалась в Приднестровье до 1866 г. - времени реформы в казенных селениях. По данным X ревизии, общая численность крестьян рассматриваемого разряда в Тираспольском округе государственных имуществ составила к концу 50-х годов 34 тыс. душ из 29 сел (6 145 дворов). Первоначальный размер земельной обеспеченности крестьян, как и всюду в Херсонской губернии, составлял 15 дес. удобной земли на мужскую душу. Однако при землеустройстве в Тираспольском уезде в сельские дачи общинного пользования замежевывались обширные пространства, в которых можно было эксплуатировать вненадельные угодья за незначительную плату. Согласно Правилам о распределении земель Новороссийского края, принятым в 1806 г., общинный 15-десятинный размер надела следовало дополнить запасными участками для будущих поселенцев и временно использовать, сдав в аренду в качестве земельных «оброчных статей». Из этого фонда должен был пополняться надельный массив. В конце 40-х годов Министерство государственных имуществ сократило величину подушного (мужского) надела до 8 дес., так что в канун реформы 1866 г. в Тираспольском округе государственных имуществ на 6 149 дворов приходилось 136 тыс. дес. всей земли, т. е. подворный надел в среднем составлял 22 дес., что свидетельствовало об удовлетворительной земельной обеспеченности. Однако не следует забывать, что преобладающей системой земледелия по-прежнему оставалась переложная, при которой под посевом находилась обычно треть надела, или чуть более 7 дес., а это по количеству пахоты уже приближалось к малоземелью. Спасали положение плодородные приднестровские земли, которые были лучшими во всей Херсонской губернии, поскольку находились недалеко от реки, и благоприятные климатические условия, что, безусловно, компенсировало сокращение надела. Этнический состав крестьян - «вольных матросов» - отличался своеобразием и неоднородностью. Бульшую часть населения составляли молдаване, но по соседству или в одном и том же селении могли проживать и украинцы, и русские, и поляки, и гагаузы. Отмечались селения, в которых от 1/5 до 1/3 дворов были русскими либо украинскими, особенно в этом отношении отличались Слободзея, Незавертайловка, Коротное, Глиное, Терновка, Кошница, Дубово, Спея, Дороцкое, Перерыта. В ряде сел прижились и цыгане. Социально-правовое положение государственных крестьян определялось общероссийским законодательством, воплощавшим их юридическую зависимость от дворянского государства. Феодальная собственность государства на землю создавала специфические производственные отношения, при которых этот разряд крестьян подвергался эксплуатации через феодально-податную систему: взимание феодальной ренты в виде подати, денежного оброка, земских и мирских сборов и других государственных налогов. Раскладка платежей и их погашение осуществлялись по принципу круговой поруки, выгодной и надежной для казны. Общины собирали платежи с «экономических дворов», которые вносили их за себя, за умерших, беспомощных, старцев, беглых и покрывали долги. Размеры налогов возрастали, а фискальная политика ужесточалась. К середине века на ревизскую душу приходилось около 8, 5 руб. серебром текущих платежей да 13, 5 руб. накопившихся недоимок, т. е. всего 22 руб. Недоимки были вызваны главным образом слабым развитием денежных отношений в казенной деревне, стихийными бедствиями, чрезвычайными событиями, несоответствием растущих объемов налогообложения реальному хозяйственному потенциалу крестьянских дворов, невысокой их доходностью и рядом других причин. Взыскание очередных платежей и недоимок было похоже на поспешную расправу с неплательщиками: распродажа жизненно необходимого в хозяйстве имущества, передача части надела в пользование зажиточным семьям и другие тяжкие для крестьян меры, которые еще более усугубляли недоимочность. Так, на 1852 г. (канун Крымской войны) в Тираспольском округе оставалось 236 тыс. руб. серебром недоимок. К этому надо добавить местные налоги и большой перечень «натуральных повинностей» - подворной, дорожной, этапной, постойной, рекрутской, почтовой, на содержание бечевика на Днестре и общественные запашки. Кроме того, в период войн (1806-1812, 1812-1813, 1828-1829, 1848, 1853-1856 гг.) Приднестровье становилось прифронтовой полосой, что также приводило к материальному упадку. Отметим, что население Бессарабской области около полувека не несло рекрутской повинности в отличие от Приднестровья, которое в течение всего этого периода ежегодно теряло значительный контингент молодых, трудоспособных и активных работников. Да и тяжесть чрезвычайных повинностей в большей степени несла именно южная зона. Все это приводило к падению платежеспособности, например в 1854 г. недоимки выросли на 25%. Давление на крестьян осуществлялось государством через отлаженную административную систему - Министерство государственных имуществ, палаты, окружное управление, волостные и сельские управления, со всей их громоздкостью и неподотчетностью губернским учреждениям. В палате государственных имуществ и окружном Реформа П.Д. Киселева 1839 г. создала цепь учреждений и индивидуальных исполнителей, в обязанности которых входило детализированное «попечительство» над крестьянами. Фактически эти фискальные органы выполняли роль полицейских и контролировали каждый шаг своих «подопечных», включая и бытовую сторону жизни. И только в 40-50-е годы правовое положение государственных крестьян подверглось некоторым изменениям. Развитие товарных отношений потребовало расширения экономических прав крестьян: были узаконены права собственности на купленную ими землю, расширены предпринимательские возможности, дозволено открывать торговые и мелкие промышленные предприятия в местах проживания и за их пределами, упрощена процедура получения паспортов не только для промысловой и коммерческой деятельности, но и при переходе в купечество, сняты ограничения по передвижению в разные места с предпринимательскими целями. Социально-правовые условия государственных крестьян южной зоны Приднестровья, а также центра страны и Бессарабии были одинаковыми. Однако некоторое своеобразие - в земельной обеспеченности и формах землепользования, в