Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Города и местечки
Тирасполь. Большинство городов на правом (Аккерман, Бендеры, Сороки, Хотин) и на левом (Овидиополь, Тирасполь, Дубоссары) берегах Днестра, а также местечки (Рашков, Ягорлык, Маяки) вырастали рядом с крепостями. Собственно, и те и другие начинались с крепостей, часть из которых были построены в отдаленные времена, другие сооружались в 90-е годы XVIII в. После заключения Ясского мира (1791 г.) внешнеполитическая обстановка в Причерноморье на время стабилизировалась, что было очень выгодно для России. Однако ее потенциальный противник - Турция не примирилась с очередным поражением и в перспективе могла развязать новый вооруженный конфликт. В силу этого русское правительство приняло ряд мер по укреплению днестровского порубежья путем строительства Днестровской оборонительной линии и насыщения ее боеспособными войсками и казачьими полками. Для решения стратегических задач в этот регион был направлен А.В. Суворов в качестве командующего армией.
Причиной создания такой линии послужило предписание Екатерины II екатерино- Место для крепости выбрано не случайно. Это был стратегический пункт. При впадении Ботны в Днестр существовала удобная переправа, где приходилось держать большое число батальонов для оборонных целей, а по прямой линии дорога вела к другой переправе, охраняемой Бендерской крепостью с большим гарнизоном, значительными запасами продовольствия и боеприпасов и сильным артиллерийским прикрытием (до 1 тыс. стволов). По Днестру же проходила и пограничная черта. Через Тирасполь пролегал знаменитый Бендерско-Вознесенский тракт, служивший долгое время военно- транспортной коммуникацией Турции, а позже и России. Одновременно образовался ее форштадт (с ускоренным строительством жилья) из крестьян Суклеи, переселенцев из Паркан, мигрантов из Украины и с правого берега Днестра, казаков Екатеринославского казачьего войска, ветеранов войн. Таким образом, строительство крепости укрепило положение будущего Тирасполя. Руководил строительством А.В. Суворов. Крепость должна была обеспечивать надежную охрану новой границы. Одновременно вблизи создавались многолюдные слободы-пригороды, из которых вырастал собственно город Тирасполь, не защищенный крепостными стенами. Этим он отличался от дунайских городов-крепостей, которые достигли своего наибольшего стратегического значения в период турецкого господства. Отметим, что разрушенные укрепления в местечках Рашков, Ягорлык и Маяки не восстанавливались. Тираспольская (средняя, или срединная) крепость строилась с учетом военных, экономических и политических целей России, она обеспечивала защиту населения, поэтому неподалеку от нее горожане довольно быстро построили дома, лавки, церкви (как символ единства жителей), переправы через Днестр, мельницы и другие промышлен-
ные, а также транспортные и торговые предприятия. Таким образом, крепость сыграла важную роль в процессе увеличения численности населения, ускоренном расширении района городской застройки. Некоторое время между крепостью и собственно городом (на его южной окраине) существовала незаселенная зона - «лагерное поле», где на летние месяцы можно было разместить бригаду (два полка). Впоследствии, с упразднением цитадели как первостепенного оборонительного объекта, это «поле» было освоено новыми застройщиками. До 1826 г. крепость числилась как первоклассная, однако в том же году ее разряд был понижен, а в 1835 г. - упразднен. Кстати, почти одновременно потеряла свое стратегическое значение и мощная Бендерская крепость. О местности, где был заложен и построен г. Тирасполь с предместьями, известно следующее. В 1787 г., когда султанские власти направили часть буджакских ногайцев в Очаковскую область для ее опустошения, жители, узнав о надвигающейся катастрофе, разбежались. Тех, кто не успел покинуть насиженные места, каратели угнали в Турцию, а их жилища предали огню. В числе опустошенных и сожженных оказалось маленькое селение (хутор) Суклея. В нем числилось шесть небольших дворов, обитатели которых («бессарабские жители») занимались рыболовством. С присоединением области к России по Ясскому миру 1791 г. беженцы приднестровской полосы и оставшиеся суклейские жители начали возвращаться. Хутор с прежним названием Суклея вошел в территорию форштадта, называемого Средней крепостью. Возрождение бывшего хутора и превращение его в большое селение происходило уже в годы русско-турецкой войны 1787-1791 гг., когда южная часть Приднестровья являлась далеким тылом. И Сугаклея (Суклея) в короткий срок становится довольно населенной: в 1793 г. там насчитывался 71 двор, где проживало 315 человек. Кроме того, в течение двух лет она являлась станицей Черноморского казачьего войска, а с передислокацией его на Кубань и в связи с начавшимся строительством Тираспольской крепости Суклея вошла в черту города. Часть ее жителей стали горожанами, а часть -
остались в разряде государственных крестьян. Власти распорядились выделить крестьянам соответствующие земельные наделы и обширную сельскую усадьбу южнее города (в трех верстах) для основания нового села, с сохранением за ним прежнего названия. Как известно из соответствующих документальных источников, в 1792 г. губернская администрация намеревалась сделать уездным центром г. Новые Дубоссары. До 1795 г. будущий Тираспольский уезд еще не имел наименования, а числился под номером третьим в пределах бывшей Очаковской области. Видимо, наличие сильной крепости (ее сооружение закончилось в 1795 г.) и быстрый рост населения являлись определяющими моментами в закреплении за Тирасполем, а не за Дубоссарами статуса уездного города. Тирасполь стал уездным центром новообразованного Вознесенского наместничества. Затем последовательно вместе с уездом он относился к Новороссийской (1796 г.), Николаевской (1802 г.) и, наконец, Херсонской (1803 г.) губерниям; в последней находился более столетия. Новый город в качестве центра земельного округа был наделен большим массивом угодий. Территория и население города быстро увеличивались. В 1820 г. в нем числилось 785 домов, в 1839 г. - 884, в 1858 г. - 1 006 (на его хуторах - 281) домов. За малым исключением город был застроен одноэтажными частными зданиями, улицы были широкими, немощеными, плотность жилья - невысокой. Городское общество формировалось из различных сословий и сословных групп. В молодом еще городе статистические сведения зафиксировали (в 1820 г.) следующую социальную структуру. В Тирасполе числились 4 490 постоянных жителей, в том числе: дворян - 37, служащих - 23, купцов-христиан - 44, мещан-христиан - 2 804, евреев - 509, крестьян - 332, «причисляющихся в мещане, кои еще государственные крестьяне» - 512, старообрядцев - до 2 тыс. человек. Как видно, в городе проживало небольшое количество купцов, в то же время крестьяне составляли 2 700 человек, а вместе со старообрядцами (в своей основной массе - также крестьянами) - более половины жителей («жили от земли»). В дальнейшем, по мере укрепления позиций товарного, а также развития ремесленного и фабрично-заводского производства, технической реконструкции транспортных средств, пролетаризации городских низов, население Тирасполя, возросшее численно более чем в 10 раз, заметно изменилось: оно более четко подразделилось на классы и социальные прослойки, что было типично для буржуазного города. О динамике численности населения г. Тирасполя можно судить по следующим статистическим сведениям за период с 1795 по 1897 г. (душ обоего пола): в 1795 г. - Как видно из этих данных, примерно за столетие количество жителей Тирасполя увеличилось в 13 раз, однако прямолинейного прогрессирующего роста этого показателя не было. Так, в конце 20-х годов, в период войны 1828-1829 гг., когда Тирасполь служил крупной тыловой базой действующей армии, жители не выдерживали бремени взвалившихся на них чрезвычайных повинностей и иногда покидали обжитые места. А в конце 40-х годов город и весь уезд (как и соседние уезды Херсонской губернии и Бессарабской области) подверглись продолжительной засухе, эпидемиям и эпизоотии, в результате чего число горожан заметно сократилось. За 40 лет реформ (вторая половина столетия) и ускоренного развития экономики, транспорта и торговли, усиления процесса раскрестьянивания в деревне население в Тирасполе увеличилось в 3, 5 раза, а за 52 года до этого (с 1795 по 1847 г.) - лишь в 2, 6 раза.
