Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормотворческий процесс.






Нормотворчество - выходная функция политической системы, выражающаяся в разработке законов и правил, регулирующих поведение субъектов политики, введение их в действие и выполнение.

Административно-нормотворческий процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по созданию подзаконных нормативных правовых актов в целях создания правовой базы для реализации законов.

Общие черты административно-нормотворческого процесса:

является составным элементом (частью) административного процесса;

ему свойствен неюрисдикционный (позитивный) характер;

осуществляется в целях создания правовой базы для реализации законов;

реализуется ограниченным кругом уполномоченных субъектов;

результатом является подзаконный нормативный правовой акт.

Основные направления государственной политики.

Приоритетные направления государственной политики современной России – сферы образования, здравоохранения, развитие жилищной сферы и сельское хозяйство. Основным механизмом реализации политики является программный подход. Производной программного подхода можно считать практику разработки и реализации национальных проектов, посредством которых предлагается решить проблемы в указанных сферах. Идея национальных проектов – президентская инициатива, Реализация национальных проектов, начавшаяся 1 января 2006 г., финансируется из федерального бюджета.


 

 


БИЛЕТ № 26 1.Гражданские правоотношения. Гражданское право в системе права России. Гражданское правоотношение: понятие, содержание, субъекты и объекты. Виды гражданских правоотношений. Физические лица как субъекты гражданских правоотношений. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений. Виды юридических лиц. Коммерческие и некоммерческие организации.

Гражданское право в системе права России. Понятие и особенности гражданского законодательства. Состав гражданского законодательства.

Гражданское право – отрасль права, объединяющая правовые нормы, регулирующие имущественные, а также личные неимущественные отношения.

Предметом гр. права является имущественные отношения и отношения, которые не являются имущественными, но тесно с ними связаны.

Принципы гражданского права:

- равенство участников гражданских правоотношений,

- неприкосновенности собственности,

- свободы договора,

- недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела,

- беспрепятственности осуществления гражданских прав,

- восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Гражданское законодательство имеет определенную систему, которая отражает значение, особенности и взаимосвязи отношения. Наличие такой системы облегчает построение гражданского права, его изучение, а также поиск конкретных норм и их практическое применение.

Основные функции ГП:

- регулятивная обеспечивает урегулирование нормами гражданского права отношений собственности, товарно-денежных, а также личных неимущественных;

- охранительная направлена на защиту гражданских прав от нарушений.

- предупредительно-стимулирующая функция - стимулирование различными гражданско-правовыми средствами необходимого поведения граждан и организаций.

Гражданские правоотношения – юридическая связь равных обособленных субъектов имущественных и личных неимущественных отношений, которая выражается наличием у них субъективных прав и обязанностей.

Содержание гражданского правоотношения состоит из:

- материального (социального) содержания - это само общественное отношение, правила поведения;

- юридического содержания - это субъективные права и обязанности.

Субъекты гражданских правоотношений – граждане и юридические лица, по своему усмотрению осуществляющие принадлежащие им гражданские права, а также государство.

Объекты – те жизненно важные блага и материальные ценности, которыми субъекты гражд.правоотношений вправе обладать: имущество либо вещи; услуги или выполняемые работы; результаты творческой деятельности; личные неимущественные блага (честь, совесть)

Правоотношения делятся на имущественные и личные неимущественные. Имущественные отношения:

- отношения вещного характера – определяют право собственности на вещь;

- отнош-я обязательственного характера – отнош-я, связанные с переходом имущества от одного субъекта к другому;

Личные неимущественные отношения:

- авторское право (на музыку, на живопись…);

- патентное право (на изобретение);

- защита чести, репутации, достоинства…

Физическое лицо является субъектом гражданских правоотношений. К физическим лицам относятся не только граждане России, но также иностранные граждане и лица без гражданства. Правосубъектность определяет, какими качествами должны обладать субъекты правового регулирования для того, чтобы иметь права и нести обязанности в соответствующей отрасли права. Представления о гражданской правосубъектности связываются с наличием у лиц таких качеств, как правоспособность и дееспособность. Правоспособность - означает способность иметь гражданские права и нести обязанности; возникает с момента рождения и до смерти. Дееспособность – означает способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их; возникает с момента достижения определенного возраста, а в полном объеме - с восемнадцати лет, т. е. совершеннолетия.

Юридическое лицо – организация, к-я имеет в собственности, хоз. Ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

К признакам юридического лица относятся: организационное единство; наличие обособленного имущества; самостоятельность имущественной ответственности; самостоятельное участие в судопроизводстве.

Правоспособность и дееспособность юр. лица начинается с дня регистрации.

В зависимости от цели деятельности юридические лица делятся на:

1.коммерческие:

- полные и командитные товарищества;

- ООО, ЗАО, ОАО;

- производственные кооперативы;

- гос-е и муниципальные унитарные предприятия;

2. некоммерческие:

- потребительские кооперативы;

- союзы;

- благотворительные общества;

- общественные и религиозные организации и тд

Государство как носитель суверенитета едино и неделимо, но является многоуровневым образованием, поэтому такая многоуровневость учитывается при анализе правосубъектности гос-ва и муниципальных образований. Гражданское законодательство исходит из того, что в целом участие государства и его частей в гражданском обороте строится на одинаковых принципах. Государство может участвовать в гражданско-правовых отношениях - обладать правоспособностью.