размерах и способах налогообложения и трудовых повинностей, в отношении царского правительства к беглым и легальным переселенцам - было обусловлено особенностями политики царских властей в крае. От других разрядов крестьян, живших на казенных землях, - колонистов и казаков - государственные крестьяне отличались размерами наделов, системой административно-управленческих учреждений, степенью фискального гнета и более узкими возможностями в хозяйственно-предпринимательской деятельности. Осуществлявшаяся в казенной деревне система феодальных отношений была значительно мягче существовавших тогда отношений между крестьянами и помещиками в частновладельческих имениях северной зоны Приднестровья, где господствовало крепостничество в тягчайшей форме. Однако правовое положение крестьян казенных деревень было крайне неустойчивым: государство как непререкаемый хозяин могло в любой момент перевести в разряд мещан целые общины, в разряд военных - поселенцев, отдать помещикам и монастырям селения вместе с крестьянами, которые становились крепостными, приселять и переселять. Причем все эти акции «обжалованию не подлежали», поскольку некому было защищать права подневольных.
В несколько иных социально-правовых условиях оказались крестьяне, жившие на казенной земле в северной зоне. Именно с ними связано историческое прошлое этой части Приднестровья, когда она находилась в составе Речи Посполитой. До 90-х годов XVIII в. будущая северная зона приднестровского региона неоднократно подвергалась и роковым испытаниям вследствие непримиримой борьбы украинского народа со своими поработителями, и разорению селений «до фундамента». Периодически она заселялась очередными беглыми крестьянами из Подо- И украинских и молдавских крестьян, временно заселявших опустошенные места в Подольском и Брацлавском воеводствах, не покидала надежда в ближайшем будущем расселиться более свободно и обрести свой дом. Из монастырских земель Брац- лавского воеводства, присоединенных к России по второму разделу Польши, особый интерес представляет полоса земли от г. Могилева до р. Мокрый Ягорлык. Колонизация этих земель осуществлялась на крепостнической основе и проводилась в несколько этапов. Наиболее безлюдными они оказались в последние десятилетия XVII столетия, когда находились под властью ставленников Турции, победившей Польшу в начале 70-х годов. Затем, в конце века, с уходом оттуда турецких войск и администрации усилился приток переселенцев из Молдавского княжества, которые в большинстве своем приписывались к Подольскому казачьему полку, а позже - к Моги- левскому, подчинявшимся польскому королю. В начале и в 30-е годы XVIII столетия это население участвовало в волнениях против возрождавшейся шляхетской крепостнической системы. Победа повстанцев вынудила шляхту восстановить «казацкое устройство», что послужило толчком к освоению новых «волошских слобод». Пополнялись и украинские селения. В конце XVII - начале XVIII столетия в Северном Приднестровье утвердился клан князей Любомирских, которые играли большую роль в общегосударственных событиях Речи Посполитой, являлись королевскими наместниками в ряде зон Украины и командовали крупными войсковыми соединениями. Магнат Ксаверий Любомирский владел обширными землями, получившими наименование «Побережское имение» («Побережье»). Это имение площадью в 650 тыс. дес., простиравшееся от Ямполя до м. Ягорлык, к концу XVIII в. включало уже десятки больших сел. Действовавшая там феодальная система являлась типичной для Речи Посполитой. Задолжавший кредиторам Ксаверий Любомирский заложил им целые «ключи» (волости). Запутавшись в сложных взаимоотношениях с заимодавцами, дослужившийся до чина генерала магнат в 1795 г. продал имение царской казне, сделав таким образом самодержавие верховным земельным собственником бывшего «Побережского имения». Но эти «казенные» земли со всех сторон были окружены помещичьими имениями. «Побережье» делилось на 4 экономии, в их числе непосредственно к реке примыкала Приднестровская экономия с четырьмя «ключами» - Рашковским, Рыбницким, Цыгановским и Ягорлыцким, где почти непрерывной цепью размещались приднестровские селения. Земля была куплена вместе с крепостными; дворовые, чиншевая шляхта и «вольные люди» не продавались. На приобретенные волости было бы закономерно распространить порядки, присущие «государственному феодализму», как было всюду в России на казенных землях. Но в бывшем имении большинство селений оставались объектами частной собственности (мелкие участки, хутора, мельницы с землей, сады и др.) или были на арендном «держании» (сделки заключены до 1795 г.). Царское правительство приняло типичное для него решение: основной массив угодий «пожаловало» титулованным сановникам, которые в качестве государственных и практических деятелей сыграют позже заметную роль в судьбе северной зоны Приднестровья. Несколько селений на десятилетия остались в распоряжении казенных ведомств, благодаря чему крестьяне влились в разряд государственных. Со временем в него были включены и крестьяне бывших ста- роств, ленных, монастырских и «конфискованных» имений. Однако массив казенных земель постепенно уменьшался, и в 1810 г. их пустили в распродажу для погашения накопившихся государственных долгов. Причем земля продавалась вместе с крестьянами, так что из государственных они вновь превращались в крепостных. Практика такой продажи «казенных имуществ» повторялась и позже. Например, в 1859 г. опять-таки «вследствие неблагоприятного финансового положения государства» было продано в частные руки несколько казенных селений в Балтском округе государственных имуществ. Оставшиеся, т. е. непроданные, селения северной зоны побывали в распоряжении разных владельцев и ведомств. Такую «передачу» из рук в руки претерпели, в частности, крестьяне Чернянского сельского общества, в которое входили села Черное, Тысколунга, Ержово, Дубово, Воронково. Из владения Любомирских крестьяне перешли в собственность казны, несколько лет находились на арендном положении у частных владельцев, затем их передали в ведение управления военных поселений, а в 1841 г. снова вернули в разряд государственных. Но