Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Местные торговые пункты
В крае сложилась сеть крупных торговых пунктов, где продукция животноводства ре- ализовывалась круглогодично: на севере - Каменка, Рыбница, Рашков, Балта, в южной полосе - Дубоссары, Григориополь, Тирасполь, Бендеры, Маяки, Овидиополь. Важным коммерческим центром подольского Приднестровья являлась Балта, в которой уже в начале XIX в. сложилась купеческая прослойка и было много мелких торговцев. Балта служила местом сосредоточения ярмарочной торговли с обширным районом притяжения товаров, особенно купли и продажи лошадей, крупного и мелкого рогатого скота. Эти ярмарки устанавливали цены на скот и животноводческое сырье и для северной зоны Приднестровья. Сюда пригонялся скот из Бессарабии, Херсонской, Подольской, Волынской и Таврической губерний. В южной зоне Приднестровья, основу экономики которой в первой половине XIX в. составляло животноводство, действовала обширная сеть локальных рынков сбыта скота в городах Бендеры, Тирасполь, Григориополь, Дубоссары, Овидиополь. На скототорговые операции в этой зоне постоянно оказывали влияние ярмарки и многочисленные базары в Одессе, Каменце-Подольском, Новой Ушице, Могилеве-По- дольском, Балте, Ярмолинцах, Ямполе, откуда скот направлялся гоном по трактам и проселочным дорогам. С присоединением края к России исторически сложившиеся здесь торговые пути были подключены к общероссийским и украинским трактам, в частности к одному из жизненно важных трактов страны - Белорусскому, который соединял Петербург с районами Белоруссии и Украины; этим путем в 40-50-е годы скот доставлялся в столицу. Торговые пути были связаны также с издавна функционировавшими Киевским (Киев-Каменец-Подольский-Хотин) и Белгородским (Москва-Орел- Харьков-Елисаветград-Дубоссары) трактами. В Приднестровье сформировался транзитный грунтовой путь вдоль Днестра, пересекавшийся дорогами в Бессарабию и на восток к городам Бердичеву, Балте, Екатери- нославу, Николаеву и Вознесенску. Обозы («валки») пароконных или пароволовых повозок большой емкости при благоприятных погодных условиях двигались в обоих направлениях на сотни верст. На рынке обращались большие объемы товаров кожевенного производства. Шкуры крупного скота, овчины и смушки сбывались на местных базарах и ярмарках, откуда вывозились в города Украины (включая Харьков) как сырье для ремесленной промышленности. Так, в 30-е годы кожи, овчины и смушки десятками тысяч скупались бердичевскими и балтскими купцами и продавались в Подолию. На всероссийский рынок поставлялись крупные партии шерсти - особенно мериносовой и цигайской, которая поступала в продажу на знаменитые харьковские ярмарки; спросом пользовалась и грубая шерсть. Рост суконного производства в России, значительный спрос на шерсть высших сортов за границей и поощрительные мероприятия правительства способствовали развитию тонкорунного овцеводства в 30-50-е годы. В большинстве своем шерсть вывозилась на отдаленные рынки. Промышленная же обработка ее в самом левобережье оставалась слаборазвитой.