Правоспособность государства не может быть тождественна правоспособности различных физических и юридических лиц. Ряд возможностей может принадлежать только государству, например, приобретать имущество, не имеющее наследников, или выпускать государственные ценные бумаги.

Государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в целях наиболее эффективного осуществления власти, что предопределяет сущность правоспособности государства.

Государство или его образования сами неспособны своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать и исполнять обязанности. От их имени всегда действуют гос-е и муниц-е органы управления, сознание и воля которых позволяют действовать государству и образованиям как субъектам права.

В гражданско-правовых отношениях участвуют три категории субъектов: 1) Российская Федерация; 2) субъекты РФ; 3) муниципальные образования.

2.Федеральное Собрание – Парламент Российской Федерации. Правовой статус парламента Российской Федерации. Структура Федерального Собрания. Полномочия палат Федерального Собрания. Порядок формирования Государственной Думы и Совета Федерации.

 

Федеральное Собрание-парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации (ст. 94 Конституции). Он состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы. Формально Совет Федерации не является верхней палатой парламента, а Государственная Дума - нижней (это не установлено Конституцией).

Государственная Дума и Совет Федерации имеют разные статусы, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, Регламенте Государственной Думы, Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных законах. Согласно ст.11 Конституции Федеральное Собрание наряду с Президентом и судами Российской Федерации осуществляет государственную власть в нашей стране. На федеральном уровне Федеральное Собрание представляет законодательную власть Российской Федерации. Каждая палата устанавливает порядок работы в самостоятельно принимаемом ею регламенте (ч.4 ст.101 Конституции). Палаты в основном заседают раздельно. Единственным совместным органом двух палат, является согласительная комиссия, которая образуется палатами в случае возникновения разногласий при принятии закона (ст.105 Конституции).

В связи с принятием Конституции России изменился конституционный статус законодательного и представительного органа государственной власти Российской Федерации. В новой Конституции России перечень вопросов, подлежащих рассмотрению палатами Федерации и Собрания, более ограничен. Из сферы ведения парламента исключены распорядительные и контрольные функции. Парламентский контроль достаточно ограничен. За палатами парламента сохранено право осуществлять контроль за исполнением федерального бюджета, а за Государственной Думой - также полномочие решать вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.

Компетенция парламента. Федеральное собрание наряду с президентом, правительством и судами осуществляет государственную власть в стране, представляя ее законодательную ветвь. Исходя из этого, функции и конституционный статус Федерального собрания более ограничены: из сферы ведения парламента исключены распорядительные функции, а контрольные ограничены вопросами доверия правительству и правильностью исполнения бюджета.

Конституция устанавливает три группы полномочий парламента:

· Относящиеся к исключительному ведению палат - Совета Федерации и Государственной Думы (статьи 102 и 103); · Связанные с организацией деятельности палат (статья 101); По принятию федеральных законов (статья 105).

Федеральное собрание является основным представительным и законодательным органом страны и две его важнейшие функции – законотворчество и отражение интересов избирателей – реализуются различными механизмами. Помимо законодательной функции палаты парламента осуществляют большую группу кадровых назначений, имеют рычаги надзора и контроля над исполнительной властью, связаны системой сдержек и противовесов с другими высшими органами государственной власти. Парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства.

Конституция РФ закрепляет двухпалатную структуру парламента: Федеральное Собрание состоит из Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население РФ, а Совет Федерации состоит из членов, представляющих все субъекты РФ. Совет Федерации призван выражать интересы отдельных местностей, региональные мнения.

Основными функциями парламента являются:

1) представительство;

2) законотворчество;

3) контроль.

Основными стадиями законодательного процесса являются:

1) внесение законопроекта в Государственную Думу;

2) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе, принятие или отклонение закона;

3) рассмотрение закона Советом Федерации, его одобрение или неодобрение;

4) подписание Президентом РФ и обнародование закона.

Субъектами права законодательной инициативы являются:

2) Совет Федерации;

3) депутаты Государственной Думы;

4) Правительство РФ;

5) законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

6) Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, но только по вопросам их ведения.

В реализации этих функций участвуют обе палаты Федерального Собрания.

Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы закреплены непосредственно в Конституции РФ. Основной функцией парламента является функция законотворчества. В законодательном процессе участвует множество субъектов, однако основная нагрузка в законотворческой деятельности ложится на Государственную Думу. В соответствии со ст. 105 Конституции РФ Государственной Думой принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы РФ. Законодательным и представительным органом государственной власти (парламентом) Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ). Оно является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции РФ).

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя палата — Совет Федерации (полное именование — Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) и нижняя палата — Государственная Дума (полное именование — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Порядок формирования Совета Федерации

В Совет Федерации входит по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от исполнительного и законодательного органа власти субъекта. Поскольку состав Российской Федерации из-за объединения субъектов федерации менялся, то соответственно менялось и количество членов Совета Федерации.

Срок полномочий членов Совета Федерации совпадает со сроком полномочий назначающих (избирающих) их органов.

Председателем Совета Федерации является Матвиенко Валентина Ивановна


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал