![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные системы римского права
РЧП состояло из 5 основных систем:
Цивильное право;
Преторское право;
Право народов;
Естественное право;
Право справедливости.
Данные системы, с одной стороны, отражали структурное построение РЧП, а с другой стороны, эволюцию РЧП как динамичной и исторически развивающейся системы права. Исторически первой возникла система цивильного права (ius civile).Цивильноеправовозниклокакдревнеримскоеправо, система правовыхнорм, регулирующаяотношениятолькомеждуквиритами. цивильное право носило строго национальный характер, и кроме того, обладало таким недостатком, как формальность, обрядность и строгость правовых предписаний. Поэтомупараллельносцивильнымправом стала формироваться вторая система римского права – преторское право (ius honorarium). Действие преторского права распространялось уже и на иные социальные категории, которые могли совершать сделки с квиритами, пользуясь нормами преторского права. Преторское право было порождениемдеятельностипреторов(магистратов), которые, неимея возможности изменять предписанияцивильного права, в процессе правоприменения путём преторских эдиктов перерабатывали нормы цивильного права, приспосабливая их к новым экономическим и социальным отношениям. Дальнейшее усложнение структуры экономических и социальных отношений, развитие торговли Этипричиныпривеликформированиютретьейсистемы римского права – права народов (iusgentium). Право народов регулировало отношения между всеми народами Рима и состояло, прежде всего, из национальных норм народов, входивших в состав Римского государства, и с другой стороны, из переработанных норм цивильного и преторского права. Таким образом, право народов являлось универсальным правом, которое было способно регламентировать отношения между всеми социальными слоями. Следующая система римского права – право справедливости (iustitia).Даннаясистемаправаявляласьдополнениемк преторскому праву и праву народов, и применялась, главным образом, в деятельности судебных магистратов. В основе права справедливости лежал принцип справедливости, а именно - в случае отсутствия конкретных правовых норм на практике юридические казусы решались, основываясь на принципе справедливости. Порождением права справедливости являлся сохранившийсядонынешнихвремён принцип(презумпция)доброй совести при совершении сделок – согласно праву справедливости, сторона, совершившая сделку, считается добросовестной, пока не доказано обратное. Последняя система права – естественное право (ius naturale). Эта система права также являлась дополнением цивильного права, преторского права и права народов. Римские юристы полагали, что в основе права лежит добрая природа человека, а само право покоится на нравственном сознании и естественном законе, предопределённом самой природой, её гармонией и чистотой. цивильное право носило строго национальный характер, и кроме того, обладало таким недостатком, как формальность, обрядность и строгость правовых предписаний. Поэтомупараллельносцивильнымправом стала формироваться вторая система римского права – преторское право (ius honorarium). Действие преторского права распространялось уже и на иные социальные категории, которые могли совершать сделки с квиритами, пользуясь нормами преторского права. Преторское право было порождениемдеятельностипреторов(магистратов), которые, неимея возможности изменять предписанияцивильного права, в процессе правоприменения путём преторских эдиктов перерабатывали нормы цивильного права, приспосабливая их к новым экономическим и социальным отношениям. Дальнейшее усложнение структуры экономических и социальных отношений, развитие торговли Этипричиныпривеликформированиютретьейсистемы римского права – права народов (iusgentium). Право народов регулировало отношения между всеми народами Рима и состояло, прежде всего, из национальных норм народов, входивших в состав Римского государства, и с другой стороны, из переработанных норм цивильного и преторского права. Таким образом, право народов являлось универсальным правом, которое было способно регламентировать отношения между всеми социальными слоями. Следующая система римского права – право справедливости (iustitia).Даннаясистемаправаявляласьдополнениемк преторскому праву и праву народов, и применялась, главным образом, в деятельности судебных магистратов. В основе права справедливости лежал принцип справедливости, а именно - в случае отсутствия конкретных правовых норм на практике юридические казусы решались, основываясь на принципе справедливости. Порождением права справедливости являлся сохранившийсядонынешнихвремён принцип(презумпция)доброй совести при совершении сделок – согласно праву справедливости, сторона, совершившая сделку, считается добросовестной, пока не доказано обратное. Последняя система права – естественное право (ius naturale). Эта система права также являлась дополнением цивильного права, преторского права и права народов. Римские юристы полагали, что в основе права лежит добрая природа человека, а само право покоится на нравственном сознании и естественном законе, предопределённом самой природой, её гармонией и чистотой.
|