Что касается этнической структуры населения Тирасполя, то при его основании большинство составляли русские (50, 5%, или 1 431 человек из 2 440) и украинцы (12%). Спустя столетие Первая всеобщая перепись населения отразила происшедшие перемены в этнической структуре (табл. 2). Приведенные в таблице данные говорят о том, что абсолютная численность русских увеличилась почти в 10 раз, а относительная - снизилась на 11%, возрос удельный вес украинцев почти в 13 раз, а относительная их
численность осталась на том же уровне. Существенно возросло количество молдаван - с 60 в 1795 г. до 3 611 человек в 1897 г., или в 60 раз, а в процентном отношении - с 2, 5 до 11, 4%. Евреев и поляков в 1795 г. не зафиксировано, в 1897 г. евреи составляли 27%, а поляки - более 3%. Необходимо добавить, что из русских горожан занимались земледелием 5 442 человека (более одной четвертой), из украинцев - 2 830 (более половины) и почти все молдаване - 3 284 человека; подавляющее большинство евреев было занято в торговле, ремесле, промыслах и частично в обслуживании железнодорожного транспорта (230 человек). К концу XIX в. Тирасполь превратился в центр промышленно-ремесленного производства и торговли Приднестровья. Конечно, решающие изменения в этом отношении осуществлялись в пореформенное десятилетие. Первыми предприятиями ремесленного типа были мельницы (нередко совмещенные с крупорушками). По статистическим данным за 1799 г., в Тираспольском уезде учтено 36 мельниц (19 ветряных, 11 водяных и 6 «земляных», т. е. приводимых в действие тягловыми животными). Часть из них располагалась в окрестностях города. Так было в течение всех дореформенных десятилетий. И перед реформой, как отмечал известный автор двухтомной монографии очеркового характера о Херсонской губернии А. Шмидт, к востоку от Тирасполя, в степи, находилась целая вереница ветряных мельниц. Другие отрасли промышленности были представлены мелкими предприятиями, работавшими на сельскохозяйственном сырье. В 1820 г. функционировали один пивоваренный и два свечных завода. К концу 50-х годов в городе и его пригородах действовали 40 ветряных мельниц, 4 салотопни, 5 свечных заводов, 1 пивоваренный, 1 шелкомотальный, 2 кирпичных завода и шерстомойное предприятие, мыловаренные мастерские. Все они характеризовались слабым технологическим оснащением. Помимо того, в городе работали 40 мастеров-одиночек (кирпичников, скорняков, тележников, сапожников, шапочников, портных, пекарей и пр.). В пореформенный период Тирасполь, как и другие города Приднестровья, испытывал воздействие промышленной революции - осуществился переход на паровые котлы и двигатели внутреннего сгорания. Самая древняя отрасль - мукомольная - к концу века претерпела существенные изменения в связи с использованием паровых двигателей, вводом в эксплуатацию крупных предприятий (вальцовых мельниц) и новшествами в технологических процессах. В Тирасполе в 90-е годы XIX и начале XX столетия было 7 паровых мельниц, производивших 85% от общего количества продукции городской мукомольной промышленности Приднестровья. Появились крупные по тем временам предприятия. Безусловно, по числу рабочих и по доходности выделялась шерстомойная мануфактура, действовавшая в черте города с середины XIX в. Мыли шерсть на овцах и снятую Покровская церковь в г. Тирасполе
с них («волну»), проводили соответствующую сортировку. Готовая продукция сбывалась в Одессу. Разумеется, предприятие было с сезонным циклом производства, т. е. действовало только в теплое время года. Работали главным образом женщины, от 200 до 250 человек ежедневно, их поденная оплата составляла 25-30 коп. Предприятие приносило владельцу до 12 тыс. руб. серебром чистого дохода в сезон. С начала 70-х годов и до конца столетия действовала табачная фабрика купца Ш. Рогового, в производственном процессе которой были заняты 22-26 рабочих. Выпускаемая продукция оценивалась в 25-30 тыс. руб. серебром в год. Сырье получали с плантаций Тираспольского уезда (около 36 тыс. пудов), частью с Кавказа, из Бессарабии, Черниговской губернии и из-за рубежа. А готовая продукция сбывалась на месте, а также в Одессе, Умани, Тульчине и других городах. В условиях конкуренции с крупными центрами табачной промышленности (Ростовом-на-Дону, Киевом, Черниговом) совершенствовалась технология получения табака. В 1879 г. был открыт завод по производству спирта из виноградного вина и фруктов. За сезон перегонялось 3 тыс. ведер спирта (на 20 тыс. руб.), который поступал на винодельческие предприятия для изготовления крепленых вин и даже использовался в качестве сырья для производства коньяков. С середины 70-х годов стали действовать предприятия первичной обработки древесины - 2 лесопильных завода (22 рабочих), которые производили готовую продукцию на 40 тыс. руб. в год. В 1900 г. работали уже 3 таких завода (35 рабочих) с объемом производства в 87 тыс. руб.; все они были оснащены паровыми двигателями. Тогда же, в начале XX в., был открыт новый завод (17 рабочих) комбинированного типа, совмещающий лесопилку и паровую мельницу. И еще одно крупнейшее предприятие действовало в Тирасполе в 80-х - начале 90-х годов - картонная фабрика купца И. Бродского. Станки приводились в движение двумя мощными паровыми двигателями (100 лошадиных сил). К середине 90-х годов число рабочих было доведено до 200 человек, а стоимость выпускаемой продукции - до 250 тыс. руб. серебром. Наряду с крупными предприятиями действовали и мелкие мастерские - по изготовлению восковых свечей, кирпича, земледельческого инвентаря (5 рабочих), а также 20 кузниц, 13 бондарных и 10 столярных мастерских, скотобойня, салотопни, типография (6 рабочих).
