![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение суточной программы по ТО и диагностированию автомобилей 3 страница
С учетом изложенного число постов ТР где При работе постов ТР в несколько смен с неравномерным распределением работ по сменам расчет числа постов производят для наиболее загруженной смены. В этом случае число постов ТР где постах ТР в наиболее загруженную смену (обычно в наиболее загруженную смену выполняется 50-60 % объема работ, т.е. При числе постов регулировочных и разборочно-сборочных работ ТР более пяти их специализируют по видам выполняемых работ. При этом примерное распределение указанных постов ТР поих специализации приведено в табл. 3.5. Для автопоездов при расчетном числе постов для шиномонтажных работ два и более допускается предусматривать поточные линии. Для определения влияния различных факторов на неравномерность поступления автомобилей в ТР и расчета числа постов ТР применяется вероятностный метод. На основе использования теории вероятностей и массового обслуживания в МАДИ разработан метод расчета числа постов ТР [7], согласно которому общее число постов ТР принимается как сумма двух слагаемых. Таблица 3.5. Распределение регулировочных и разборочно-сборочных постов ТР по их специализации (в процентах от общего числа постов)
Первое слагаемое - основное число постов, рассчитываемое исходя из годового объема постовых работ ТР и равномерного поступления автомобилей (выражение в последней формуле без коэффициента j), а второе слагаемое – дополнительное число постов, учитывающее неравномерность и вариацию (превышение) фактической трудоемкости над ее средней величиной. Данный метод расчета постов ТР позволяет не только определить конкретное значение дополнительного числа постов, но и проанализировать взаимосвязь между различными факторами в целях принятия оптимального решения. 3.1.7 Расчет числа постов ожидания Посты ожидания (подпора) – это посты, на которых автомобили, нуждающиеся в том или ином виде ТО и ТР, ожидают своей очереди для перехода на соответствующий пост или поточную линию. Эти посты обеспечивают бесперебойную работу зон ТО и ТР, устраняя в некоторой степени неравномерность поступления автомобилей на обслуживание и ТР. Кроме того, в холодное время года посты ожидания в закрытых помещениях обеспечивают обогрев автомобилей перед их обслуживанием. Посты ожидания могут предусматриваться раздельно или вместе для каждого вида обслуживания и размещаться как в производственных помещениях, так и на открытых площадках. При наличии закрытых стоянок посты ожидания в помещениях постов ТО и ТР не предусматриваются. Число постов ожидания перед ТО и ТР принимается: · для поточных линий ТО -по одному для каждойлинии; · для индивидуальных постов ТО, Д-1, Д-2 и ТР - 20 % числасоответствующих постов. 3.1.8 Укрупненный расчет постов ТО и ТР Данный расчет постов базируется на нормативах ОНТП. Отличие его от рассмотренных выше методов расчета заключается в том, что данный расчет постов обслуживания производится не через такт и ритм производства, а укрупненно исходя из объема выполняемых работ, фонда времени поста и числа, одновременно работающих на посту. В таком виде методика не раскрывает особенностей расчета постов и линий обслуживания, однако по своим конечным результатам практически не отличается от ранее рассмотренной методики расчета постов обслуживания. К особенностям нормативов ОНТП, в отличие от Положения, относится то, что ЕО подразделяется на работы ЕОс, выполняемые ежедневно, и работы ЕОт выполняемые перед ТО и ТР. Поэтому и число постов определяется раздельно для проведения ЕОс и ЕОт. Число механизированных постов ЕОс для туалетной мойки (включая сушку и обтирку) подвижного состава где 0, 70 - коэффициент „пикового" возврата подвижного состава с линии; Число постов ЕОc (по видам работ, кроме механизированных), ЕОТ, Д-1, Д-2, ТО-1, ТО-2 и ТР (разборочно-сборочных и регулировочных работ, сварочно-жестяницких, деревообрабатывающих и окрасочных работ) где ТГ — годовой объем работ соответствующего вида технического воздействия, чел-ч; j - коэффициент неравномерности загрузки постов (см. табл. 3.1); Устранение мелких неисправностей, контрольно-диагностические и заправочные работы, входящие в объем работ ЕОс, могут выполняться на соответствующих общих разборочно-сборочных постах ТР, постах Д-1 и ТО-1 во 2-ю или 3-ю смены в зависимости от режима работы этих постов. В этом случае отдельные самостоятельные посты по устранению мелких неисправностей, контрольно-диагностические и заправочные могут не предусматриваться. Поточный метод ТО и диагностирования согласно ОНТП рекомендуется при следующих условиях: · для ТО-1 и Д-1 одиночных автомобилей при расчетном числе рабочих постов три и более, а автопоездов - два и более; · для ТО-2 одиночных автомобилей при расчетномчислерабочих постов четыре и более, а автопоездов - три и более. 3.2 Определение потребности в технологическом оборудовании К технологическому оборудованию относятся стационарные и переносные станки, стенды, приборы, приспособления и производственный инвентарь (верстаки, стеллажи, столы, шкафы), необходимые для обеспечения производственного процесса АТП. Технологическое оборудование по производственному назначению подразделяется на основное (станочное, демонтажно-монтажное и др.), комплектное, подъемно-осмотровое и подъемно-транспортное, общего назначения (верстаки, стеллажи и др.) и складское. Количество основного оборудования определяют или по трудоемкости работ и фонду рабочего времени оборудования, или по степени использования оборудования и его производительности. Определяемое расчетом по трудоемкости работ число единиц основного оборудования
где Коэффициент По степени использования и производительности оборудования, например, может быть определено число механизированных моечных установок где Количество оборудования, которое используется периодически, т.е. не имеет полной загрузки, устанавливается комплектом по табелю оборудования для данного участка, например, табели оборудования карбюраторного, аккумуляторного и электротехнического участков. Количество подъемно-осмотрового и подъемно-транспортного оборудования определяется числом постов ТО, ТР и линий ТО, их специализацией по видам работ, а также предусмотренным в проекте уровнем механизации производственных процессов (использование кран-балок, тельферов и других средств механизации). Количество производственного инвентаря (верстаков, стеллажей и т.п.), который используется практически в течение всей рабочей смены, определяют по числу работающих в наиболее загруженной смене. Количество складского оборудования определяется номенклатурой и объемом складских запасов. При подборе оборудования пользуются „Табелем технологического оборудования и специализированного инструмента" [23], каталогами, справочниками и т.п. В Табеле дан примерный перечень оборудования для выполнения различных работ ТО и ТР и его количество в зависимости от типа и списочного числа автомобилей на АТП. Приведенные в Табеле номенклатура и количество технологического оборудования установлены для усредненных условий. Поэтому номенклатура и число отдельных видов оборудования для проектируемого АТП могут корректироваться расчетом с учетом специфики работы предприятия (принятых методов организации работ, числа постов, режима работ зон и участков и т.п.).
Группа компаний " Техносервис" https://www.technoservice.ru/ Группа компаний «Мастер Инструмент» https://www.master-instrument.ru/ Группа компаний ГАРО https://www.novgaro.ru/ 3.3 Расчет показателей механизации производственных процессов ТО и ТР Под механизацией производственного процесса понимается замена в нем ручного труда работой машин и механизмов, а также замена менее совершенных машин и механизмов более совершенными. Оценка механизации производственных процессов ТО и ТР согласно Методике [13] производится по двум показателям: уровню механизации и степени механизации. Базой для определения этих показателей является совместный анализ операций технологических процессов и оборудования, применяемого при выполнении этих операций. Уровеньмеханизации У определяется процентом механизированного трудав общихтрудозатратах; У = 100ТМ/ТО где ТМ - трудоемкость механизированных операций процесса из применяемой технологической документации, чел-мин; ТО - общая трудоемкость всех операций, чел-мин. Степень механизации С определяется процентом замещения рабочих функций человека применяемым оборудованием в сравнении с полностью автоматизированным технологическим процессом:
С = 100М/(4Н); М = Z1M1 + Z2M2 + Z3M3 + Z3.5M3.5 + Z4M4
где 4 — максимальная звенность для АТП; Н - общее число операций; Z1 ,... Z4 ¾ звенность применяемого оборудования, равная соответственно 1,..4; M1 ,... M4 — число механизированных операций с применением оборудования со звенностью Z1 ,... Z4 Согласно Методике все средства механизации в зависимости от замещаемых функций подразделяются: на ручные орудия труда (гаечные ключи, отвертки и т.п.) - Z = 0; на машины ручного действия (пресс, дрель, диагностические приборы без подвода внешнего источника энергии) - Z = 1; на механизированные ручные машины (электрозаточный станок, электродрель, пневмогайковерт и другие машины с подводом внешнего источника энергии) -Z=2; на механизированные машины (универсальные станки, прессы, кран-балки, диагностические стенды и другие без системы автоматического управления)-Z=3; на машины-полуавтоматы (автоматические воздухораздаточные колонки, автоматические мойки без конвейеров, автоматическое диагностическое оборудование) - Z = 3, 5; на машины-автоматы (сушильные и окрасочные камеры, автоматические мойки) -Z=4. Технологическому оборудованию, применяемому на АТП, присвоена своя звенность. Например: канавный подъемник Р-637 имеет звенность Z = 3; прибор для проверки переднего моста Т-1 - Z = 1; линейка для проверки схождения колес мод. 2182 - Z=0. Расчет показателей механизации проводится: по процессам ТО - на одно воздействие; по процессам ТР - на один ТР; по складским и вспомогательным работам - применительно к условному количеству хранимых грузов или объему каждого вида вспомогательных работ. Показатели механизации ТО и ТР для грузовых АТП рассчитывается по наиболее многочисленной модели грузового автомобиля, а для автопоездов - по автомобилю-тягачу. Уровень механизации процессов ТО и ТР в процентах для подвижного состава одного типа по АТП в целом
где Степень механизации процессов ТО и ТР в процентах для подвижного состава одного типа по АТП в целом, С = 100М/(4Н); М = 1M1 + 2M2 + 3M3 + 3.5M3.5 + 4M4
где М1...М4 - число механизированных операций, выполняемых в процессе ТО и ТР подвижного состава одного типа с применением оборудования со звенностью Z = 1,..4, Фрагмент расчета показателей механизации процессовТО и ТР приведен в форме 3.1. В качестве примера ниже приведены, рассчитанные в соответствии с Методикой [13], значения уровней механизации для подвижного состава смешанного АТП по видам работ в процентах:
Приведенные показатели рассчитаны для существующих типовых технологий при условии полной оснащенности АТП оборудованием в соответствии с типовым Табелем [23]. Для рассматриваемого примера уровень механизации в целом по АТП составляет 35, 4 %, а удельный вес рабочих занятых ручным трудом - 14, 8 %. С учетом новых технологий и выпуска более совершенного оборудования показатели механизации процессов ТО и ТР в процентах согласно ОНТП должны быть не ниже следующих значений: автономные АТП - 30-40; эксплуатационные филиалы - 25-30; производственные филиалы - 35-42; БЦТО и ПТК - 40-45; ЦСП - 45-50. При этом удельный вес рабочих, кроме водителей, занятых ручным трудом, в целом не должен превышать 25- 35 %.
