Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы взаимодействия общества и природыСтр 1 из 4Следующая ⇒
ТЕМА №1. ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
Формы взаимодействия общества и природы Природа – естественная объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания людей. Человек как часть природы является звеном в цепи её естественных связей. С одной стороны, человек в отношении к природе выступает как субъект, воздействующий на природу с помощью специально создаваемых орудий и средств труда, потребляющий природные ресурсы. С другой стороны, он выступает как объект природы, испытывающий её воздействие, зависимый от состояния природной среды, качества окружающей среды, нуждающийся в обеспечении экологической безопасности. На основе данных фактов можно выделить следующие формы взаимодействия общества и природы: Отрицательное воздействие человека на окружающую среду при экономическом воздействии проявляется в форме: загрязнения, истощения и разрушения (уничтожения) природной среды. Таким образом, отношения по взаимодействию общества и природы можно подразделить на 3 группы:
№ 2. Понятие, предмет и метод экологического права. Исторически система правового регулирования взаимодействия общества и природы подразделяется на четыре этапа: гражданско-правовой, земельный, земельно-ресурсный, экологический. Хотя главную роль в системе регулирования «общество - природа» всегда выполняло земельное право, так как именно оно через свои регулятивные нормы выражало интересы общества в потреблении природных ресурсов. Толчком для развития экологического права как самостоятельной отрасли права послужило первоначально выделение земельного права как самостоятельной отрасли из системы гражданского права. По мере вовлечения в эксплуатацию других природных ресурсов из земельного права стали выделяться другие отрасли права - лесное, водное, горное. Появляется Природоресурсовое право, цель которого состояла в организации рационального использования природных ресурсов для удовлетворения экономических интересов общества. Но постепенно, по мере роста отрицательного воздействия хозяйствования на окружающую среду в требование рационального использования включается экологический элемент и образуется новая область права - природоохранительное право. Таким образом, такой исторический процесс привел к созданию экологического права как совокупности природоохранительного и природноресурсового отраслей права. Понятие «экологическое право» имеет три основных значения: ЭП как отрасль науки – наука о правовой охране окружающей среды. Предметом науки ЭП являются: методы научных исследований, законодательство, правоприменительную и правотворческую практику, историю развития ЭП, источники ЭП, экологические правоотношения, управление, контроль и т.д. ЭП как отрасль права – совокупность правовых норм (законодательство), регулирующих общественные отношения в процессе взаимодействия общества и природы. Она включает общие нормы и самостоятельные отрасли права (земельное, горное (недр), водное, лесное, охраны и использования животного мира, охраны атмосферного воздуха). ЭП как учебная дисциплина - система знаний, которая охватывает лишь основные аспекты отрасли права и отрасли знаний, призванные обеспечить понимание теоретических основ и реализация на практике правовых норм. Предмет экологического права – отношения в сфере взаимодействия общества и природы по поводу использования, воспроизводства и охраны объектов природной среды. К предмету ЭП относятся 4 группы отношений: Метод правового регулирования экологического права – способ правового воздействия на поведение участников экологических правоотношений. Специфика метода ЭП заключается в том, что он сочетает в себе черты двух основных методов права. В экологическом праве приоритетным методом является административно-правовой, так как природные ресурсы находятся преимущественно в собственности и ведении государства. Суть административно-правового метода регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравном положении – между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения. В экологическом праве данный метод опосредуется в специфических формах – нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др. Гражданско-правовой метод регулирования проявляется в порядке заключения договоров на природопользование, судебном разрешении возникающих споров, определения размера вреда, причинённого экологическими правонарушениями.
|