Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение суточной программы по ТО и диагностированию автомобилей 3 страница
С учетом изложенного число постов ТР где - годовой объем работ, выполняемые на постах ТР, чел-ч; ФП — годовой фонд времени поста, ч; РП ~ число рабочих на посту; ¾ число рабочих дней в году для постов ТР. При работе постов ТР в несколько смен с неравномерным распределением работ по сменам расчет числа постов производят для наиболее загруженной смены. В этом случае число постов ТР где — коэффициент, учитывающий долю объема работ, выполняемых на постах ТР в наиболее загруженную смену (обычно в наиболее загруженную смену выполняется 50-60 % объема работ, т.е. = 0, 5-0, 6). При числе постов регулировочных и разборочно-сборочных работ ТР более пяти их специализируют по видам выполняемых работ. При этом примерное распределение указанных постов ТР поих специализации приведено в табл. 3.5. Для автопоездов при расчетном числе постов для шиномонтажных работ два и более допускается предусматривать поточные линии. Для определения влияния различных факторов на неравномерность поступления автомобилей в ТР и расчета числа постов ТР применяется вероятностный метод. На основе использования теории вероятностей и массового обслуживания в МАДИ разработан метод расчета числа постов ТР [7], согласно которому общее число постов ТР принимается как сумма двух слагаемых. Таблица 3.5. Распределение регулировочных и разборочно-сборочных постов ТР по их специализации (в процентах от общего числа постов)
Первое слагаемое - основное число постов, рассчитываемое исходя из годового объема постовых работ ТР и равномерного поступления автомобилей (выражение в последней формуле без коэффициента j), а второе слагаемое – дополнительное число постов, учитывающее неравномерность и вариацию (превышение) фактической трудоемкости над ее средней величиной. Данный метод расчета постов ТР позволяет не только определить конкретное значение дополнительного числа постов, но и проанализировать взаимосвязь между различными факторами в целях принятия оптимального решения. 3.1.7 Расчет числа постов ожидания Посты ожидания (подпора) – это посты, на которых автомобили, нуждающиеся в том или ином виде ТО и ТР, ожидают своей очереди для перехода на соответствующий пост или поточную линию. Эти посты обеспечивают бесперебойную работу зон ТО и ТР, устраняя в некоторой степени неравномерность поступления автомобилей на обслуживание и ТР. Кроме того, в холодное время года посты ожидания в закрытых помещениях обеспечивают обогрев автомобилей перед их обслуживанием. Посты ожидания могут предусматриваться раздельно или вместе для каждого вида обслуживания и размещаться как в производственных помещениях, так и на открытых площадках. При наличии закрытых стоянок посты ожидания в помещениях постов ТО и ТР не предусматриваются. Число постов ожидания перед ТО и ТР принимается: · для поточных линий ТО -по одному для каждойлинии; · для индивидуальных постов ТО, Д-1, Д-2 и ТР - 20 % числасоответствующих постов. 3.1.8 Укрупненный расчет постов ТО и ТР Данный расчет постов базируется на нормативах ОНТП. Отличие его от рассмотренных выше методов расчета заключается в том, что данный расчет постов обслуживания производится не через такт и ритм производства, а укрупненно исходя из объема выполняемых работ, фонда времени поста и числа, одновременно работающих на посту. В таком виде методика не раскрывает особенностей расчета постов и линий обслуживания, однако по своим конечным результатам практически не отличается от ранее рассмотренной методики расчета постов обслуживания. К особенностям нормативов ОНТП, в отличие от Положения, относится то, что ЕО подразделяется на работы ЕОс, выполняемые ежедневно, и работы ЕОт выполняемые перед ТО и ТР. Поэтому и число постов определяется раздельно для проведения ЕОс и ЕОт. Число механизированных постов ЕОс для туалетной мойки (включая сушку и обтирку) подвижного состава где 0, 70 - коэффициент „пикового" возврата подвижного состава с линии; ¾ суточная производственная программа ЕОс; ¾ время „пикового" возврата подвижного состава в течение суток (см. табл. 3.4), ч; Nу — производительность механизированной установки, авт/ч. Число постов ЕОc (по видам работ, кроме механизированных), ЕОТ, Д-1, Д-2, ТО-1, ТО-2 и ТР (разборочно-сборочных и регулировочных работ, сварочно-жестяницких, деревообрабатывающих и окрасочных работ) где ТГ — годовой объем работ соответствующего вида технического воздействия, чел-ч; j - коэффициент неравномерности загрузки постов (см. табл. 3.1); - число рабочих дней в году постов ЕОс; ТСМ — продолжительность смены, ч; С — число смен; РСР — среднее число рабочих, одновременно работающих на посту (см. табл. 3.2); - коэффициент использования рабочего времени поста ( = 0, 85-0, 98). Устранение мелких неисправностей, контрольно-диагностические и заправочные работы, входящие в объем работ ЕОс, могут выполняться на соответствующих общих разборочно-сборочных постах ТР, постах Д-1 и ТО-1 во 2-ю или 3-ю смены в зависимости от режима работы этих постов. В этом случае отдельные самостоятельные посты по устранению мелких неисправностей, контрольно-диагностические и заправочные могут не предусматриваться. Поточный метод ТО и диагностирования согласно ОНТП рекомендуется при следующих условиях: · для ТО-1 и Д-1 одиночных автомобилей при расчетном числе рабочих постов три и более, а автопоездов - два и более; · для ТО-2 одиночных автомобилей при расчетномчислерабочих постов четыре и более, а автопоездов - три и более. 3.2 Определение потребности в технологическом оборудовании К технологическому оборудованию относятся стационарные и переносные станки, стенды, приборы, приспособления и производственный инвентарь (верстаки, стеллажи, столы, шкафы), необходимые для обеспечения производственного процесса АТП. Технологическое оборудование по производственному назначению подразделяется на основное (станочное, демонтажно-монтажное и др.), комплектное, подъемно-осмотровое и подъемно-транспортное, общего назначения (верстаки, стеллажи и др.) и складское. Количество основного оборудования определяют или по трудоемкости работ и фонду рабочего времени оборудования, или по степени использования оборудования и его производительности. Определяемое расчетом по трудоемкости работ число единиц основного оборудования
где - годовой объем работ по данной группе или виду работ, чел-ч; - годовой фонд времени рабочего места (единицы оборудования), ч; — число рабочих, одновременно работающих на данном виде оборудования, ~ число рабочих дней в году; - продолжительность рабочей смены, ч; С – число рабочих смен; - коэффициент использования оборудования по времени, т.е. отношение времени работы оборудования в течение смены к общей продолжительности времени смены. Коэффициент зависит от рода и назначения оборудования и характера производства. В условиях АТП этот коэффициент в среднем принимается равным 0, 75-0, 90. По степени использования и производительности оборудования, например, может быть определено число механизированных моечных установок где - число автомобилей, подлежащих мойке за сутки; - коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей на мойку (см. табл.3.1); - производительность моечной установки, авт/ч; Т – продолжительность работы установки в сутки, ч; - коэффициент использования рабочего времени установки. Количество оборудования, которое используется периодически, т.е. не имеет полной загрузки, устанавливается комплектом по табелю оборудования для данного участка, например, табели оборудования карбюраторного, аккумуляторного и электротехнического участков. Количество подъемно-осмотрового и подъемно-транспортного оборудования определяется числом постов ТО, ТР и линий ТО, их специализацией по видам работ, а также предусмотренным в проекте уровнем механизации производственных процессов (использование кран-балок, тельферов и других средств механизации). Количество производственного инвентаря (верстаков, стеллажей и т.п.), который используется практически в течение всей рабочей смены, определяют по числу работающих в наиболее загруженной смене. Количество складского оборудования определяется номенклатурой и объемом складских запасов. При подборе оборудования пользуются „Табелем технологического оборудования и специализированного инструмента" [23], каталогами, справочниками и т.п. В Табеле дан примерный перечень оборудования для выполнения различных работ ТО и ТР и его количество в зависимости от типа и списочного числа автомобилей на АТП. Приведенные в Табеле номенклатура и количество технологического оборудования установлены для усредненных условий. Поэтому номенклатура и число отдельных видов оборудования для проектируемого АТП могут корректироваться расчетом с учетом специфики работы предприятия (принятых методов организации работ, числа постов, режима работ зон и участков и т.