и на этом их мытарства не закончились: Ержово и Воронково в качестве «ферм» по специальным оценочным описям - «люстрациям» - отдавались в арендное содержание высокопоставленным воинским чинам, которые с согласия властных инстанций были им же проданы в собственность. Крестьяне вновь оказались в крепостной зависимости. Села Кузьмин и Севериновка до 1858 г. непрерывно находились в аренде у разных лиц, периодически сменявших друг друга. Все это свидетельствовало о фактической и правовой нестабильности разряда государственных крестьян северной зоны. К 60-м годам селения этих крестьян сохранились лишь как вкрапления в массивах помещичьих сел. Сложными и противоречивыми были аграрные отношения в казенных селениях Ольгопольского и Балтского уездов. Освободившись от крепостной зависимости, крестьяне вскоре вновь попали в феодальную зависимость от частных лиц: в качестве «хозяйственных имений» их передали в арендное (посессионное) содержание откупщикам. Данную форму извлечения доходов с казенных земель избрала казна. Таким образом, крестьяне фактически снова были ввергнуты в крепостническую систему эксплуатации, которая издавна практиковалась в Речи Посполитой. Барщина («панщина») в пользу арендатора («посессора») формально определялась в один-два дня в неделю с семейства, на деле же объем барщинных повинностей назначался произвольно. Кроме этого крестьяне платили казне подати и разные местные налоги. Из-за нехватки денег они были вынуждены обращаться «к содействию владельцев», а став их должниками и не имея возможности расплатиться, обязывались отрабатывать долги за мизерную дневную оплату. В итоге число барщинных дней возрастало до 200 в год. Более того, от 2 до 12 дней в году они семьями работали в собственном хозяйстве арендатора и от 3 до 24 дней - на строительстве, заготовке леса и дров, доставке товаров в торговые места. Вдобавок к этому крестьяне обязаны были вносить посессору натуральный оброк («даницы») - ягоды, хлеб, сено, солому, птицу, скот. В Приднестровье помимо всех перечисленных налогов и повинностей широко практиковалась субаренда, еще больше отягощавшая положение крестьян. Эта система работы на посессора продержалась в течение полувека, пока власти не провели мероприятия по «стандартизации» объема повинностей («уроков»), так как социально-экономическое состояние сел приближалось к критическому. Селения доведенных до полной нищеты крестьян, которые уже никто не хотел брать в аренду, переводили на годичные административные управления по специальным описям угодий (инвентарям) с определением их доходности, десятую долю которой получал в свою пользу назначенный палатой администратор. После реформы П.Д. Киселева казенные селения в Подольской губернии по формам отбывания повинностей подразделялись на оброчные, платившие денежный оброк в казну, и находившиеся «на хозяйственном положении», т. е. выполнявшие денежные и трудовые повинности в пользу казны или арендатора. Подавляющее большинство крестьянских дворов перешло на оброчную подать. С конца 1839 г. проводилась проверка хозяйственных возможностей дворов - «люстрация», в результате которой последние были подразделены на группы: тягловые, полутягловые, огородники и бобыли. Наличие в хозяйстве рабочего скота определяло размеры выделяемых угодий. Если селение находилось «на хозяйственном положении» и сдавалось палатой государственных имуществ кому-то в аренду, то эксплуатировалось оно барщинным способом в пользу съемщика (срок аренды до 12 лет) - по «урочной» системе. Размер наделов в северной зоне изначально также не был фиксирован и колебался в зависимости от количества тягловых животных в крестьянском хозяйстве либо произвольно определялся временными землепользователями-арендаторами. Кроме того, эксплуатация крестьян частными лицами дополнялась государственным и местным налогообложением, очень обременительным в условиях двойного гнета. Попробуем разобраться, из каких источников крестьяне могли накапливать денежные средства для уплаты податей, если посессоры и администраторы выкачивали из их хозяйств не только излишки продукции, но и самые жизненно необходимые ресурсы. Используя обострение противоречий между крестьянами и хозяевами земли, а также преследуя политические цели (борьба с сепаратистами в среде шляхты), царское правительство осуществило в Подольской губернии ряд реформ, касавшихся экономического и социально-правового положения государственных крестьян, в частности оно изменило налогообложение. 30 августа 1844 г. введены в действие «Особые правила о переводе казенных имений на оброчное положение». К этому времени в арендном содержании оказались почти все казенные села балтского Приднестровья. В течение 18451847 гг. большинство крестьянских дворов было переведено на денежный оброк, остальные по истечении сроков аренды завершили этот процесс к 1858 г. Затем, через 8 лет, благодаря окончательному реформированию государственной деревни, разряд государственных крестьян прекратил свое существование. Некоторые социально-экономические черты - личная зависимость от землевладельца-государства, административное устройство и в какой-то мере правовое положение - были едиными для принадлежавших к одному разряду государственных крестьян обеих зон, однако исторические судьбы Тираспольского и Балтского округов оказались различными. В северной зоне государственные крестьяне не отличались от крепостных крестьян по своему социально-экономическому уровню жизни, повинностям, нестабильному землепользованию и формам эксплуатации. Крестьяне южной зоны, несмотря на существовавшую там систему «государственного феодализма», пользовались широкими возможностями в предпринимательской деятельности, из их среды выделилась прослойка деловых, компетентных в коммерческих делах людей. В это же время полукрепостническое состояние их северных одноразрядцев не позволяло им вырваться из рамок натурального хозяйства до конца 50-х годов. Колонисты. Особый разряд крестьян, расселенных на казенных землях, составляли колонисты - осевшие переселенцы из-за границы. По рескрипту Екатерины II от 27 января 1792 г., местным властям Новороссии вменялось в