Помимо этого, в обслуживании железнодорожной станции и пристани на Днестре были заняты сотни рабочих и служащих (например, только на железной дороге в конце XIX в. работали около 1 700 человек). Отметим, что освоение ископаемых ресурсов в Приднестровье было незначительным, добывали лишь брусчатку, плитняк, глину и т. п. Уже в первые годы после основания города и в период его бурного роста формировалась постоянная торговля в лавочной форме. Так, в 1799 г. действовали 96 лавок (21 - каменная и 75 - деревянные), принадлежащих русским купцам, которые сбывали шелковые, пушные, железные изделия и продовольствие. В последующие десятилетия это число сократилось за счет укрупнения некоторых из них: в 1820 г. - 30, 1848 г. - 35. Одновременно увеличилось количество питейных заведений (погребов, трактиров и т. п.): в 1839 г. - 22, а в 1858 г. - 48. О масштабах товарооборота в Тирасполе к 1900 г. свидетельствуют следующие показатели: зафиксировано 83 торговых предприятия с ежегодным оборотом в 2 млн руб., для ярмарок и базаров этот показатель достигал 1 млн 700 тыс. руб. серебром. Такой размах торговых операций стал возможен только благодаря существенным изменениям в транспорте - к концу XIX в. произошла техническая реконструкция путей сообщения (ввод в действие железных дорог и пароходства на среднем и нижнем Днестре, появление участков дороги с твердым покрытием в Одесском направлении) и реорганизовалась система управления транспортом - в Тирасполе были открыты две транспортные конторы. Кроме того, расширилась паромная переправа через реку в районе города и у с. Парканы, через которую направлялись большие грузопотоки в обоих направлениях. Одновременно улучшились судоходные условия на Днестре - важной водной магистрали. Во второй половине XIX в. появилось еще одно техническое новшество, оказавшее прямое влияние на ускорение обменно-сбытовых операций, - проводная связь (телеграф и телефон). Поскольку Тирасполь и Бендеры входили в Одесский округ связи, создавались условия быстрого распространения информации о рыночной конъюнктуре во всех ее проявлениях. Что касается грунтовых дорог, по которым доставлялись грузы, то при распутице ранней весной, ливневых дождях, обильных снегопадах они становились непроходимыми. В 1819 г. учреждены «годовые» ярмарки (всего 5) с различной продолжительностью торга (две - весной и по одной - летом, осенью и зимой), два дня в неделю дей-
ствовали базары. И те и другие способствовали формированию широкой сферы общения производителей товаров и торговцев, игравших роль посредников между материальным производством и потребителями. Города Тирасполь и Бендеры, по существу, являлись центрами сложившейся единой рыночной зоны. К концу XIX столетия Тирасполь стал не только крупным центром административной и экономической жизни южной зоны Приднестровья, но и важным очагом просвещения и культуры. В 1900 г. в городе действовали мужская и женская гимназии, уездное и приходское училища, женское городское училище, 5 городских школ, церковноприходские школы в предместьях, 3 частных училища, 2 еврейские школы, общество пособия бедным учащимся, типография, 4 библиотеки (при клубах), 4 книжные лавки. Медицина была представлена земской больницей (7 врачей, 3 фельдшера, 2 акушерки, дантист), двумя аптеками и аптекарским складом. Вероисповедание опиралось на свою сеть культовых центров - 2 православные церкви, 1 единоверческую, 2 старообрядческие молельни, 2 синагоги и 4 еврейских молитвенных дома. В городе функционировал водопровод, работали гостиница, 7 постоялых дворов, 4 страховых общества, 2 транспортные конторы, 2 нотариуса. Дубоссары. Древним городом в Приднестровье являлись Новые Дубоссары, или просто Дубоссары (от татарского названия «Тембосары», или «Дембосары», что означает «Желтые холмы»). В пространном военно-статистическом обзоре Херсонской губернии А. Шмидта начала 60-х годов XIX в. содержится следующее свидетельство: «В одно время с Тираспольской крепостью заложена была в двух милях от польской границы другая крепость - возле находившегося здесь еще при турецком владычестве поселения молдаван и украинцев, известного под именем Новых Дубоссар, в отличие от бессарабских Дубоссар. В настоящее время нет и следов бывшей крепости». А признанный архитектор и автор большого исследования о градостроительстве в Молдавии В. Смирнов подтвердил этот исторический факт, хотя и без пояснений. Он писал: «Дубоссары построены при Турецкой земляной крепости, исчезнувшей к началу XIX в.» Численность горожан Дубоссар неуклонно возрастала. В 1792 г. там насчитывалось 440 «обывательских домов» с населением в 2 045 человек, в 1820 г. - 3 290 человек, в 1846 г. - 5 320, в начале 50-х годов - 4 500, в начале 60-х - более 6 200, в 1905 г. - 11 600, а перед первой мировой войной - 15 тыс. человек. К началу 60-х годов число домов превысило 580. Город располагался вдоль берега Днестра, длина его достигала 2, 5 верст - фактически он сливался с пригородами. Поэтому в демографической статистике первых десятилетий XIX столетия в состав горожан включались и государственные крестьяне ближайших селений. Так, в 1820 г. в городе насчитывалось всего 1 080 человек, а собственно мещан - 984 человека, т. е. крестьяне составляли треть населения. Однако по сведениям 40-х годов, в Дубоссарах государственных крестьян уже не было - их включили в мещанское сословие. Город разрастался и к 1906 г. в нем насчитывалось 2 060 домов. За столетие число домов увеличилось в 6 раз, а население - в 5, 5 раза, но город оставался в разряде безуездных (заштатных). Что касается занятости дубоссарских жителей в сельскохозяйственном производстве, то следует отметить, что из всех приднестровских городов по земельной обеспеченности (около 3 тыс. дес.) Дубоссары находились на последнем месте. Однако жители довольно успешно занимались земледелием со специализацией на интенсивных отраслях - садоводстве, виноградарстве, огородничестве и особенно табаководстве. Росла прослойка торговых людей: если в 1799 г. лишь 3 семьи были заняты в оптовом товарообмене, а 60 торговали в розницу, то к концу 50-х годов купеческое сословие уже насчитывало около 300 человек (вместе с членами семей) - в большинстве своем евреев, а мещанское сословие - 2 250 человек. Во внутренней торговле преобладал лавочный сбыт: к 60-м годам действовали 2 склада, 48 лавок, 8 погребов и 4 постоялых двора со своими питейными заведениями. И так же, как во всех приднестровских городах и местечках, большую роль в сфере местного рынка играли базары. Значение Дубоссар в рыночных связях не ограничивалось локальным районом. В первой половине XIX столетия они выделялись (наряду с Могилевом-Подольским) своим особым положением в таможенной системе: здесь почти четыре десятилетия действовала одна из двух главных таможен с обширным карантинным участком, который сохранялся до 50-х годов XIX в. Кроме того, Дубоссары славились скототорговлей, табачными складами, виноградными винами, фруктами и овощами. Жители города занимались перепродажей соли, сбытом сплавлявшегося по Днестру леса с севера Бессарабской области, из Подолии и австрийских владений.