Перегонная мериносовая и цигайская шерсть (мытая на овцах перед стрижкой) сбывалась частично за границу. Торговля этим сырьем в больших объемах послужила стимулирующим фактором для развития шерстомойного производства. Шерстомойки работали либо на закупаемом владельцами этих предприятий сырье («грязной» рунной шерсти), либо выполняли заказы купцов, т. е. промывали и сортировали привозимые тюки за определенную плату. Прибыльными были и предубойное доращивание и откорм молодняка на пастбищах (приносил скотопромышленникам за сезон 30-40% прибыли на вложенный капитал). В степных районах получил распространение хуторский (кишловый) способ откорма, чему благоприятствовали продолжительность и продуктивность выпасов. Сало всех видов (пищевое и как исходный продукт для промышленной переработки) уже в 30-е годы вывозилось в города Подолии, Одессу, Николаев, Херсон. Много его экспортировалось через Одессу, Новоселицу и дунайские порты. В крае действовали салотопенные предприятия, в том числе в Тирасполе, Григориополе, Балте. На рынок поставлялись и другие животноводческие товары: брынза и качкавал, воск, мед, коровье масло, щетина и пр. Приднестровье являлось связующим звеном между всероссийским и западноевропейским внешними рынками. По его дорогам гнали скот и лошадей за границу из украинских и более отдаленных губерний страны. С 20-х годов через его территорию прогонялся скот из Одессы, Могилева-Подольского, Дубоссар, Балты, Бердичева. Например, в 1836 г. к Днестру было пригнано из двух последних городов 100 тыс. волов и 15 тыс. лошадей, выведенных в австрийской провинции, а приобретенных в южноукраинских губерниях и на Дону. Не уменьшался этот поток и в 40-е годы. Табунных коней охотно покупали торговцы из Венгрии. Таким образом, внутренний рынок продукции животноводства развивался в тесной связи с всероссийским и внешним рынками. В объеме и структуре торговых оборотов края главное место занимала продукция сельского хозяйства, основной отраслью промышленности являлась пищевая. При явном преобладании последней важную роль в экономике края играли и другие отрасли промышленности: соледобывающая, мукомольная, деревообрабатывающая и рыболовство с рыбообработкой. Приднестровье не располагало источниками соледобычи. В то же время Бессарабия славилась самосадочной солью, добываемой из водоемов Аккерманского уезда. Солепромышленный район находился в ведении казны, ею регулировалась добыча и осуществлялся сбыт. Соль - жизненно важный продукт, необходимый человеку и домашним животным, используемый для консервирования овощей, мяса, рыбы и других целей. О размерах потребности ее можно судить по такому показателю: в среднем на одного жителя в год расходовалось 0, 5 пуда (8 кг). Этот необходимый продукт поступал в селения Приднестровья через рынок (100%). Еще при турецком владычестве соль с Аккерманских про- Кустарное изготовление пряжи. Фото XIX в. мыслов переправлялась в Приднестровье В такой ситуации повысилась роль одесских соляных промыслов (на лиманах Одесского уезда), где также с 50-х годов добывалось по несколько миллионов пудов соле- осадочной соли в год. Это был самый близкий и самый удобный в транспортном отношении промысел, с которого соль непрерывно поступала во все селения Приднестровья в течение многих десятилетий. Отметим, что в добыче ее принимали участие отходники из городов и сел Тираспольского уезда и уездов подольского Приднестровья. А местные торговцы-оптовики являлись связующими звеньями между промыслами и непосредственными потребителями этой ценной продукции. На Днестровском лимане в основном осуществлялся лов пресноводной речной рыбы. С херсонской стороны, т. е. у левого берега, главные промыслы находились севернее с. Калаглея у песчаной косы. Там же строили и содержали родники. Уловы сбывались в Овидиополь и в степные села восточнее лимана. А при большой добыче часть ее подвергалась обработке и продавалась приезжим закупщикам из Одессы, Кишинева и Балты. На обоих берегах Днестра от Бендер до Маяков рыболовством занимались крестьяне и горожане. В литературных источниках эти промыслы назывались «Бендерской дистанцией». В период путины в промысле участвовали десятки артелей. В 40-е годы в рыболовстве было занято более 900 рыбаков; в сезон добывалось рыбы примерно на 20 тыс. руб. Превосходная днестровская и лиманская рыба реализовывалась двумя способами: либо сами рыбаки развозили ее по селениям и продавали с возов, либо непосредственно в местах лова рыбацкие артели продавали свежий улов рыботорговцам («ше- петильникам»), которые отправляли ее специальными обозами на базары и ярмарки в приднестровские города и местечки, а также в магазины г. Одессы и других пунктов конечного потребления.
|