п.). https://www.garo.ru/sitegaro.nsf/page/index Группа компаний " Техносервис" https://www.technoservice.ru/ Группа компаний «Мастер Инструмент» https://www.master-instrument.ru/ Группа компаний ГАРО https://www.novgaro.ru/ 3.3 Расчет показателей механизации производственных процессов ТО и ТР Под механизацией производственного процесса понимается замена в нем ручного труда работой машин и механизмов, а также замена менее совершенных машин и механизмов более совершенными. Оценка механизации производственных процессов ТО и ТР согласно Методике [13] производится по двум показателям: уровню механизации и степени механизации. Базой для определения этих показателей является совместный анализ операций технологических процессов и оборудования, применяемого при выполнении этих операций. Уровеньмеханизации У определяется процентом механизированного трудав общихтрудозатратах; У = 100ТМ/ТО где ТМ - трудоемкость механизированных операций процесса из применяемой технологической документации, чел-мин; ТО - общая трудоемкость всех операций, чел-мин. Степень механизации С определяется процентом замещения рабочих функций человека применяемым оборудованием в сравнении с полностью автоматизированным технологическим процессом:
С = 100М/(4Н); М = Z1M1 + Z2M2 + Z3M3 + Z3.5M3.5 + Z4M4
где 4 — максимальная звенность для АТП; Н - общее число операций; Z1 ,... Z4 ¾ звенность применяемого оборудования, равная соответственно 1,..4; M1 ,... M4 — число механизированных операций с применением оборудования со звенностью Z1 ,... Z4 Согласно Методике все средства механизации в зависимости от замещаемых функций подразделяются: на ручные орудия труда (гаечные ключи, отвертки и т.п.) - Z = 0; на машины ручного действия (пресс, дрель, диагностические приборы без подвода внешнего источника энергии) - Z = 1; на механизированные ручные машины (электрозаточный станок, электродрель, пневмогайковерт и другие машины с подводом внешнего источника энергии) -Z=2; на механизированные машины (универсальные станки, прессы, кран-балки, диагностические стенды и другие без системы автоматического управления)-Z=3; на машины-полуавтоматы (автоматические воздухораздаточные колонки, автоматические мойки без конвейеров, автоматическое диагностическое оборудование) - Z = 3, 5; на машины-автоматы (сушильные и окрасочные камеры, автоматические мойки) -Z=4. Технологическому оборудованию, применяемому на АТП, присвоена своя звенность. Например: канавный подъемник Р-637 имеет звенность Z = 3; прибор для проверки переднего моста Т-1 - Z = 1; линейка для проверки схождения колес мод. 2182 - Z=0. Расчет показателей механизации проводится: по процессам ТО - на одно воздействие; по процессам ТР - на один ТР; по складским и вспомогательным работам - применительно к условному количеству хранимых грузов или объему каждого вида вспомогательных работ. Показатели механизации ТО и ТР для грузовых АТП рассчитывается по наиболее многочисленной модели грузового автомобиля, а для автопоездов - по автомобилю-тягачу. Уровень механизации процессов ТО и ТР в процентах для подвижного состава одного типа по АТП в целом
где - трудоемкость механизированных операций ЕО, ТО-1, Д-1, Д-2, ТО-2, постовых работ ТР, участковых работ ТР, чел-мин; - общая трудоемкость всех операций ТО и ТР, чел-мин. Степень механизации процессов ТО и ТР в процентах для подвижного состава одного типа по АТП в целом, С = 100М/(4Н); М = 1M1 + 2M2 + 3M3 + 3.5M3.5 + 4M4
где М1...М4 - число механизированных операций, выполняемых в процессе ТО и ТР подвижного состава одного типа с применением оборудования со звенностью Z = 1,..4, - число механизированных операций соответственно ЕО, ТО-1, Д-1, Д-2, ТО-2, постовых работ ТР, участковых работ ТР, выполняемых с применением оборудования со звенностью Z=1. Фрагмент расчета показателей механизации процессовТО и ТР приведен в форме 3.1. В качестве примера ниже приведены, рассчитанные в соответствии с Методикой [13], значения уровней механизации для подвижного состава смешанного АТП по видам работ в процентах:
Приведенные показатели рассчитаны для существующих типовых технологий при условии полной оснащенности АТП оборудованием в соответствии с типовым Табелем [23]. Для рассматриваемого примера уровень механизации в целом по АТП составляет 35, 4 %, а удельный вес рабочих занятых ручным трудом - 14, 8 %. С учетом новых технологий и выпуска более совершенного оборудования показатели механизации процессов ТО и ТР в процентах согласно ОНТП должны быть не ниже следующих значений: автономные АТП - 30-40; эксплуатационные филиалы - 25-30; производственные филиалы - 35-42; БЦТО и ПТК - 40-45; ЦСП - 45-50. При этом удельный вес рабочих, кроме водителей, занятых ручным трудом, в целом не должен превышать 25- 35 %.