По сведениям источников середины 40-х годов, социальная структура населения г. Дубоссар оставалась неоднородной. Общая численность жителей составляла 4 860 человек, из которых 4 665 были мещане. Помимо этого главного социального пласта в городе проживали 62 дворянина, 47 духовных лиц, 76 купцов (с членами семей), 8 разночинцев, 20 помещичьих крестьян, 36 «вольных матросов» и 6 «бессрочноотпускных нижних чинов». Этнический состав дубоссарцев, как и в других городах Приднестровья, отличался многообразием. Он был представлен молдаванами, евреями, русскими (преимущественно старообрядцами), украинцами; жили здесь и греки, но поскольку они переселились в Одессу и другие места, то по VIII, IX и X ревизиям их здесь уже не числилось. Ремесленно-промысловая сфера деятельности горожан была невелика. В дореформенный период предприятия ремесленного типа - мельницы, кустарные мастерские по изготовлению шерстяного полотна, обработке табачного листа, мехового сырья, по камнедо- быче, изготовлению поделок из дерева бытового назначения, виноделию - в основном осуществляли переработку сельскохозяйственной продукции. Промыслы были представлены рыболовством, извозничеством и отходом на соледобычу. Кроме того, жители города были заняты в сфере обслуживания сплавного судоходства на Днестре. И в пореформенный период в Дубоссарах действовали лишь мелкие предприятия, занятые главным образом переработкой продукции сельского хозяйства. Функционировали также мельницы - преимущественно ветряные, конные и водяные, а в пореформенный период - и паровые. Имелись в Дубоссарах маслобойки, крупорушки, винодельческие предприятия, в частности с 1804 г. действовал винодельческий завод. В сведениях не фигурируют предприятия лесопильные и по производству фруктовой и виноградной водки. Дубоссарская пристань являлась важным пунктом лесосплава: здесь часть плотов расшивалась, а бревна и полуфабрикаты разгружались и продавались. Остальные плоты следовали до м. Маяки. В городе работали и местные мастера-одиночки: каменотесы, печники, столяры, колодезники, пекари и др. Григориополь. Почти одновременно с Тирасполем в 1792 г. на берегу Днестра был основан г. Григориополь. Большинство его жителей составляли армяне. Рядом находились селения Черная, Глиное и Делакеу. Еще в 1784 г. кумыкские, кабардинские и закубанские армяне, т. е. жители Северного Кавказа, просили Г. А. Потемкина - новороссийского властелина - предоставить им землю для поселения в пределах России на правах иностранных колонистов. Следует отметить, что у царских властей уже был определенный опыт устройства иностранных поселенцев: немцев - в Поволжье, греков - в Приазовье, армян - в Нахичевани (под Ростовом-на-Дону). Кроме того, задолго до основания Григориополя армяне проживали на левом берегу Днестра, в частности в Могилеве-Подольском, Ямполе, Раш- кове и других городах. Указанное ходатайство было частично удовлетворено: армяне покинули горы и переселились в степи, но учреждение самой колонии затянулось на долгие годы. Город- колонию с наименованием Григориополь начали строить в 1792 г. При этом произошла переориентация в вопросе привлечения переселенцев: главным образом стали вести переговоры о переезде в новый город армян из Кишинева, Измаила, Бендер, Ак- кермана, Каушан, Рашкова и даже из Тульчи, т. е. из-за Дуная. Возникли финансовые трудности и земельные проблемы, связанные с льготами переселенцев - требовались большие суммы и срочные решения по материальному их обеспечению. Правительственными кругами было решено основать город-колонию, смешанный по своей функциональной направленности: торгово-ремесленный и земледельческий (садоводческий). Само строительство одновременно являлось многопрофильным. В короткий срок возводились стандартные жилые дома, управленческие учреждения, лавки, торговые площади с гужевыми подъездами, храмы, оборудовались колодцы, мастерские, складские помещения. А пока все это создавалось, мигранты временно расселялись в Дубоссарах и окрестных селах. Первоначальное название колонии - Григориополь («Григориополис») - было дано с учетом нескольких мотивов. Главный из них - сочетание совпадающих имен основоположника григорианского вероисповедания армян и могущественного сановника екатерининских времен Григория Потемкина-Таврического, принимавшего непосредственное участие в начинаниях по основанию города. Но при Павле I городу присвоили название «Черный» - по одноименной речке и долине, входивших в массив примежеванных ему угодий. Затем при Александре I за городом вновь закрепилось (уже навсегда) прежнее название - Григориополь. Выделенный городу земельный фонд превышал 30 тыс. дес. Кроме значительных пахотно-пастбищных земельных угодий в него входили побережье Днестра и лесистый остров, рощи в окрестностях и пойменные луга. Через город пролегала транзитная дорога, неподалеку находились карантин, таможня, пристань и паром. И город, и окрестности были достаточно обеспечены водой хорошего качества. Перспективы для хозяйственной и коммерческой деятельности населения были обнадеживающими и стабильными. И неудивительно, что Григориополь быстро разросся, заняв территорию в 4 версты длиной и 1, 5 версты шириной. Городские кварталы и окрестности за несколько лет покрылись садами, виноградниками и огородами. Щедрые и желанные поступления из казны, трудолюбие и разумное терпение, свойственные армянам, явились определяющими факторами несомненных успехов переселенцев в развитии экономики и культуры. Численность жителей через 3 года по основании колонии (1795 г.) достигла более 3 600 человек, в 1847 г. - 4 230, в середине века - свыше 5 100, в 1859 г. - 6 500, в 60-е годы - 7 тыс. и в начале XX в. - более 10 тыс. человек. Отметим также, что важным условием несомненных сдвигов в хозяйственно-коммерческой сфере и общественной жизни являлись налоговые и повинностные льготы населению, особенно освобождение от рекрутского набора и воинского постоя. Другие категории населения (не колонисты) Приднестровья несли это тяжкое бремя в полном объеме. Преобладающим этносом, естественно, являлись армяне. Но их удельный вес в течение нескольких десятилетий сократился из-за добровольного отселения в другие города, в частности в Измаил и Нахичевань под Ростовом. Росла абсолютная и относительная численность евреев, молдаван, украинцев и русских. Уместно отметить характерную черту этого этнического многообразия - добрососедство. В 1799 г. в Григориополе проживали 2 360 армян, 1 132 молдаванина, 121 украинец и 17 евреев. К 20-м годам XIX в. произошло некоторое сокращение числа молдаван, которые вместе с землей были переданы в ведение немецких колоний. В 1819 г. в городе проживало свыше 1 800 армян, в начале 20-х годов - всего 3 100 человек, из них 1 585 армян (51%), 945 молдаван (30, 5%), 428 украинцев и русских (14%), 93 еврея и 54 цыгана (0, 5%). По Х ревизии (конец 50-х годов) численность армян достигла 2 тыс. человек. В дальнейшем заметно сократилось количество армян в этническом составе населения. В 1897 г. в городе проживало всего 7 605 человек, из которых армяне составляли только 406 человек, или 5, 3%. Цифры говорят о том, что чисто армянского города не получилось - на то было много причин. Собственно Григориополь, с его противоречивым двусторонним функциональным назначением согласно правительственным установкам, не сформировался как аграр- но-ремесленно-торговый город. Сельским хозяйством преимущественно занимались крестьяне названных выше сел и деревень, включенных в городскую черту и находившихся с магистратом в договорных отношениях, феодальных по своему существу. Горожане - армяне и евреи предпочитали торговлю и ремесленно-промысловую деятельность. Земельный фонд города, доведенный при Павле I до 34 тыс. дес., властями утилизировался главным образом для животноводческих целей, но только через сдачу в краткосрочную аренду посторонним скотопромышленникам. Впоследствии он был сокращен примерно наполовину - 15 тыс. дес. были переданы под поселение немцев-колонистов. Григориополь располагал значительной прослойкой торговцев. По данным 1799 г., в городе действовали 108 лавок; купцов, «оптом торгующих», числилось 27 семей, а «в розницу торгующих» - 54 семьи; помимо лавок функционировали 3 постоялых двора и 17 винных погребов. Это были объекты и носители «стационарной» торговли, находящейся в самом городе. Но существовали еще коммерсанты, действовавшие на стороне, - скотопромышленники, виноторговцы, солеторговцы, лесоторговцы и много мелких предпринимателей, сбывавших товары «с возов» и «в разнос». В 1820 г. зарегистрированы 317 торговцев разных рангов. Крупнейшие из них еще в 1796 г. объединились в купеческую корпорацию (95 человек). Со времени основания города еженедельно по воскресеньям собирались базары, а в 1848 г. были учреждены четыре семидневные ярмарки в году (в апреле, июле, сентябре и октябре), с которых за пределы Григориополя вывозились хлеб, свежие и сушеные фрукты, овощи, вино, сало, шерсть, т. е. товары сельскохозяйственного производства. Торговцы Григориополя были освобождены от уплаты промысловой подати до 1800 г. Но город со своим значительным контингентом торговцев в составе горожан оказался в противоречивых внешнеторговых условиях, которые предопределяли значительную реэмиграцию армян-предпринимателей. В течение всего XIX столетия сокращался их удельный вес в составе населения. Двойственность исторических условий в зарубежной торговле была в значительной мере вызвана функционированием двух таможенно-карантинных линий и невыгодностью широких торговых операций. Бульшая часть григориопольских торговцев экономически не выдерживала таможенно-карантинного надзора. После присоединения в начале 90-х годов Приднестровья к России в 1793 г. была учреждена таможенно-карантинная линия на Днестре, состоявшая из двух карантинов (в Дубоссарах и Могилеве-Подольском), четырех таможен (Дубоссарской, Могилевской, Ягорлыцкой и Маякской) и двух таможенных застав (Исаковецкой и Парканской с 1820 г.); в 1829 г. была открыта еще одна таможенная застава - в Каменке. По существовавшему тарифу таможенная пошлина взималась в размере 3% от цены товара. Через карантины проходили и люди и товары с изоляцией в течение 10-12 дней. До 1812 г. действовала Днестровская линия, а с присоединением к России Бессарабской области Министерство финансов основало вторую линию на западной границе - по Пруту и Дунаю, не упразднив первой. Обе линии действовали до 1831 г. и приносили казне немалый доход. Карантинная линия на Днестре просуществовала до конца 40-х годов. Было несколько причин их функционирования. Купцы-армяне, традиционно ввозившие на местные рынки огромное количество товаров из Турции, дважды подвергались взысканию пошлины и дважды оказывались в карантине. До 1812 г. пограничная черта проходила по Днестру. Она разобщала население, почти исключала регулярное судоходство и усложняла расчеты; торговые операции затягивались, что приводило к невыгодной рыночной конъюнктуре. Купцы терпели убытки, теряя интерес к своему делу. Существование этой линии позволяло только купцам 1-й гильдии торговать на иностранных рынках. Была еще и побочная причина усложнения товарообмена: часть таможен на Днестре (Маякская и Овидиопольская) входила в Одесский таможенный округ, а руководство остальных осуществлялось из Дубоссар; вторая линия - западная - относилась к Исаковецкому и Измаильскому округам. Эта громоздкая и дорогостоящая таможенно-карантинная система не благоприятствовала деятельности григориопольских мелких торговцев. Задуманная при основании Григориополя торгово-ремесленная функциональность его не сложилась и не выдерживала конкуренции с бессарабскими и одесскими торговыми кругами, находившимися в льготных условиях (до середины 30-х годов в Бессарабии не было гильдий, а в Одессе действовал режим порта). Словом, Григориополь оставался заштатным городом и не выполнял роли крупного торгового центра. Вместе с тем сокращался удельный вес армян и возрастала численность молдаван, украинцев, русских и евреев. Последние специализировались на мелком торге, а молдаване, украинцы и русские отдавали предпочтение занятиям сельским хозяйством. Григориополь все очевиднее приобретал черты небольшого города с явным преобладанием аграрности. Купеческая верхушка в большей степени ориентировалась на Одессу, где оседала львиная доля ее прибыли. К середине XIX в. более или менее устойчиво принимали участие в торговых операциях до 280 коммерсантов различной градации. Постепенно в рыночной сфере укреплялись позиции магазинно-лавочного и базарного обмена, т. е. постоянных форм реализации товаров (через посредников). Промышленно-ремесленная и промысловая деятельность горожан в пределах Григориополя была направлена главным образом на переработку сельскохозяйственной продукции. Часть ремесленников объединялась в цехи (таковых в XVIII в. насчитывалось 118 семей). Город славился своими сафьяновыми мастерами и становился локальным центром этого вида ремесленного производства. По сведениям 1820 г., там действовали пять таких мелких предприятий, продукция которых находила покупателей во всех городах Бессарабии, и прежде всего в Кишиневе. Затем были открыты две салотопни; сало вывозилось в Измаил, а оттуда - в Галац и Константинополь. Работали воскобойные, ткацкие, винодельческие, сушильные и другие мелкие фабрики и заводы с узким рынком сбыта. К числу таких предприятий следует отнести мельницы - конные, ветряные, водяные и так называемые земляные. В 1976 г. на этих предприятиях трудились 90 различных мастеров, но действовали еще и ремесленники-одиночки. В 1820 г. последних насчитывалось 44 человека: плотники, кожевенники, гончары, шерстобиты, кузнецы, печники, каменотесы, пекари, сапожники, портные. Словом, активно развивалось мелкое промышленное производство. Особое место в этих промыслах занимало извозничество. В пореформенный период появились паровые мельницы (с тремя-пятью рабочими), на которых перемалывалось в рабочий сезон по несколько тысяч пудов зерна. Сохранились и мелкие предприятия ремесленного типа - салотопни, свечные заводы и мастерские по изготовлению сафьяна. По объему производства они находились на одном уровне с аналогичными мастерскими в Дубоссарах. Так, в 60-70-е годы работали салотопни (1-3), кожевенные (4-7) и свечные (1-2) мастерские. В конце 70-х годов в этих мастерских был занят 21 рабочий, производимая продукция в ценностном выражении чуть превышала 13, 6 тыс. руб., а в конце 60-х годов достигала 48, 5 тыс. руб. Таким образом, Григориополь долгое время оставался городом, слабо затронутым промышленным прогрессом. В 80-е годы стали появляться и более значительные предприятия: на двух лесопильнях с паровыми котлами 22 рабочих производили продукцию на 135 тыс. руб. в год. Бендеры. Селение Тигина (славянское - тягин, тягинь) известно еще с XII в. Под турецким господством г. Тегин находился с 30-х годов XVI в. до 1806 г. В 1591 г. с крепостью и 12 селами он был передан турецким военным властям. За городом закреплено название Бендер-дере, или просто Бендеры, хотя употреблялись и прежние названия: Тегиня, Тегиния и др. Приписанные к крепости села составили «мухариз» (крепостной округ), жители которого несли натуральные повинности по обслуживанию турецких гарнизонов. Неоднократно русские войска брали крепость без боя, хотя она и входила в разряд мощных фортификационных сооружений с большим числом артиллерийских орудий и гарнизонов, состоящих из 10 тыс. воинов. Лишь в сентябре 1770 г. русские