обязанность практическое содействие быстрейшему привлечению иностранных выходцев на земли Очаковской области. Первая колония со статусом города, основанная в 1794 г. армянами на берегу Днестра и названная Григориополем, преследовала и хозяйственные, и политические цели: она должна была способствовать развитию торговли, сельскохозяйственного и промышленного производства на вновь присоединенной земле и отвечать внешнеполитическим интересам России - обеспечением «благоденствия» григориопольцев стимулировать переселение в Россию и тех армян, которые проживали за границей. Город-колония Григориополь был основан переселенцами из разных мест, в том числе из бессарабских городов. Устройство его дорого стоило российской казне и потребовало больших усилий, терпения и благоразумия со стороны переселенцев. Часть жителей занималась сугубо коммерческой деятельностью, получая солидные прибыли от своих предприятий, другие отдавали предпочтение ремеслам и земледелию. Земли было много - более 30 тыс. дес., поэтому значительные площади сдавались в аренду в качестве пастбищно-сенокосных угодий. Наряду с собственно горожанами сельским хозяйством занимались и крестьяне нескольких сел, оказавшихся на городской земле. Этнически пестрое население Григориополя к 20-м годам XIX в. насчитывало 3 110 жителей, в том числе 1 600 армян, остальные - украинцы, молдаване, русские, евреи, цыгане и др. В торговле и ремеслах были заняты около 400 человек. В первом десятилетии XIX в. началось привлечение к поселению в Приднестровье болгар и немцев. В Херсонской губернии переселенцы-болгары сгруппировались в шести селениях, одним из которых были Парканы, а также в колониях Терновка и Ка- таржины. Локальные группы болгар отмечались и в приднестровских селениях государственных крестьян - Дороцком, Кошнице, Перерыте и др. Жители колоний в полном объеме пользовались всеми правами и льготами иностранных поселенцев. В 20-е годы группа прибывших из Херсонской губернии переселенцев основала Новые Парканы по соседству со Старыми Парканами (бывшее селение Варкан), которые впоследствии слились и получили название Парканы. В 1808 г. было осуществлено землеустройство. Надельный и резервный земельные фонды составляли обширные территории - только удобной земли нарезано 27, 5 тыс. дес. В конце 50-х годов на мужскую душу приходилось 12, 5 дес. удобной земли. Расчет земельной обеспеченности на посемейные наделы к Парканам не применялся, так как там устойчиво удерживалась большесемейность - в 1858 г. при проведении учета населения (X ревизия) колонистская семья в среднем насчитывала 14 человек. Первое время населенность оставалась незначительной, однако в последующие годы численность жителей стала стремительно возрастать: по VI ревизии в 1811 г. учтены 182 человека, в 1846 г. - 887, а в 1858 г. - уже 1 155 человек, т. е. за 47 лет отмечено шестикратное увеличение населения. По замыслу краевой администрации Парканы должны были стать «шелководческой колонией», поскольку основной сырьевой базой там являлись тутовые рощи, занимавшие в 1808 г. 350 дес. Планировалось расширить их до 600 дес. На деле же этот проект реализовался частично: основными занятиями стали земледелие и животноводство, а шелководство - дополнительным. В течение дореформенного периода в Парканах оседали и болгары и неболгары, рассредоточенные по территории всей Херсонской губернии, в частности отслужившие воинский срок солдаты и разные «нижние чины». Условия жизни в Парканах по своим природным факторам и по колонистскому статусу благоприятствовали скорому вживлению переселенцев в естественную среду обитания - колония превратилась в материально достаточное селение, значившееся в официальных документах как богатое, благополучное и даже образцовое. Оно не стало на путь отпочкования «дочерних» селений, как это широко практиковалось в округах немецких колонистов, а разрасталось вширь, хотя прирост молодых семей неминуемо сопровождался уменьшением размера надела на ревизскую мужскую душу. Население бережно хранило народные традиции, своеобразный быт, разговорный язык, этническую общность в качестве объекта диаспоры болгарского народа. К заселению и хозяйственному освоению Приднестровья привлекались и другие колонисты. Оба эти процесса осуществлялись при поощрительном содействии центральных и губернских управленческих инстанций. Колонисты получали материальные и денежные безвозвратные пособия и беспроцентные долгосрочные ссуды, ряд налоговых льгот, инвентарь, тягловых животных и самый большой посемейный надел - 60 дес. Миграционный процесс затянулся на десятилетия - с начала века до 40-х годов. Финансовая поддержка казны на устройство одной семьи колонистов превышала 1 тыс. руб. серебром (болгары получали 440 руб., русские и украинские крестьяне-переселенцы в Бессарабии - до 23, 5 руб., а в Приднестровье и этого не давали). Отметим также, что Александр I подчеркнуто покровительствовал колонистам. Благосклонно относился к иностранным переселенцам и их попечитель генерал Инзов. Ради объективности отметим, что погашение огромных ссуд, хотя и беспроцентных, долгое время сдерживало денежные вложения в рационализацию хозяйств. Привлекая переселенцев из Германии и польских воеводств, правительство руководствовалось соображениями не только гуманного характера (территория исхода являлась опасным для жизни театром военных действий и сосредоточения крупных сухопутных сил периода наполеоновских войн). В этом регионе предполагалось ввести в сельскохозяйственный оборот большие массивы степных земель и путем насаждения «образцовых поселений» колонистов воздействовать на крестьян других разрядов показательным примером. Распашка целины действительно шла успешно, однако образцово-показательными колонии не стали из-за корпоративной замкнутости новых поселенцев. Для немецких колоний, как и для болгарских, была характерна территориальная разделенность селений. В Приднестровье к 40-м годам стабильно сложились 5 немец-
ких селений: Глюксталь, Нейдорф, Кассель, Бергдорф и Гофнунгеталь. Все они располагались в приднестровской полосе Тираспольского уезда с земельным фондом около 30 тыс. дес. (в 40-е годы на 4 680 колонистов) и административно составили Глюк- стальский округ (некоторое время к нему были приписаны и Парканы). Этнический состав немецких селений отличался однотипностью. Большесемейность была присуща и немцам - средняя численность семьи достигала 10-13 человек. Традиционное подворное землепользование у немцев, с одной стороны, безусловно, до поры до времени сдерживало дробление наделов (их наследовал один член семьи), а с другой - вытесняло из колоний безнадельных. Однако колонии не удерживались на уставном размере наделов под давлением демографического фактора - к началу 50-х годов разброс величины наделов по всем пяти колониям выражался в следующих величинах: 37, 7; 44; 45; 47, 3 и 51 дес. Тогда же началось и отселение колонистов на купленные или арендуемые (долгосрочные) участки. Оказавшись на новых местах, в непривычной социальной и географической обстановке, колонисты долго придерживались традиционных форм и способов общественной жизни и хозяйственной деятельности, чем выделялись из общей массы крестьян окружающих селений. Их устройством и поддержкой занимались контора опекунства иностранных поселенцев в Новороссийском крае (с 1800 г.) и органы местной администрации. В 1801-1804 гг. конторой были изданы подробные инструкции, регламентирующие всю хозяйственную деятельность и быт колонистов. В обязанности местной администрации входило наблюдение за ведением хозяйства, нравственностью (с чиновничьей точки зрения) с правом чинить над нарушителями «суд и расправу». Прибывшие на поселение колонисты практически не располагали необходимыми хозяйственными средствами и продовольствием. Измученные длительной дорогой, больные, без нужной ориентации в природных условиях жаркой степи, они находились в крайне тяжелых условиях. До 1819 г. переселение проходило относительно организованно. После принятия в том же году российским правительством решения о прекращении приема колонистов они продолжали прибывать в Херсонскую губернию, но уже стихийно, малыми группами, поскольку правительство не желало нести большие переселенческие расходы. По существовавшему законодательству колонисты могли селиться только на казенных землях, но с 1804 г. им разрешили устраиваться и в помещичьих имениях. Первым пригласил к себе колонистов владелец м. Каменка (Ольгопольского уезда) граф П.Х. Витгенштейн. Поселившиеся в имении виноградари основали близ Каменки поселок Антуанетовку. Граф наделил их усадьбами и полевыми участками; заложенные виноградные плантации снабжали продукцией его винодельческий завод. Колонисты Тираспольского уезда обживали наделы с большим трудом. Стремясь внедрить и здесь традиционные для них методы землепользования, они эксплуатировали привезенные с собой земледельческие орудия, которые совершенно не годились для работы на целине. К тому же переселенцы не умели обращаться с волами. Проходили годы, хозяйства их окрепли, возросло количество работоспособных крестьян. Общая их численность к концу 50-х годов в основных селениях достигла 9 тыс. человек, кроме того, 560 колонистов проживали по соседству в мелких селениях. Из- за хозяйственной слабости отдельных семей первое время колонисты не размежевывали угодья и большие участки сдавали в аренду посторонним скотовладельцам под пастбища. Опираясь на опыт и традиции землепользования в германских государствах - недробимость посемейных наделов, неотчуждаемость их и наследование только одним членом семьи, - им было трудно утвердить здесь свою систему распоряжения угодьями, что приводило к росту числа безнадельных колонистов. В результате к концу 50-х годов в Глюкстальском округе более половины семей уже не имели полевой земли. Однако выход был найден: угодья стали приобретаться за пределами колоний, и спустя несколько лет такие сделки совершались уже систематически. Как отмечалось выше, в Приднестровье было основано всего 5 селений немецких колонистов, а по соседству, в Буджаке, - 24. Такое несоответствие было вызвано несколькими причинами: на территории бывшей Очаковской области царское правительство «пожаловало» помещикам сотни тысяч десятин, более широко распространилось землеобеспечение государственных крестьян и почти иссяк резерв неосвоенных угодий. Для немецких же колоний в 1826 г. едва набралось 30 тыс. дес. Власти даже потеснили государственных крестьян, урезав надельные земли и в некоторых казенных селах. Частично для тех же целей были куплены угодья у помещиков. Внутрисельское землеустройство осуществляла колонистская община: выделялись угодья общего пользования - выпасы, леса, водоемы и др. Надельный массив распределялся в потомственное пользование между «дворами» и «хозяйствами» уравнительно, независимо от численности членов семьи, с учетом качества угодий, в силу чего пахотные и сенокосные участки дробились на множество делянок. Посемейные обособленные наделы нигде не нарезались. Уравнительные переделы угодий подворного пользования практиковались лишь при смене системы земледелия. Раздел «дворохо- зяйства» допускался при особых обстоятельствах и только с согласия схода и колонисткой администрации. Оседавшие крестьяне особое внимание уделяли зернопроизводству и постепенно приспосабливались к непривычной для них хозяйственной системе. Своевременная и качественная обработка земли по всем сезонным циклам требовала содержания большого поголовья рабочего скота (и в конском поголовье, и в составе стада крупного рогатого скота 2/3 животных являлись тягловыми) - 6-8 единиц («полный плуг»). Этого уровня обеспеченности «дворохозяйств» рабочими животными колонистские общества достигали в течение довольно продолжительного срока, стараясь в то же время постепенно перейти на конную тягу. Социально-правовое положение колонистов закреплено в различных законодательных актах и правительственных документах: их права, льготы и привилегии были изложены в царских манифестах и указах от 24 декабря 1751 г., 24 апреля 1752 г., 22 июля 1763 г. и 1 сентября 1807 г. Колонистами, по закону, признавались только иностранцы, которые поселились на казенных и частновладельческих землях и занимались сельским хозяйством или ремеслами. Вступая в этот разряд, переселенцы