Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
СОВРЕМЕННый эТАП ОХРАНы ПРИРОДы
После распада Советского Союза важно было сохранить преемственность в деле охраны природы между существовавшими ранее и новыми государственными структурами, закрепить прежние достижения в новых условиях, сохранить те положительные стороны природоохранной деятельности, которые существовали в РСФСР. Это касалось законодательных актов, системы управления и функционирования природоохранных государственных и общественных организаций. Следует учитывать, что законы об охране природы, принятые в 1957-1963 гг. во всех союзных республиках, к началу 1990-х гг. устарели и фактически потеряли силу. Был подготовлен и принят Верховным Советом Российской федерации (19 декабря 1991 г.) Закон «Об охране окружающей природной среды», который регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты. Охране последних посвящены специальные законодательства. В соответствии с этим законом задачами природоохранительного законодательства являются: охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воздействия на нее хозяйственной или иной деятельности; оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества Для адаптации этого закона к новым условиям в 1993 г. был издан постатейный комментарий к нему. Этот документ включает и экологические требования на следующих трех уровнях: к хозяйственным субъектам; к разным стадиям хозяйственного процесса (планирование, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация объектов); к видам хозяйственного воздействия (сельское хозяйство, мелиорация, энергетика, строительство городов и т. д.). Следует отметить его широкий законодательный спектр, включающий разделы: «Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду»; «Экономический механизм охраны окружающей природной среды»; «Государственная экологическая экспертиза»; «Экологический контроль»; «Ответственность за экологические правонарушения»; «Возмещение вреда, причиненного экологическими правонарушениями»; «экологическое воспитание, образование, научные исследования»; «Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды» и др. Были внесены изменения в ранее принятые законы, например в 1995 г. Государственной Думой был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» (1992). Активизация природоохранительной деятельности проявилась в создании и утверждении парламентом других законов, направленных на охрану природы, например «Об особо охраняемых природных территориях» (февраль 1995), «О животном мире» (март 1995). На основе анализа состояния окружающей среды и природных ресурсов были подготовлены и изданы «Обзор состояния окружающей природной среды в СССР» (М., 1990), «Национальный Доклад к Конференции ООН 1992 г. по окружающей среде и развитию» (1991), а с 1992 г. публикуются ежегодные государственные доклады о состоянии окружающей природной среди российской Федерации. По примеру этих общих для страны ежегодных обзоров стали издавать региональные сводки, например «Государственные доклады о состоянии окружающей природной среды г. Москвы», «Состояние зеленых насаждений в Москве. Аналитический доклад» (1998). В то же время в условиях затяжного экономического кризиса общая природоохранная деятельность в стране существенно ухудшилась. Из-за плохого финансирования ослабела охрана заповедных территорий, резко возросло браконьерство, ухудшился контроль со стороны санитарно-эпидемиологических и противочумных организаций, возросло число эпизоотий и эпидемиологических заболеваний. Во второй половине 1990-х гг. в стране появился такой опасный вредитель, как перелетная саранча. Огромные лесные территории не только в Сибири, на Дальнем Востоке, но и в Центральном районе Европейской России засушивших жарким летом 1999 г. и 2000 г. были охвачены пожарами, на борьбу с которыми не хватало средств, техники, специалистов. Вместе с тем из-за недофинансирования и закрытия многих предприятий добывающей, перерабатывающей, строительной отраслей промышленности существенно уменьшился антропогенный пресс на естественные природные ландшафты, сократилось загрязнение окружающей природной среды. С прекращением деятельности лесозаготовительных предприятий, сокращением площадей сельскохозяйственных угодий связано расширение лесовообновления, а это, в свою очередь, способствовало восстановлению численности многих животных. Естественно, перестройка системы охраны природы требует времени, падежного функционирования в новых условиях, постоянного внимания и регулярного финансирования, в том числе и восстановления нарушенных связей между разными направлениями природоохранительной деятельности, нуждающимися в координации в государственном масштабе.
|