войска под командованием генерала П. И. Панина взяли ее штурмом. В 1806 г. Бендерская крепость в очередной раз сдалась русским войскам и больше не возвращалась Турции. После 1812 г. она была усилена и перестроена по европейскому образцу. Однако с перенесением границ на Дунай и Прут крепость потеряла свое стратегическое значение. Бывший Бендерский форштадт, не раз опустошаемый в ходе русско-турецких войн XVIII - начала XIX в., медленно развивался, постепенно превращаясь в город. В последней четверти XIX столетия он стал крупнейшим железнодорожным, судоходным и торговым центром в южной зоне Бессарабской губернии, тесно связанным экономически с Приднестровьем и непосредственно - с Тирасполем. В Бендеры вели гужевые дороги из Каушан (въезд через «Лагерное поле»), Кишинева, Тирасполя (через Парканы), Варницы. Численность жителей в Бендерах прогрессивно росла: это был третий город в Бессарабской области после Кишинева и Аккермана. Более или менее точные статистические сведения известны с середины второго десятилетия XIX в. (табл. 3). Образование комплексного транспортного узла в 70-е годы дало дополнительный стимул экономическому и демографическому росту г. Бендеры. Соединенные воедино транспортные коммуникации стали главным генератором превращения Бендер во второй город Бессарабской губернии по величине и хозяйственному потенциалу. Этнический состав населения, как и в других городах, оставался неоднородным. По данным за 1827 г., в мещанском сословии украинцы составляли 29%, молдаване - 26, русские - 23, 3, евреи - 18%. В 1862 г. из 22 250 человек (100%) населения украинцев числилось 7 091 (32%), русских - 5 385 (24, 2%), евреев - 4 849 (23, 6%), молдаван - 4 470 (20%), кроме них в этой местности проживали болгары, немцы, цыгане. В пореформенные десятилетия открываются средние и мелкие предприятия с паровыми двигателями: мельницы, лесопильни, табачные фабрики, кирпичные, черепичные, винокуренные и пивоваренные заводы. Сформировались крупные ремонтно-механические предприятия на железнодорожном узле (Бен- дерское депо) и в Варнице (пристань). Большими по тем временам капиталистическими предприятиями совмещенного типа Герб г. Бендеры. 1826 г. являлись мукомольно-лесопильные, муко-
мольно-крупяные и др. На отдельных комплексах устанавливалось по несколько стационарных паровых двигателей, а контингент рабочих исчислялся в 40-50 человек. Таковыми были лесопильный завод (с шестью локомобилями), паровая мукомольная мельница братьев Бланк, пивоваренный завод Барака и Гольденфельда, лесопильный завод Фирштенберга и др. Однако действовали и кустарные мастерские - кузницы, свечные, табачные, кирпичные, винодельческие, винокуренные, пивоваренные и хлебобулочные. Как и в других приднестровских городах, значительное число жителей Бендер было занято сельскохозяйственным производством. В 1813 г. начальник контрольных таможен Департамента внешней торговли России Байков был направлен в Бессарабскую область для обследования ее границ. Он тщательно выполнил задание и в отчете о своих ознакомительных поездках писал о Бендерах: «Форштадт населен молдаванами, занимающимися хлебопашеством и садоводством, и разного звания торгующими греками и евреями». Горожане располагали с 1822 г. массивом выгонной земли в 5160 дес., которую использовали под сады, виноградники, огороды, зерновые культуры и животноводство (еще в начале 60-х годов жители содержали 150 лошадей, 400 голов крупного рогатого скота, 1 680 овец и 430 свиней). В первой половине XIX в. промышленность в Бендерах находилась на стадии кустарных мастерских, хотя в официальной статистике их иногда классифицировали иначе - относили к разряду заводов. По численности первое место занимали мельницы:
Бендеры конца XIX в. согласно сведениям за 1822 г., в городе действовали 28 ветряных, 4 водяных и 9 «земляных» (конных) - всего 41, за 1848 г. - 39 (30 ветряных и 9 водяных). Численность других маломощных мастерских, реализовывавших свою продукцию на месте, в 4060-е годы была невелика: 5 кузниц, 3-4 кирпичных предприятия, 2 свечных завода, 12 табачные фабрики и одна пивоварня. Количество ремесленников различных специальностей возрастало: в 1828 г. их насчитывалось 88, в 1835 г. - 187, в 1844 г. - 282, в 1852 г. - 300, в 1862 г. - 373, а в конце XIX столетия - свыше 1, 5 тыс. человек (без членов семей). К примеру, в сведениях за 1844 г. числилось 282 ремесленника 17 специальностей: больше всех было сапожников (57), затем шли плотники (41), каменщики (41) и седельники (38); но все они работали в одиночку. Количество остальных специалистов было незначительным. Как и в Тирасполе, корпораций они не создавали. Отметим также, что ремесленное производство во второй половине XIX в. не затухало, а еще больше развивалось. В 1897 г. на город с населением в 31, 8 тыс. человек приходилось 1 553 ремесленника. С 60-х годов, т. е. со времени ввода в эксплуатацию Одесской железной дороги и последующего продления ее от Тирасполя до Унген, а затем со строительством в конце 70-х годов новой магистрали Бендеры-Галац, в городе (с предместьями) формировался крупнейший транспортный узел, связавший Одессу, Тирасполь, Бендеры, Кишинев, Унгены, Рени (с выходом за границу). Дальнейшие технические совершенствования на водном транспорте позволили завершить процесс становления единой системы рельсовых, водных и гужевых путей. Так, станция Бендеры-Варница становилась перворазрядной перевалочной базой, где грузы перекантовывались с речных и гужевых путей на железные дороги с последующей доставкой в Одессу, на Дунай или в северозападном направлении - в Австрию и Германию (конечный транспортный пункт - Кенигсберг). Особенно много перевозилось зерна. В частности, к 90-м годам с Варниц- кой пристани три четверти хлебных грузов (7-8 млн пудов) перегружалось в вагоны для дальнейшего следования в Одессу. Об объеме этих операций можно судить и по тому, что в Варницу прибывали и разгружались в навигацию более 1 тыс. судов и 330 плотов с зерном и другой продукцией сельскохозяйственного производства. Всего с пристани перегружалось на железную дорогу до 10 млн пудов разных грузов в год. Разумеется, такие крупные торгово-транспортные обороты привлекали сюда множество коммерсантов и рабочих (существовали даже артели из армян), а ведь еще в середине 30-х годов в отчетах губернаторов сообщалось: «Прихода и отхода судов в г. Бендеры не бывало». Крупные обменные операции осуществлялись и по купле-продаже животноводческой продукции - скота, шерсти, кож, сала, яиц, - составившие в 1895-1900 гг. в среднем по 27 тыс. пудов. Через рынок проходило большое количество вина, фруктов и плодов, табака, леса и промышленных изделий. К тому же часть леса, сплавляемого по Днестру, перепродавалась для отправки в безлесный Буджак. Бендеры находились в тесных рыночных связях с Тирасполем. По существу, у них были общие базары (два раза в неделю) с оживленным торгом и общие ярмарки, проходившие в основном в Тирасполе. На майские и покровские ярмарки в Бендеры съезжались тираспольские оптовые и мелкие торговцы для сбыта промышленных изделий. Большой приток в Бендеры и Варницу (железнодорожная станция «Бендеры-2» и ветка к пристани) торгового и рабочего люда стимулировал развитие лавочной и базарной торговли. К концу XIX столетия в Бендерах действовали 60 лавок с различным сортиментом товаров и сеть специализированных торговых пунктов, связанных непосредственно с местными предприятиями. Продукция табачной фабрики сбывалась в 35 пунктах, винодельческие и винокуренный заводы продавали напитки в 67 пунктах. О масштабах лавочной торговли в городе и предместьях свидетельствуют следующие показатели: в конце 30-х годов было реализовано товара на 0, 5 млн, а в начале XX в. - уже на 1, 9 млн руб.