Форма 3.1. Расчет показателей механизации зоныТО-1 автомобиля ЗИЛ-431410(фрагмент)
Если показатели уровня механизации окажутся ниже рекомендуемых, то следует проанализировать работы, выполняемые вручную, с целью возможной их механизации, а также замены отдельных видов оборудования на более производительное, или предусмотреть в производственных процессах дополнительное оборудование, обеспечивающее повышение уровня механизации. 3.4 Расчет площадей помещений Состав помещений. Площади АТП по своему функциональному назначению подразделяются на три основные группы: производственно-складские, для хранения подвижного состава и вспомогательные. В состав производственно-складских помещений входят зоны ТО и ТР, производственные участки ТР, склады (рис. 3.2), а также технические помещения энергетических и санитарно-технических служб и устройств (компрессорные, трансформаторные, насосные, вентиляционные и т.п.). Для малых АТП при небольшой производственной программе некоторые участки с однородным характером работ, а также отдельные складские помещения могут быть объединены. В состав площадей зон хранения (стоянки) подвижного состава входят площади стоянок (открытых или закрытых) с учетом площади, занимаемой оборудованием для подогрева автомобилей (для открытых стоянок), рамп и дополнительных поэтажных проездов (для закрытых многоэтажных стоянок). В состав площадей административно-бытовых помещений предприятия согласно СНиП 2.09.04-87 „Административные и бытовые здания" входят: санитарно-бытовые помещения, пункты общественного питания, здравоохранения (медицинские пункты), культурного обслуживания, управления, помещения для учебных занятий и общественных организаций. Рис. 3.2. Состав помещений автономного АТП Расчет площадей зон ТО и ТР. В зависимости от стадии выполнения проекта площади зон ТО и ТР рассчитывают двумя способами: по удельным площадям - на стадии технико-экономического обоснования и выбора объемно-планировочного решения, а также при предварительных расчетах; графическим построением (см. разд. 4.1, 4.3) — на стадии разработки планировочного решения зон. Площадь зоны ТО или ТР
FЗ = faXЗКП
где fa - площадь, занимаемая автомобилем в плане (по габаритным размерам), м2; XЗ — число постов; КП — коэффициент плотности расстановки постов. Коэффициент КП представляет собой отношение площади, занимаемой автомобилями, проездами, проходами, рабочими местами, к сумме площадей проекции автомобилей в плане. Значение КП зависит от габаритов автомобиля и расположения постов. При одностороннем расположении постов КП = б- 7. При двусторонней расстановке постов и поточном методе обслуживания КП может быть принято равным 4-5. Меньшие значения КП принимаются для крупногабаритного подвижного состава и при числе постов не более 10. Расчет площадей производственных участков. Площади участков рассчитывают по площади, занимаемой оборудованием, и коэффициенту плотности его расстановки. Площадь участка FУ = fОБКП где fОБ- суммарная площадь горизонтальной проекции по габаритнымразмерам оборудования, м2; КП — коэффициент плотности расстановки оборудования. Для расчета FУ предварительно на основе Табеля [23] и каталогов технологического оборудования составляется ведомость оборудования и определяется его суммарная площадь fОБ по участку. Если в помещениях предусматриваются рабочие посты (сварочно-жестяницкие, деревообрабатывающие), то к расчетной площади необходимо добавить площадь, занятую постами и определяемую в соответствии с нормативами (см. табл. 4.2). Площадки складирования агрегатов, узлов, деталей и материалов, располагаемые в производственных помещениях, в площадь fОБ, занятую оборудованием, не включаются, а суммируются с расчетной площадью помещения FУ. Площадь окрасочного участка определяется в зависимости от количества и габаритов окрасочно-сушильного оборудования, постов подготовки, нормативных расстояний между оборудованием, автомобилями, а также автомобилями и элементами зданияна постах ТО и ремонта (см. табл. 4.2). Значения коэффициента КП для соответствующихпроизводственных участков (помещений) согласно ОНТП следующие:
В отдельных случаях для приближенных расчетов площади участков могут быть определены по числу работающих на участке в наиболее загруженную смену:
FУ = f1 + f2 (РТ – 1) где f1- площадь на одного работающего, м3(табл. 3.6); f2- то же на каждого последующего работающего, м3; РТ — число технологическирабочих в наиболее загруженную смену.
Таблица 3.6. Удельные площади производственных участков на одного работающего
Примечания: 1. Данные приведены без учета площади, занимаемой постами.2. Для АТП с числом до 200 автомобилей отдельные помещения для мойки агрегатов и деталей, кислотной, зарядной и аппаратной могут не предусматриваться. 3. Для АТП с числом 250— 400 автомобилей площадь помещений для мойки агрегатов и деталей принимается равной 72-108м2, кислотной 18-36 м2, зарядной 12-24 м2и аппаратной 15-18м2.
|