Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мотивы слияний и поглощения фирм
Чистая теория слияний предполагает слияние фирм в идеальных условиях, т. е. руководители эффективно используют властные ресурсы, исключается Х-неэффективность, ресурсы вкладывающие в самые прибыльные рынки; не существует проблемы агентов; управляющие являются послушным инструментом в руках держателей акций и добиваются максимизации рыночной оценки фирмы, рыночная оценка фирмы после слияния превышает предшествующую сумму оценок. В связи с этим могут быть классифицированы следующие «чистые» мотивы слияния (с точки зрения чистой теории слияний). 1. Усиление рыночной власти. Слияние фирм усиливает рыночную концентрацию и дает большую рыночную власть; вместе с тем, рост концентрации не обязательно означает повышение прибыли, это зависит от рыночной ситуации. Вместе с тем, возникающая при слиянии концентрация может нарушить существовавший до этого баланс соглашения олигополистов и вызвать столкновения. Таким образом, повышение концентрации на рынке может принести определенный выигрыш, но он далеко не всегда неизбежен. 2. Сокращение расходов на рекламу и стимулирование сбыта. Слияние может способствовать снижению расходов на рекламу и стимулировать сбыт, особенно в случае горизонтальных слияний, когда осуществляется объединение производств. Однако, как и в первом случае, необходимо учитывать реакцию конкурентов на рынках олигополий. 3. Выигрыши от эффективности, недоступные в иных случаях. Они включают следующие: 3.1. Экономия на масштабе, который может быть достижим в длительном периоде, что связано с необходимостью достижения оптимального размера компании. 3.2. Неделимые или свободные ресурсы, что связано с невозможностью уменьшения в размерах определенных ресурсов (например, технологические комплексы). Слияния могут дать возможность использовать их полнее, а также шире использовать искусство управления руководителя, включая оптимальный подбор менеджмента; использование торговых сетей в полном объеме и т.д. 3.3. Экономия в сфере НИКР на основе лучшего использования интеллектуальных ресурсов, объединения исследовательских систем и сетей. 3.4. Экономия при получении финансовых ресурсов- крупные компании имеют доступ к более масштабным и дешевым кредитам, что способствует также снижению уровня рисков. 3.5. Устранение трансакционных издержек путем слияния (особенно при вертикальной интеграции) может снизить необходимые затраты путем замены сделок на рынке планированием и координацией внутри фирм. Итак, почему фирма может стремиться к разрешению своих проблем путем слияния, а не создания собственных комбинаций ресурсов? Здесь имеются следующие причины: 1. Слияние предпочтительно в тех случаях, когда целью фирмы является увеличение доли на рынке на основе создания в среднесрочной перспективе дополнительных мощностей. 2. Фирма имеет возможность преодоления входного барьера на рынке, избегая альтернативы - дорогостоящей конкурентной борьбы. 3. Слияние исключает неизбежные задержки и риски, связанные с организацией и планированием инвестиционной программы. 4. При покупке действующего предприятия с его проверенной рыночной активностью значительно сокращается финансовый и производственный риск. 5. При слиянии могут быть приобретены специфические ресурсы другой фирмы, обладающие различной природой.
|