Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные системы римского права






РЧП состояло из 5 основных систем:

 

 Цивильное право;

 

 Преторское право;

 

 Право народов;

 

 Естественное право;

 

 Право справедливости.

 

Данные системы, с одной стороны, отражали структурное построение РЧП, а с другой стороны, эволюцию РЧП как динамичной и исторически развивающейся системы права.

Исторически первой возникла система цивильного права (ius civile).Цивильноеправовозниклокакдревнеримскоеправо, система правовыхнорм, регулирующаяотношениятолькомеждуквиритами.

цивильное право носило строго национальный характер, и кроме того, обладало таким недостатком, как формальность, обрядность и строгость правовых предписаний.

Поэтомупараллельносцивильнымправом стала формироваться вторая система римского права – преторское право

(ius honorarium). Действие преторского права распространялось уже и на иные социальные категории, которые могли совершать сделки с квиритами, пользуясь нормами преторского права. Преторское право было порождениемдеятельностипреторов(магистратов), которые, неимея возможности изменять предписанияцивильного права, в процессе правоприменения путём преторских эдиктов перерабатывали нормы цивильного права, приспосабливая их к новым экономическим и социальным отношениям.

Дальнейшее усложнение структуры экономических и социальных отношений, развитие торговли

Этипричиныпривеликформированиютретьейсистемы римского права – права народов (iusgentium). Право народов регулировало отношения между всеми народами Рима и состояло, прежде всего, из национальных норм народов, входивших в состав Римского государства, и с другой стороны, из переработанных норм цивильного и преторского права. Таким образом, право народов являлось универсальным правом, которое было способно регламентировать отношения между всеми социальными слоями.

Следующая система римского права – право справедливости (iustitia).Даннаясистемаправаявляласьдополнениемк преторскому праву и праву народов, и применялась, главным образом, в деятельности судебных магистратов. В основе права справедливости лежал принцип

справедливости, а именно - в случае отсутствия конкретных правовых норм на практике юридические казусы решались, основываясь на принципе справедливости. Порождением права справедливости являлся сохранившийсядонынешнихвремён принцип(презумпция)доброй совести при совершении сделок – согласно праву справедливости, сторона, совершившая сделку, считается добросовестной, пока не доказано обратное.

Последняя система права – естественное право (ius naturale). Эта система права также являлась дополнением цивильного права, преторского права и права народов. Римские юристы полагали, что в основе права лежит добрая природа человека, а само право покоится на нравственном сознании и естественном законе, предопределённом самой природой, её гармонией и чистотой.

цивильное право носило строго национальный характер, и кроме того, обладало таким недостатком, как формальность, обрядность и строгость правовых предписаний.

Поэтомупараллельносцивильнымправом стала формироваться вторая система римского права – преторское право

(ius honorarium). Действие преторского права распространялось уже и на иные социальные категории, которые могли совершать сделки с квиритами, пользуясь нормами преторского права. Преторское право было порождениемдеятельностипреторов(магистратов), которые, неимея возможности изменять предписанияцивильного права, в процессе правоприменения путём преторских эдиктов перерабатывали нормы цивильного права, приспосабливая их к новым экономическим и социальным отношениям.

Дальнейшее усложнение структуры экономических и социальных

отношений, развитие торговли

Этипричиныпривеликформированиютретьейсистемы римского права – права народов (iusgentium). Право народов регулировало отношения между всеми народами Рима и состояло, прежде всего, из национальных норм народов, входивших в состав Римского государства, и с другой стороны, из переработанных норм цивильного и преторского права. Таким образом, право народов являлось универсальным правом, которое было способно регламентировать отношения между всеми социальными слоями.

Следующая система римского права – право справедливости (iustitia).Даннаясистемаправаявляласьдополнениемк преторскому праву и праву народов, и применялась, главным образом, в деятельности судебных магистратов. В основе права справедливости лежал принцип справедливости, а именно - в случае отсутствия конкретных правовых норм на практике юридические казусы решались, основываясь на принципе справедливости. Порождением права справедливости являлся сохранившийсядонынешнихвремён принцип(презумпция)доброй совести при совершении сделок – согласно праву справедливости, сторона, совершившая сделку, считается добросовестной, пока не доказано обратное.

Последняя система права – естественное право (ius naturale). Эта система права также являлась дополнением цивильного права, преторского права и права народов. Римские юристы полагали, что в основе права лежит добрая природа человека, а само право покоится на нравственном сознании и естественном законе, предопределённом самой природой, её гармонией и чистотой.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал