Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
НАЧАЛЬНыЕ эТАПы РАЗВИТИЯ ОХРАНы ПРИРОДы
Понимание людьми необходимости ограничения воздействия своей хозяйственной деятельности на природу появилось очень давно. Изменения естественных природных ландшафтов в результате хозяйственной деятельности в рабовладельческих государствах Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии происходили так быстро, что предпринимались отдельные меры для уменьшения антропогенного воздействия на природу. Так, вавилонский царь Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) в специальном своде законов (кодексе) указал меры по охране лесов; леса были разделены на участки и находились в ведении «лесничих». Они несли ответственность за сохранность лесов, за должностные нарушения карались смертной казнью. В Книге мертвых (Древний Египет) собраны заклинания душ умерших на суде бога Осириса, в молениях которых для оправдания умерших говорилось следующее: «Я не истреблял животных на пастбищах. Я не ловил сонной рыбы. Я не сгонял животных с божьих земель...» Перечисленные действия уже тогда считались грехом. Для ограничения охоты на стадных животных и сокращения вылова рыбы были объявлены священными озера, рощи бога Осириса (своеобразные заповедники). Заповедные территории в Индий были выделены не позднее II-III вв. н.э., если судить по древнеиндийскому трактату по управлению государством «Артхашастра». В III в. до н. э. Ашока, правитель Магадхи (государство охватывало территорию почти всей Индии), издал специальные, опирающиеся на религию, природоохранительные законы. Кроме священных гор, рощ, озер сравнительно давно стали охранять места великокняжеских и царских охот. Магараджи создавали строго охраняемые охотничьи резерваты в собственных владениях. Позднее многие княжеские охотничьи заказники становятся государственными резерватами. Задолго до нашей эры заповедники создавали в отдельных княжествах Китая. Строго охранялись животные в обширном императорском охотничьем парке в окрестностях Пекина. Только там до середины XIX в. сохранился олень Давида. Полагают, что в парках буддистских монастырей до нашего времени сохранился третичный реликт Гинкго. Издавна, по крайней мере со времени основания Улан-Батора (XVII в.), охраняется расположенная рядом с ним поросшая лесом священная гора Богдо. Законодательным актом территория священной горы Богдо-Ула была объявлена заповедной и неприкосновенной в 1809 г. Во времена Карла Великого (742-814 гг.) было принято много королевских указов, декретов и других государственных документов, направленных на регламентацию охоты и имевших природоохранное значение. В Х в. мазовецкий князь Болеслав I установил охрану европейского тура, великий литовский князь Ягайло в XIV в. запретил охоту на зубра и тарпана в своих владениях. В 1584 г. архиепископ Зальцбургский призвал к охране исчезающих каменных козлов. В середине XVI в. в Западной Европе было создано немало частных заповедников. Большинство их - закрытые охотничьи хозяйства, служившие резервными источниками мясного продовольствия. Они обеспечили сохранение до наших дней зубра, благородного оленя, лани и др. В XIX в. стали создавать государственные природные (национальные) парки и заповедники (резерваты). Первым в мире государственным (Йеллоустонский) парк был создан в США (в штате Вайоминг) в 1872 г. Перед этим парком были поставлены следующие задачи: сохранение ценных в научном, эстетическом и историческом отношении естественных природных ландшафтов в рекреационных, культурно-просветительских и исследовательских целях.
|