Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конкуренция и результативность
Конкуренция достигает целей эффективности, прогресса и социальной справедливости, когда она является совершенной, что опирается на следующие условия: 1. Абсолютное знание всеми участниками всех нынешних и будущих условий на рынке (идеальная информационная симметрия). 2. Абсолютная мобильность ресурсов и участников рынка. 3. Рациональное поведение всех участников – потребители максимизируют полезность, производители – прибыль. 4.Стабильность выделенных предпочтений, технологий, окружающей среды в условиях равновесия. 5. Отсутствие нерыночных отношений между потребителями и производителями (например, нотариус консультирует бесплатно парикмахера в обмен на бесплатную стрижку). 6. Чистая конкуренция с обеих сторон на каждом рынке – у каждой фирмы малая доля на рынке. Нетрудно видеть, что первые два положения явно нереальны, остальные могут быть приняты с определенными допущениями. При этих условиях связь каждой из фирм с рынком очевидна (рис.5). Рисунок 5 – Связь фирмы (а) и рынка (а) в условиях совершенной конкуренции
Кривая «затраты - выпуск» - АТС - для фирмы имеет U – образную форму, определяющую точку (предел) оптимального масштаба, где средние затраты являются минимальными. Фирма в долгосрочном периоде получает прибыль на уровне равенства цены предельным издержкам и минимальным средним затратам, когда цена насильно опускается до точки P2: P2=min ATC=MC. Если цена повысится до уровня P1, то возможно получение сверхприбыли в размере заштрихованного прямоугольника (Р1 – Р2) х q1. Кривая спроса для отдельной фирмы представляет собой горизонтальную прямую, проходящую через рыночную цену, поскольку конкурент не имеет свободы своих действий в области цен: кривая имеет бесконечно высокую эластичность. Для максимизации своей прибыли данная фирма, равно как и все остальные, устанавливает выпуск продукции, на котором предельный доход равен предельным издержкам. Важно, что в этих случаях не существует Х – неэффективности, поскольку неэффективные фирмы не смогут существовать. Каждый товар потребляется в точке, где его предельная полезность находится на одной линии с его ценой, и выступает как основное средство правильной экономической ценности. Эффективный результат конкуренции является достаточно прочным (устойчивым); любая дополнительная прибыль является сравнительно небольшой. Вместе с тем, в области совершенных рынков всегда существуют определенные ограничения, которые обусловливают сравнительно малую область эффективности. Это связано со следующими условиями. Во-первых, существуют внешние эффекты, связанные с изменениями окружающей среды – загрязнениями атмосферы, водных источников и территорий промышленными выбросами; нерациональная добыча полезных ископаемых и т.д. Внешними эффектами можно считать и общественные товары (дамбы, защитные сооружения, системы образования и здравоохранения и т.д.). Любые внешние факторы побуждают к общественно неэффективному проявлению конкуренции и распределению. Во-вторых, эффективное распределение не гарантирует справедливости исхода из этических критериев, причем по многим соображениям, вытекающим из прав собственников. В-третьих, технологический прогресс может выступать мощным фактором и обеспечения эффективности, и нестабильности для различных фирм – одни из них могут быстро реализовать или скопировать нововведение, другие не способны к этому. Технологические изменения, попавшие в сферу чистой конкуренции, способны усилить процессы и условия ухода от чистой конкуренции. В-четвертых, необходимо назвать и другие факторы, такие, как свободу выбора, безопасность, удовлетворение работой, которые во многом все-таки оказываются за пределами системы конкуренции и ею не управляемы.
|