должны были дать присягу на подданство России и подписку о выполнении колонистского устава. При этом они теряли колонистские права при переходе в другие сословия, при выезде навсегда за границу и в случае, если сельские общества своим решением по каким-либо причинам удаляли их из колоний. Присягнувшие получали права гражданства на всей территории страны и с согласия местных властей могли свободно распоряжаться своим имуществом, покупать землю, строить на ней предприятия, заниматься торговлей, вступать в цехи и купеческие гильдии, заключать контракты, давать обязательства, векселя и счета. У колонистов действовала специфическая сеть административных учреждений. Круг налогов и повинностей колонистов сводился к следующему: они платили поземельную подать, размер которой до реформ 60-х годов не был постоянным. Раскладка ее в немецких колониях отличалась от болгарской. Так, хозяйство - двор с наделом - облагалось посемейно (то же в отношении оброчной подати), а безнадельные взрослые мужчины (от 15 до 60 лет) - подушно. В болгарских колониях утвердилось только подворное обложение. В мирное время колонисты не несли военного бремени, т. е. рекрутчины и постоя. Ряд повинностей - дорожную, пожарную, этапную, подворную - выполняли только «натурально», с соблюдением принципа круговой поруки. Таким образом, валовую сумму налога уплачивала вся община, т. е. все пользовавшиеся землей, а также безземельные ремесленники, отходники, числившиеся в «обществе». С начала 50-х годов в налогообложении была проведена определенная унификация - основной фискальной единицей стала семья. Помимо казенных налогов (подушной и оброчной подати) колонисты облагались местными сборами: «земской повинностью», общественным сбором на формирование запасного «продовольственного капитала», на содержание администрации и пр. «Попечительство» обрело форму сурового, порой неоправданного надзирательства и по хозяйственным, и по фискальным делам, что могло довести крестьянина до бедственного положения. Так, если с точки зрения «попечителей» кто-нибудь «без особых, достойных уважения причин» не засеял предписанных ему десятин пашни, то он подвергался либо штрафу, либо аресту, а то и вообще лишался надела. У недоимщиков конфисковывали земледельческие орудия, скот, пожитки и продавали для погашения долга. В обоих случаях колонист практически переставал быть крестьянином, так как отторгался от земли и хозяйства, т. е. обрекался на хроническую бедность. Колонисты с большим уважением относились к собственным народным традициям, бытовому своеобразию, языку, манерам. Действовал также фактор привычек, укоренившийся со времен далекого прошлого, в частности обособленность от соседей. Но, как показало будущее, общение в целом было обоюдно полезным. Уже к концу 40-х годов колонии выгодно отличались от селений других разрядов уровнем развития сельского хозяйства, рационализацией и специализацией, однако, по признанию царских властей, «образцом для подражаний» они так и не стали. Крестьяне на помещичьих землях в северной зоне. Крепостные. Шляхта Подольской губернии была уравнена в правах с российским дворянством при сохранении сословно-корпоративной замкнутости, т. е. ее экономических и политических позиций времен Речи Посполитой. За шляхтой сохранялась также земля - основа экономического могущества и база феодальной эксплуатации крестьян. И по имущественному, и по социально-правовому положению дворянство Подолии было разнородным - от шляхтичей до титулованных магнатов и российских сановников. В 90-е годы XVIII в. и в первом десятилетии XIX столетия местное дворянство было потеснено целым слоем российских дворян, ставших землевладельцами «через пожалования» и покупку имений. Наиболее богатыми магнатами в приднестровской полосе считались князья Любо- мирские. К началу 90-х годов им принадлежали половина Балтского и значительная часть Ольгопольского уезда, а также земли Ямпольского, Могилевского и других уездов. Огромным было пространство «любомирщины», примыкавшей к Днестру. Из приобретенных казной 650 тыс. дес. бульшая часть (вместе с крестьянами) была роздана при Екатерине II и Павле I высокопоставленным чиновникам и генералам. В Балтском и Ольгопольском уездах все помещичьи крестьяне являлись крепостными (барщинными). Степень эксплуатации в этих уездах существенно отличалась от таковой в Тираспольском уезде. Феодально-зависимые крестьяне северной зоны до конца 40-х годов в соответствии с размером отведенной им земли подразделялись на имущественные группы - тягловых, пеших, огородников (халупников) и кутников (каморников). Тягловым и пешим владельцы имений выделяли полевые угодья, огородникам - только приусадебные участки, а двум последним группам - небольшие полоски. К тягловым относились дворы, располагавшие определенным количеством рабочего скота. В свою очередь, они распадались на более мелкие группы - плуговых, четвертных, потройных, паровых и поединков. К пешим относились крестьянские семьи без тягловых животных или с очень малым их числом, а также отбывавшие пешую барщину. За чертой бедности находились огородники и кутники. По российским законам определялась трехдневная барщина в неделю, но местные землевладельцы не придерживались этой нормы. Объем повинностей («уроки») либо оформлялся документально (путем составления «инвентарей»), либо определялся по обычаю. Как правило, «уроки» превосходили физические возможности работника в течение дня, поэтому для выполнения повинностей обычно привлекались все трудоспособные члены семьи, нередко даже дети и престарелые. Виды барщинных «уроков», зафиксированных в инвентарях, а также неучтенные работы исчислялись десятками. В летне-осенний период полевых работ крестьяне находились на барщине 5 дней. Таким образом, на индивидуальное хозяйство им оставалось только 2 дня, включая праздники. Но и это еще не все: кроме поурочной барщины помещики принуждали крестьян выходить целой общиной на «толоку», «сгонные дни», «шарварки» (строительные работы в усадьбе) и другие дополнительные работы. Существовало много способов расширения повинностей: землевладельцы держали в своих руках жизненно важные угодья - лес, водоемы, каменоломни, за пользование которыми заставляли крестьян отрабатывать дополнительные «уроки». Во второй половине 40-х годов по указаниям властей были проведены описание («люстрации») имений и подсчет объемов барщинных повинностей, который учитывался в денежном выражении. Оказалось, что тягловые дворы отрабатывали в год на помещика «уроков» и нефиксированных поручений на сумму более 80 руб., а пешие - до 30 руб. серебром. Однако трудовые повинности этим не ограничивались. Одновременно крестьяне были обязаны поставлять помещикам многочисленные натуральные поборы - «данины». В добавок к этому в большинстве имений они несли денежные повинности (денежный оброк). Безусловно, при таком тяжелом комплексном гнете крестьянские дворы не могли располагать материальными средствами для успешного развития своих хозяйств - подольская крепостная деревня беднела, росло число пеших, огородников и халупников. К тому же ужесточился внеэкономический произвол - принуждение, избиения, порки, заточение в местные и уездные тюрьмы. Фактически шляхта присвоила себе полицейские и судебные функции, да и в официально учрежденных звеньях этих видов власти сидели те же дворяне. Помещики вмешивались в семейно-бытовые отношения своих крестьян. Наконец, в Подолии процветала купля-продажа крепостных людей. Увеличение масштабов помещичьего беззакония и прогрессирующее обнищание крестьян крайне накаляли социальную обстановку - участились случаи расправы над властителями и членами их разветвленной администрации. Восстание 1830-1831 гг. на территории Правобережной Украины заставило царское правительство и его непосредственных ставленников в регионах (генерал-губернаторов, гражданских губернаторов, III собственное его императорского величества отделение и пр.) вплотную заняться крестьянским вопросом - взаимоотношениями крестьян с землевладельцами и регламентацией землеобеспечения и повинностей. Началась подготовка так называемой Инвентарной реформы 1847-1848 гг. «Инвентари», или «поместные положения», существовали в Подолии издавна. В них фиксировались размеры полевых наделов, других угодий тягловых дворов и непременно - повинности крестьян. Однако эти отношения слабо регламентировались царским законодательством. И хотя 23 марта 1816 г. был опубликован указ о барщинной повинности крепостных на территории Правобережной Украины, по которому крестьяне обязывались работать на помещика столько дней, сколько было указано в инвентарях, последние продолжали обходить этот закон - определяли и фиксировали барщину произвольно.
Подготовка реформы заняла 7 лет. Главными ее разработчиками были киевский генерал-губернатор Д.Г. Бибиков и чиновники МВД и МГИ. 26 мая 1847 г. Николай I подписал подготовленный закон под названием «Правила для управления имениями по утвержденным для оных инвентарям в Киевском генерал-губернаторстве», т. е. в пределах Киевской, Подольской и Волынской губерний. По закону основы феодальной системы эксплуатации оставались неизменными, однако частные уступки крестьянству все же были сделаны. Главные положения сводились к следующему: вводился унифицированный текст инвентарей; количество земли, находившейся в пользовании крестьян при составлении нового инвентаря, не уменьшалось (увеличивать разрешалось); барщина регламентировалась в пределах трех дней в неделю для тягловых и двух дней для пеших групп; все «дани» и денежные поборы в пользу землевладельцев отменялись; подробно определялись количество ежедневных работ, способ и время их выполнения; кроме барщины, крестьяне должны были в течение года отбывать 12 «сгонных дней» за определенную плату по специальной таксе; наконец, за предоставление помещиком «особых выгод» (топлива, пастбища и т. п.) крестьяне должны были отбывать 8 строительных дней и ночной караул в поместье. Разрешалось использовать труд крестьян на помещичьих промышленных предприятиях и на сверхбарщинных работах, но только с их согласия и за плату; за усадьбу и огороды крестьяне без полевых наделов обязаны были платить владельцу специальный денежный сбор. Помещики противодействовали инвентарям - не хотели жертвовать неприкосновенностью феодальных отношений, с чем считалось царское правительство. К тому же поднявшаяся волна протестов крестьян и развернувшиеся в Европе революционные события заставили власти в 1847 г. пойти на пересмотр некоторых статей «Правил» в пользу помещиков. В декабре 1848 г. были опубликованы новые «Правила для управления имениями по утвержденным для оных инвентарям», по которым допускался обмен угодьями по воле помещиков, расширялись их права в отношении крестьян, устанавливался «нормальный размер» крестьянских участков исходя из местных угодий. Однако земельный вопрос толковался противоречиво: как и в редакции «Правил» 1847 г., здесь подчеркивалась нерушимость крестьянского землепользования - наделы, находившиеся в пользовании дворов в течение последних 6 лет, не могли быть отобраны и уменьшены. Несмотря на то что эти наделы считались неприкосновенной мирской землей, они составляли неотъемлемую собственность помещиков. Новую реформу помещики трактовали достаточно вольно, но в свою пользу, поскольку за выполнением инвентарных правил не было надлежащего контроля. Вдобавок ко всему им предоставлялось право не только размежевания и обмена крестьянских земель, но и переселения самих крестьян без их ведома. Выкраивая себе такие угодья, без которых крестьянин не мог нормально вести хозяйство, помещики создали проблему так называемых «сервитутов» - пастбищ, сенокосов, лесных участков и др. Крестьяне, издавна привязанные к обжитым местам, крайне болезненно реагировали на замену освоенных ими земель малодоходными угодьями и на фактическую урезку наделов. Не менее тягостными были и правила о барщине, которую они должны были отрабатывать летом, т. е. в ущерб своим насущным интересам. Словом, крестьяне считали себя обманутыми. Будучи безграмотными, они с трудом разобрались в ухищрениях законодателей, поэтому относились к реформе настороженно. Кстати, «Правила» 1848 г. даже не были доведены до их сведения «в отвращение от превратных толков». В ходе реализации реформы