В Бендерах в течение пореформенного периода формировалась и крепла сильная прослойка коммерсантов и гильдийского купечества, обладавших официальными тор- гово-промысловыми свидетельствами на право торгово-закупочных операций. В 1860 г. их насчитывалось 874 человек, в 1876 г. - 902, в 1880 г. - 1 791, в 1885 г. - 1 301, в 1890 г. - 2 035, в 1895 г. - 2 164 и в 1899 г. - 2 643 человек, т. е. за четыре десятилетия численность их возросла в три раза (с известными колебаниями). Естественно, про- мышленно-торговая специализация части горожан, бурный рост торговых операций, особенно оптовых, требовали расширения кредитно-финансовых сделок. К концу XIX столетия в городах стали действовать Городской общественный банк, Общество взаимного кредита, филиал Одесской товарной биржи, отделения одесских торговых домов и экспортных контор. Местечки. По официальной классификации населенных пунктов к местечкам относились большие сельские населенные пункты, в которых сосредоточивалась местная торговля и находились центры крупных частновладельческих хозяйств (вотчины, имения и т. п.). На территории Приднестровья все местечки, за исключением Маяков, были расположены на помещичьих землях. В северной зоне непосредственно на берегу Днестра находились местечки Каменка, Рыбница, Рашков и Ягорлык. Два последних в период средневековья являлись городами-крепостями, но постепенно потеряли свой статус и к концу XVIII в. превратились в местечки, т. е. торговые селения. Аналогичные изменения претерпел и город Дмитрашков (восточнее с. Хрустовая). Каменка. Наибольшей известностью в XIX столетии пользовалось местечко Каменка. В таком статусе она оказалась уже в начале XVIII в. и ничем особенным не выделялась. Важнейшими импульсами ее дальнейшего подъема явились включение Приднестровья в состав России и, безусловно, предпринимательская деятельность нового ее владельца (с начала XIX в.) - известного полководца П.Х. Витгенштейна. Каменка была превращена в образцовое имение Подолии и в отношении укрепления в нем позиций аграрного капитализма и как один из торгово-промышленных очагов в среднем течении Днестра. В прошлом Каменка в качестве крупного селения зафиксирована на картах начала XVIII в., когда входила в обширные владения известных польских магнатов князей Любомирских. В середине 90-х годов XVIII столетия царской казной была куплена часть владений, известных под названием «Побережское имение» (650 тыс. дес.). Однако Каменка недолго оставалась собственностью российского государства. При Павле I ее пожаловали князю Долгорукому, который затем продал ее П.Х. Витгенштейну за 135 тыс. руб. ассигнациями. Селение было немноголюдным (для местечка) - в 1818 г. там числились 127 дворов. К концу 20-х годов XIX в. Каменка становится крупным многоотраслевым, с ярко выраженной предпринимательской направленностью, процветающим имением. В невиданных до того масштабах здесь развернулось специализированное сельскохозяйственное производство (тонкорунное овцеводство, заводское коневодство и особенно виноградарство). Действовавшие промышленные предприятия - винодельческий, винокуренный и пивоваренный заводы, мыловаренная и воскобойно-свечные мастерские, три крупные мельницы - приносили прибыль. Кроме того, в 1845 г. в местечке была построена большая паровая мельница, а в 60-е годы - мельница-крупчатка, также с паровым двигателем, которая в дальнейшем была переоборудована, что позволило в 90-е годы довести производство муки до 50 тыс. пудов в сезон.
Уже в начале 40-х годов в Каменке упразднена барщина, осуществлен переход на вольнонаемный труд, что стимулировало приток сюда населения из Украины и Бессарабии. К середине века число жителей достигло 1 600 человек (при земельной площади в 4 617 дес.), а в середине 60-х годов в местечке насчитывалось уже 388 дворов и 2 760 жителей. С 30-х годов Каменка становится известным в Приднестровье торгово-транспорт- ным узлом. Здесь собирались еженедельные многолюдные базары, периодические ярмарки, действовали 19 лавок и магазинов. В районе местечка на Днестре были оборудованы пристань, две переправы, таможенная застава и почтовая станция с 33 лошадьми. Во второй половине XIX в. Каменка была превращена в прославленный на всю страну кумысно-помологический курорт. Подобный курорт функционировал тогда лишь на юге, в колонии Шабо (на правом берегу Днестровского лимана). Население местечка с 40-х годов становится полиэтническим: в нем проживают молдаване, евреи, немцы, русские, украинцы, поляки. Рашков. Южнее Каменки на берегу Днестра с XIV в. сформировался город, превратившийся позже в частновладельческое местечко Рашков. Некоторое время он являлся форштадтом крепости «Каравул». Крепость была разрушена, а предместье выжило, и в XVIII в. здесь разместился постоянный гарнизон польских войск. По сравнению с Рыбницей и Ягорлыком Рашков был довольно населенным местечком. В конце XVIII столетия в нем проживали семьи поляков (37), украинцев и русских (201), молдаван (103), евреев (68), греков (15), армян (12), немцев (2) - всего 338 семей. К 1908 г. число их возросло до 554. Рашков являлся крупным очагом обменных операций, фактически средоточием городской торговли. В начале XIX в. в нем действовали еженедельные базары на нескольких площадях и пять ярмарок в году. Сюда съезжались торговцы обширного региона - из Могилева-Подольского, Ольгополя, Балты, Проскурова, Тирасполя, Дубоссар, Туль- чина, Шаргорода и многих местечек, а также из Бессарабии и Молдавского княжества. Торговали зерном, овощами, виноградом и вином, скотом и животноводческой продукцией, рыбой, солью, дегтем, шелковыми изделиями из турецких земель. В XIX столетии Рашков стал видным центром ремесленного производства Приднестровья. В начале века здесь жили и работали профессиональные ремесленники -
50 сапожников, 19 «кожухарей», 15 сафьянщиков, 14 портных, 5 «кушниров», 4 пекаря, 5 бланарей (меховщиков) и другие мастера. Изделия сбывались на базарах и ярмарках в самом местечке. Для последующих десятилетий характерна расширенная специализация по обработке кож и овчин; готовые изделия сбывались на месте - в пределах Балтского и Ольгопольского уездов и Бессарабской области. С 60-х годов действовали паровые мельницы и табачная фабрика. На развитие торговли и ремесел, безусловно, прямое воздействие оказывало выгодное транспортное расположение Рашкова - на пересечении водного и сухопутных транзитных путей. Издавна в местечке функционировала переправа через Днестр. Грузы сплавлялись также по реке, шли потоками по трассе Могилев-Тирасполь и далее на Одессу; с запада, из Бессарабии, «валки» фурщиков двигались по суше в обоих направлениях - к Балте и Пруту. Рашков богат историческими памятниками, в том числе и культовыми; здесь размещается армяно-католический собор, с историей которого связано возникновение селения Рашковская слобода. На рашковскую пристань в XIX в. прибывало множество различных стройматериалов и дров (в виде плотов), часть которых вывозилась в южные безлесные селения. Местечко Рашков и с. Строенцы были пожалованы Павлом I известному генералу и сановнику Тутолмину (одно время он являлся наместником трех губерний, образованных из территорий, присоединенных к России по первому и второму разделам Польши). Но его сын не смог разумно распорядиться денежными средствами и из-за больших долгов вынужден был продать Рашков и Строенцы П.