Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Что дает продумывание системы целей на урок?
Исходя из ожидаемых результатов,
o подбираются способы и приемы обучения, которые позволят решить поставленные задачи и добиться цели.
o подбираются способы оценивания, которые будут ясными, понятными, прозрачными для каждого ребенка.
o способы оценивания должны быть адекватны избранным методам обучения (пример: была групповая работа на уроке – оценивается эта работа, были индивидуальные ответы – оценивают индивидуальную работу; была работа с картой – оценивается работа с картой и т.п.).
o усилия на уроке концентрируются на главном.
o есть ясность и гласность в совместных действиях учители и учеников.
В основу целеполагания способом Г следует положить
ТАКСОНОМИЮ (т.е. иерархию) целей обучения Б.БЛУМА (цели представлены в когнитивной области, в аффективной, в ценностной, в практической).
(Обратиться к таблице «Таксономия целей обучения Б. Блума»).
В этой таблице – уровни и цели обучения и развития познавательных навыков.
Вопрос к ней: Как эта таксономия помогает учителю при формулировке ожидаемых результатов нашим способом?
Табл. 2. Таксономия Блума (вариант для учителей-практиков)
Уровни
учебных
целей
| Определение
| Что делает обучающийся
| Что делает преподаватель
| Глаголы, которые помогут Вам придумать упражнение
| Знание
| Воспроизводство или определение местонахождения конкретных элементов информации
| Отвечает
Воспринимает, впитывает
Запоминает
Распознает
| Руководит, управляет, направляет
Рассказывает, сообщает Показывает Опрашивает, проверяет, экзаменует
| Сделайте сообщение - перечислите - опишите - воспроизведите - установите, что это, где это и т.д. -сформулируйте - узнайте - запомните - расскажите - изложите факты - повторите - определите
| Понимание
| Понимание
изложенного
материала
| Объясняет Истолковывает Интерпретирует Доказывает
| Доказывает
Слушает
Задает вопросы
Сравнивает
Сопоставляет
Опрашивает, проверяет,
экзаменует
| Измените - превратите - заново сформулируйте -перефразируйте - опишите - объясните - сделайте общий обзор - сделайте рецензию - расскажите - обобщите - суммируйте - свяжите воедино - проинтерпретируйте - разъясните своими словами - сделайте заключение, вывод - сформулируйте основную идею
| Применение
| Использование (применение) правил, концепций, принципов, теорий, идей в новых ситуациях
| Разрешает новые проблемы Доказывает Использует знания в новых ситуациях Создает, придумывает новое, конструирует
| Показывает
Фасилитирует, оказывает содействие, помогает, поддерживает Наблюдает
Критически разбирает работу, обсуждает
| Примените - попробуйте на практике - используйте -употребите - решите - докажите - продемонстрируйте - проиллюстрируйте - покажите - сделайте отчет
| Анализ
| Расчленение информации на составные части
| Обсуждает Раскрывает Перечисляет Анализирует Разбивает на части Разбирает критически
| Исследует Руководит, служит проводником, стимулирует Наблюдает
Действует как дополнительный ресурс для обучающихся
| Проанализируйте - разбейте на части - рассмотрите критически - разыщите - найдите - определите - различите - отличите -- проверьте - сравните - сопоставьте сделайте обзор - проинспектируйте - сделайте исследование - осмотрите изучите - отделите - разделите - распределите на категории - классифицируйте
| Синтез
(создание
нового)
| Создание из различных идей нового или уникального продукта или плана
| Обсуждает
Обобщает
Связывает воедино
Сопоставляет
Резюмирует, суммирует
| Дает обратную связь (рефлексию)
Расширяет, продолжает Оценивает, обсуждает
| Создайте - придумайте - изобретите - составьте -предскажите организуйте спланируйте сконструируйте - оформите - модифицируйте измените -вообразите - предположите, что будет если - улучшите создайте теорию предложите
| Оценка
| Оценивание значения материала или идей на основе определенных критериев или стандартов
| Судит, оценивает Обсуждает, дискутирует, подвергает сомнению Формирует, составляет Высказывает свое мнение
| Принимает, допускает, соглашается, признает Раскрывает критерии Гармонизирует, согласовывает
| Составьте мнение - придите к выводу отберите выберите - решите - оцените - критически разберите - обоснуйте - объясните - обсудите - проверьте -проконтролируйте - аргументируйте - рекомендуйте - определите
|
Табл.3. Категории учебных целей в когнитивной области.
Цель
| Действия ученика
| Результат действий
ученика
| 1.Знание
| Ученик запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие, принцип, процедуру)
| называет термины и исторические понятия; конкретные исторические факты; методы и процедуры своей работы
| 2.Понимание
| Ученик преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую (из развернутого изложения в более краткое; из словесного в схематическое; и т.д.)
| объясняет понятия; интерпретирует словесный материал; осмысливает причины и последствия события;
преобразует материал в схему и др.
| 3.Применение
| Ученик применяет знание изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации (по образцу в сходной или изменённой ситуации)
| использует понятия в новых ситуациях; применяет факты в новых ситуациях; обнаруживает правильное применение способов работы на уроке
| 4. Анализ
| Ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознаёт принципы построения целого
| выделяет противоречие;
проводит различия между фактами и следствиями;
видит ошибки в логике рассуждения
| 5. Синтез
| Ученик проявляет умение комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной (конструировать новое изложение материала на основе проявления его понимания)
| пишет творческое сочинение; составляет план своих учебных действий; использует межпредметные знания по изучаемому вопросу; излагает знания в новой логике согласно заданию
| 6. Оценка
| Ученик оценивает значение изученного материала и значимость своей работы
| оценивает по конкретным критериям (соотносит с эталоном) результаты своей работы.
|
|