Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. Курс лекций по историиСтр 1 из 18Следующая ⇒
Омск 2013 ФИЛИАЛ НОУ ВПО СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (ОМСК) ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ БУК «ОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБЛАСТНАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. А.С. ПУШКИНА» ФГБОУ ВПО «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. П.А. СТОЛЫПИНА» _________________________________________________________________________________
Курс лекций по истории Для непрофильных специальностей
Рекомендовано методической комиссией при филиале НОУ ВПО «Столичная финансово-гуманитарная академия» в г. Омске
Омск-2013 УДК 93(075) ББК 63я7 К 93
Рецензенты: Д.и.н., профессор – А.А. Штырбул; К.и.н., доцент – И.В. Новикова. К 93 Курс лекций по истории для непрофильных специальностей: учебное пособие/ О.А. Кирьяш (и др.); под ред. О.А. Кирьяш – Омск: ИПК Макшеевой Е.А.: 2013. – … с.
ISBN 978-5-904154-61-5
Курс лекций по истории для непрофильных специальностей дает возможность ознакомиться с основными проблемами отечественной и мировой истории. Пособие выполнено в рамках историко-краеведческой лаборатории БУК «Омская государственная областная научная библиотека им. А.С. Пушкина» и ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина.
ISBN 978-5-904154-61-5
© Историко-краеведческая лаборатория БУК «Омская государственная областная научная библиотека им. А.С. Пушкина» и ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина Оглавление
Введение ………………………………………………………………………………………… Лекция 1. Средневековье как этап всемирной истории…………………………. Лекция 2. Становление и развитие европейской средневековой христианской цивилизации в IV – XVI вв.: Западная Европа, Византия, Русь (Московское царство)…………………….. Лекция 3. Киевская Русь: от раннефеодального государства до политической раздробленности…………………………………………………………………………………. Лекция 4. Страны Европы в XVI в. Абсолютизм: общее и особенное……………………….. Лекция 5. Социальные движения в России (конец XVI - XVII вв.)…………………………… Лекция 6. Великие географические открытия, международные отношения и европейская колониальная экспансия в XVII - XVIII вв……….…………………………………………… Лекция 7. Буржуазные революции в Европе. Война за независимость Североамериканских колоний и образование США……………………………………………………………………. Лекция 8. Эволюция международных отношений XVII- конец XX в……………………..….. Лекция 9. Революции 1905 и 1917 гг. в России………………………………………………… Лекция 10. Развитие стран Востока: политическое, экономическое развитие, особенности менталитета (1918 - 2000.)………………………………………………………………………. Лекция 11. Советская модель модернизации………………………………………….. Лекция 12. Народы России и национально-государственное строительство в XVI - XX вв.. Лекция 13. СССР во Второй мировой войне. Отечественная война советского народа…… Лекция 14. Внешняя политика СССР и России: общее и особенное (1945-2010)…..……….. Лекция 15. Формирование постиндустриальной цивилизации (конец XX- начало XXI в.)... Список литературы…………………………………………………………………………… Информация об авторах…………………………………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «История» является фундаментальной дисциплиной, которая входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла. Дисциплина «История» изучается студентами всех факультетов на первом курсе Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина. Основными формами промежуточной аттестации дисциплины в большинстве случаев является зачет (1 семестр) и экзамен (2 семестр). Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц. Основная цель дисциплины заключается в формировании целостного видения процессов и явлений отечественной и мировой истории. В соответствии с современной моделью высшего профессионального образования федерального государственного стандарта третьего поколения, преподавание дисциплины «История» нацелено на формирование таких компетенций общекультурного и профессионального характера как: - владение культурой мышления; -способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; - умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; - способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире; - способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем; - способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач. В результате изучения дисциплины «История» студент должен: - знать основные факты, события и явления отечественной и мировой истории. - уметь применять оперировать основными понятиями, терминологией исторической науки, составлять развернутую характеристику исторических явлений, событий и процессов. - владеть (быть в состоянии продемонстрировать) способностью понимать, критически анализировать и излагать историческую информацию, систематизировать и анализировать данные таблиц, графиков и карт, навыками аргументации. Лекционный курс по дисциплине «История» предназначен для студентов 1 курса всех специальностей Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина и является частью учебно-методического комплекса по дисциплине «История». Курс лекций разработан на основе образовательного стандарта третьего поколения высшего профессионального образования и охватывает события мировой и отечественной истории с IX - XXI вв. Несмотря на наличие других образовательных форм обучения, лекция не теряет своей актуальности и значимости. Она является ведущей формой обучения в вузе. Ее основная цель- формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебными материала. Будучи главным звеном дидактического цикла обучения, она выполняет научные, образовательные, воспитательные, мировоззренческие функции. Хотя основа материала лекций и учебника одинакова, лекция имеет неоспоримое преимущество перед учебником: в ней дается новейшее освещение научных вопросов, приводятся самые современные данные о достижениях науки, техники и производства, которых в учебнике может и не быть. Помимо этого, лекция и учебник различаются объемом материала: если учебник приводит подробности, детали, то в лекции их, как правило, нет. В лекции отражается личное творчество лектора. Это способствует повышению у студентов интереса к предмету, активизирует их мысленную работу. Курс лекций по дисциплине «История» является базовым из трёх изданий включающих в себя справочное пособие по дисциплине «История» и методические разработки для проведения семинарских занятий. Курс представлен 15 лекциями по отечественной и мировой истории. Лекционный курс выстроен по проблемно-хронологическому принципу. В связи с переоценкой многих событий и процессов мировой и отечественной истории, авторы попытались представить полный спектр мнений и подходов. В основу лекционного курса легли принципы многообразия и дискуссионной рефлексии теоретических и содержательных альтернатив исторического процесса. Проблемность построения лекционного материала способствует развитию логического мышления и аналитических способностей студентов. Многообразие точек зрения, открытость новым интерпретациям, дискуссионность как основной дидактический принцип - все это становится основой методики преподавания гуманитарных дисциплин в последнее время. Такой подход способствует формированию у студентов умения мыслить самостоятельно, находить реальные проблемы, альтернативные варианты ее решения, аргументировать свою точку зрения. Каждая лекция сопровождается списком литературы, с которым может ознакомиться студент, для более глубокого освоения проблемы. Литература представлена как печатными, так и электронными ресурсами. После каждой лекции авторами предложен список вопросов, ответив на которые студент может повторить и закрепить, а также переосмыслить предложенный материал. Предлагаемый курс лекций призван: - показать множественность и динамику развития взглядов в отношении событий, явлений и процессов мировой и отечественной истории; - показать многофакторность исторического процесса, его сложность и неоднозначность; - развить у студентов умение поиска конкретной исторической информации (в каждую лекцию включен обзор необходимой литературы по рассматриваемой проблеме); Лекционный курс может быть использован при подготовке к выпускным экзаменам в школе, вступительным экзаменам в вузе, семинарским занятиям, экзаменам в вузе по дисциплине «История». Настоящее издание адресовано преподавателям, школьникам, абитуриентам, студентам, а также всем интересующимся историей.
|