Х. Витгенштейну. Позже, в течение всего XIX в., местечко переходило от одного владельца к другому, теряя свое былое торгово-ремесленное значение и превращаясь в рядовое селение. Рыбница. В составленном в 1800 г. статистическом описании Балтского уезда, куда входила и территория Рыбницы, отмечается, что это селение не раз уничтожалось в годы активных военных действий противоборствующих сторон - опустошительными набегами степняков из Буджака, во время схваток гайдамаков и казаков с силами Речи Посполитой. Селение исчезало и вновь возрождалось. Во второй половине XVIII в. владеть этой местностью стали князья Любомирские (вместо магнатов Конец- польских). В основанную ими слободу (потом местечко), названную по речке Рыбницей, стало прибывать население. Последний собственник этих земель А. Любомирский в 1795 г. продал Рыбницу российской казне. Так частновладельческое местечко стало казенным, но ненадолго. С присоединением территории Правобережной Украины к России в 1793 г. в Рыбнице уже насчитывалось 74 двора, из которых 38 были населены молдаванами, 21 - украинцами, 6 - поляками и 9 - евреями, цыганами и др. Некоторое время селение было казенным, затем в бульшей своей доле пожаловано частному владельцу. В казенной части жители были переданы в ведомство «государственных имуществ», т. е. включены в общероссийский разряд государственных крестьян. Рыбница в XIX в. более известна как частновладельческое местечко. Благодаря своему расположению на Днестре, вдоль которого проходил и сухопутный тракт на Одессу (а в северном направлении - на Могилев-Подольский) с ответвлениями в Бессарабию и Балту, она стала играть заметную роль в товарооборотах. В конце XIX столетия в экономическом положении Рыбницы произошли два существенных изменения, связанные с сооружением «Новоселицких ветвей», позволившим связать ее с главной магистралью Юго-Западной железной дороги, и строительством в 1898-1899 гг. товариществом предпринимателей Рыбницкого сахарного завода, объем производства которого в денежном выражении составил в 1899 г. 316, 7 тыс., а в 1908 г. - уже 453 тыс. руб. Соответственно расширялись свекольные плантации в ближайшей полосе Приднестровья. Эта часть земли вместе с заводом включилась в юго-западный регион пищевой промышленности на территории Подолии. Создавались условия для превращения Рыбницы в исторической перспективе в город. Рыбница (в 1808 г. 201 двор) входила в Балтский уезд Подольской губернии. Крепостные за пользование наделами отбывали в пользу землевладельца повинности, в основном по «инвентарям». Сохранился детальный «инвентарь» конца 50-х годов помещичьей части, принадлежавшей Л.И. Коржуховскому, где числилось 168 дворов (388 мужчин по X ревизии, т. е. в 1858 г.). По данным 1862 г., крестьяне располагали угодьями на площади 1686 дес. Как и в других помещичьих селениях, здесь господствовала система феодальных отношений, в основном унаследованная от времен Речи Посполитой. В зависимости от обеспеченности рабочим скотом крестьянские дворы подразделялись на огородников (не пользовавшихся полевыми угодьями), пеших, составлявших большинство (хозяйства с малым количеством волов и лошадей) и тяглых (имевших четырех и более волов или лошадей). Пешие наделялись 7, 5 дес. полевых угодий, а тяглые - 13 дес. на двор. Практиковались смешанные (барщинная, продуктовая и денежная) повинности в пользу помещиков. Население в этническом отношении было неоднородным: поляки-шляхтичи, молдаване, украинцы, евреи, русские и представители других национальностей, часть из них являлась «вольнопроживающими», т. е. незакрепощенными. С вводом в эксплуатацию железной дороги и завода численность русских и украинцев стала возрастать. Ягорлык. Местечко Ягорлык, расположенное на одноименной реке, в XVIII в. считалось городом Речи Посполитой, который находился на границе с Крымским ханством и имел казачий гарнизон. Жили там главным образом молдаване, евреи, украинцы и болгары. Городок принадлежал князьям Любомирским. С включением Очаковской области и Приднестровских земель к северу от р. Ягорлык в начале 90-х годов XVIII столетия в состав Российской Империи город ненадолго стал казенным местечком. По сведениям местных властей, в начале XIX в. (1802 г.) в м. Ягорлык зафиксировано всего 34 двора (15 дворов евреев-мещан, 18 дворов государственных крестьян и 1 двор чиншевого шляхтича), в них проживало 115 человек (спустя несколько лет было уже 55 дворов). Помимо того, здесь находились бывшие каменные казармы Московского полка, 2 казенных дома, лавка, 2 мельницы, рыболовный ставок. Каждые две недели собирались базары (по полдня), куда приезжали торговцы из Рашкова, Крутых, Дубоссар и Новороссийской губернии. Крестьяне окрестных сел привозили «довольное количество» пшеницы, проса, ржи и овощей. На базары пригоняли рогатый скот, лошадей, овец из Ольгопольского уезда, а также привозили деготь. Купцы из Новороссийской губернии доставляли промышленные изделия и муку, которые выменивали на масло, сыр и другие продукты. Ягорлыкские мещане торговали также водкой на месте и в небольших количествах в других селениях. Ремесленников в Ягорлыке, кроме цирюльника и портного «простого мастерства», не было. Казенные крестьяне занимались сельским хозяйством. До военных действий 1768 г. местечко располагалось несколько в стороне от торговых трактов, позже оно было разорено и сожжено до основания. Лишь в 1775 г., с позволения владельца князя Любомирского, началось основание на пепелище небольшой слободы «людьми, из Волощины привозимыми». До 1784 г. число мещан росло, так как князь дал им «привилей на право мещанства». Местечко стало называться Ягорлык. Однако жителей здесь было настолько мало, что удержать статус местечка не представлялось возможным. Фактически Ягорлык оставался малодворным селением. Его торговое назначение снижалось в силу близости городов Новые Дубоссары, Григориополь и м. Рыбница. * * * Заканчивая очерк о городах и местечках Приднестровья, следует отметить, что построенные в разные исторические периоды крепости хотя и лишались постепенно своего стратегического назначения, но все же сохраняли роль развивающихся селений как торгово-промышленных очагов и транспортных узлов. До 20% от общей численности населения (особенно в южной зоне) концентрировалось в городах. Потребности этого развития обеспечивались наличием свободных земель, углублявшимся процессом общественного разделения труда, успехами в народном хозяйстве, торговых оборотах, усиливавшимся спросом на продукцию промышленного производства, формированием капиталистического рынка. По последнему показа
|