Форма 3.1. Расчет показателей механизации зоныТО-1 автомобиля ЗИЛ-431410(фрагмент)
Если показатели уровня механизации окажутся ниже рекомендуемых, то следует проанализировать работы, выполняемые вручную, с целью возможной их механизации, а также замены отдельных видов оборудования на более производительное, или предусмотреть в производственных процессах дополнительное оборудование, обеспечивающее повышение уровня механизации. 3.4 Расчет площадей помещений Состав помещений. Площади АТП по своему функциональному назначению подразделяются на три основные группы: производственно-складские, для хранения подвижного состава и вспомогательные. В состав производственно-складских помещений входят зоны ТО и ТР, производственные участки ТР, склады (рис. 3.2), а также технические помещения энергетических и санитарно-технических служб и устройств (компрессорные, трансформаторные, насосные, вентиляционные и т.п.). Для малых АТП при небольшой производственной программе некоторые участки с однородным характером работ, а также отдельные складские помещения могут быть объединены. В состав площадей зон хранения (стоянки) подвижного состава входят площади стоянок (открытых или закрытых) с учетом площади, занимаемой оборудованием для подогрева автомобилей (для открытых стоянок), рамп и дополнительных поэтажных проездов (для закрытых многоэтажных стоянок). В состав площадей административно-бытовых помещений предприятия согласно СНиП 2.09.04-87 „Административные и бытовые здания" входят: санитарно-бытовые помещения, пункты общественного питания, здравоохранения (медицинские пункты), культурного обслуживания, управления, помещения для учебных занятий и общественных организаций. Рис. 3.2. Состав помещений автономного АТП Расчет площадей зон ТО и ТР. В зависимости от стадии выполнения проекта площади зон ТО и ТР рассчитывают двумя способами: по удельным площадям - на стадии технико-экономического обоснования и выбора объемно-планировочного решения, а также при предварительных расчетах; графическим построением (см. разд. 4.1, 4.3) — на стадии разработки планировочного решения зон. Площадь зоны ТО или ТР
FЗ = faXЗКП
где fa - площадь, занимаемая автомобилем в плане (по габаритным размерам), м2; XЗ — число постов; КП — коэффициент плотности расстановки постов. Коэффициент КП представляет собой отношение площади, занимаемой автомобилями, проездами, проходами, рабочими местами, к сумме площадей проекции автомобилей в плане. Значение КП зависит от габаритов автомобиля и расположения постов. При одностороннем расположении постов КП = б- 7. При двусторонней расстановке постов и поточном методе обслуживания КП может быть принято равным 4-5. Меньшие значения КП принимаются для крупногабаритного подвижного состава и при числе постов не более 10. Расчет площадей производственных участков. Площади участков рассчитывают по площади, занимаемой оборудованием, и коэффициенту плотности его расстановки. Площадь участка FУ = fОБКП где fОБ- суммарная площадь горизонтальной проекции по габаритнымразмерам оборудования, м2; КП — коэффициент плотности расстановки оборудования. Для расчета FУ предварительно на основе Табеля [23] и каталогов технологического оборудования составляется ведомость оборудования и определяется его суммарная площадь fОБ по участку. Если в помещениях предусматриваются рабочие посты (сварочно-жестяницкие, деревообрабатывающие), то к расчетной площади необходимо добавить площадь, занятую постами и определяемую в соответствии с нормативами (см. табл. 4.2). Площадки складирования агрегатов, узлов, деталей и материалов, располагаемые в производственных помещениях, в площадь fОБ, занятую оборудованием, не включаются, а суммируются с расчетной площадью помещения FУ. Площадь окрасочного участка определяется в зависимости от количества и габаритов окрасочно-сушильного оборудования, постов подготовки, нормативных расстояний между оборудованием, автомобилями, а также автомобилями и элементами зданияна постах ТО и ремонта (см. табл. 4.2). Значения коэффициента КП для соответствующихпроизводственных участков (помещений) согласно ОНТП следующие:
В отдельных случаях для приближенных расчетов площади участков могут быть определены по числу работающих на участке в наиболее загруженную смену:
FУ = f1 + f2 (РТ – 1) где f1- площадь на одного работающего, м3(табл. 3.6); f2- то же на каждого последующего работающего, м3; РТ — число технологическирабочих в наиболее загруженную смену.
Таблица 3.6. Удельные площади производственных участков на одного работающего
Примечания: 1. Данные приведены без учета площади, занимаемой постами.2. Для АТП с числом до 200 автомобилей отдельные помещения для мойки агрегатов и деталей, кислотной, зарядной и аппаратной могут не предусматриваться. 3. Для АТП с числом 250— 400 автомобилей площадь помещений для мойки агрегатов и деталей принимается равной 72-108м2, кислотной 18-36 м2, зарядной 12-24 м2и аппаратной 15-18м2.
|