была закреплена крайняя неравномерность земельной обеспеченности крестьян, изменилось состояние тягловых и пеших землепользователей при явном росте их численности, что усугубило процесс обеднения на селе. Объективно инвентарная реформа сопровождалась «чисткой» крестьянского землепользования, а крестьяне считали мирскую землю «инвентарной», т. е. в пределах площади кануна реформы. Помещики же стремились присвоить себе часть этой земли, несмотря на активные протесты крестьян. И все же инвентарная реформа в той части, которая касалась земельной обеспеченности крестьянских дворов, оставила заметный след в последующей аграрной политике царского правительства. В «Высочайшем рескрипте» на имя киевского генерал- губернатора от 9 марта 1858 г. подчеркивалось: «Отнюдь не нарушать утвержденного за крестьянами по инвентарям поземельного надела». Этим должны были руководствоваться губернские комитеты, занимавшиеся выработкой проектов по «устройству крестьянского быта» (будущей реформы 1861 г.). Другие категории крестьян на помещичьих землях. Среди феодально-зависимого, но не крепостного сельского населения северной зоны особое положение занимали чиншевики. Это были традиционно потомственные (наследные) землепользователи, «держатели» мелких наследственных наделов, включая усадебные участки, за которые они платили владельцу чинш - побор натурой или деньгами. В их составе различались собственно крестьяне на оброке и мелкие безземельные шляхтичи, обычно обособлявшиеся от первых и не вносившие землевладельцу натурального оброка. Взаимоотношения помещиков и чиншевиков строились на договорных началах. Форма аграрных отношений, сложившаяся в течение многих веков в пределах Речи Посполитой, была арендной. Обязательства и права сторон обозначались в договорах и сводились к следующему: собственник земли имел право на получение от чиновника в условленный срок оговоренной платы без ее увеличения, арендатор - на преимущество в покупке чиншевого участка, помещик - на судебную помощь в деле взыскания следуемой платы. Были и другие, частные, права: чиншевик мог передавать свой участок в пользование по наследству, закладывать, уступать другому, возводить на нем промышленные предприятия с бессрочно потомственным владением недвижимым имуществом. Чиншевики не являлись барщинно-зависимыми и были теснее других разрядов крестьян связаны с денежными отношениями. До 1844 г. чиншевые отношения базировались на обычаях, а затем (по закону от 24 января того же года) - на письменных договорах: чиншевики уже должны были платить землевладельцу не только за угодья, но и за торгово-предпринимательскую деятельность (особенно это касалось местечек). Размер чинша, который подразделялся на вечный и договорной, определял землевладелец. Чиншевики проживали в местечках Рашков (несколько общин) и Ягорлык, селах Зозуляны, Подоймица, Выхватинцы, Окны. Крестьян, желающих перейти на чинш, было много, но для помещиков более выгодной была барщинная эксплуатация, и они всеми возможными средствами препятствовали таким переходам. Отметим, кстати, что именно по этой причине лишь 1% дворов крепостных крестьян находился на оброке. Денежная рента в виде чинша давала им больше простора для хозяйственной деятельности. Сохранившиеся сведения о чиншевиках к началу 60-х годов зафиксировали в Балтском уезде 5 270 дворов и в их пользовании 26 740 дес. (усредненно на одну семью приходилось около 5, 5 дес.), в Оль- гопольском уезде - 2 310 дворов с 3 400 дес. (около 1, 5 дес. на двор). Были и другие мелкие разряды некрепостных крестьян. После событий 18301831 гг. на Правобережной Украине проводилась проверка прав («разбор») дворянства в среде шляхты. Не сумевшие доказать это право письменными документами причислялись к сельскому податному населению - однодворцам. Последние хоть и могли проживать как на помещичьих, так и на казенных землях, пользовались особыми правилами: им дозволялось объединяться в некие общины со своей выборной администрацией. В налоговом отношении они также были обособлены. По сведениям за 1844 г., в Ольгопольском уезде в 13 селениях насчитывалось 1 110 однодворцев (наиболее компактно они проживали в Рашкове, Каменке, Загнитовке, Дмитрашковке), а в 26 приднестровских селах Балтского уезда - 830 однодворцев (в основном в Дубове, Гармац- ком, Окнах, Попенках, Журе, Рыбнице, Колбасне, Ганарате), т. е. всего в северной зоне в 39 селениях осели 1 940 человек этого разряда. Еще один малочисленный разряд со своим социально-правовым статусом составляли «вольные люди», проживавшие в помещичьих селах на договорных началах (т. е. кратковременно). Пользовались они небольшими участками земли и административно не обособлялись. В 1839 г. в обоих уездах учтено около 300 человек. Все названные разряды - чиншевики, однодворцы и «вольные люди» - по реформам 60-х годов полевых наделов не получили. В южной зоне относительно большую категорию крестьян, поселившихся на помещичьих землях, составили «обязанные поселяне». Сформировалась эта категория в пределах Тираспольского уезда после 1791 г., когда в состав России была включена будущая южная зона Приднестровья; затем «обязанные поселяне» расселились частью и в Ананьевском уезде. Пожалованные участки в пределах Очаковской области заселили молдавские бояре. В 90-е годы XVIII и начале XIX столетия в их распоряжении оказалось 20 селений с 8 200 жителями, большинство которых составляли крепостные крестьяне, переселенные туда из центральных и украинских губерний, и свыше 1 тыс. человек «укреплены» из числа молдавских беженцев, частью привезенных боярами. До конца 1796 г. новоселы и некоторые старожилые крестьянские семьи не чувствовали опасности закрепощения и занимались привычными для них земледелием и животноводством. В 1794-1795 гг. была проведена очередная перепись (ревизия) населения, а 12 декабря 1796 г. в интересах дворянства Сенат издал указ «О прекращении самовольного перехода поселян с места на место и способах удовлетворения владельцев, потерпевших от сих переходов и о штрафах за прием и держание беглых людей». Помещики и формирующееся местное дворянство Приднестровья, понимая этот закон как ю
|