![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и общая характеристика государственного управления в области природопользования и охраны окружающей средыСтр 1 из 3Следующая ⇒
Тема № 7. Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды
Понятие и общая характеристика государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды
Управление рассматривается как важнейший элемент государственного воздействия на обеспечение рационального природопользования, воспроизводства, защиты и охраны окружающей среды. Изменения, происходящие в системе органов государственных В юридической литературе предлагаются различные определения понятия управления природопользованием и охраной окружающей среды. В советский период государственное управление природными ресурсами обычно рассматривалось как осуществление органами государственной власти, исполнительными и распорядительными органами функций, вытекающих из содержания права исключительной собственности государства на землю, недра, воды и леса. Главной задачей государственного управления в данной области являлась организация рационального использования и охраны природных богатств. В юридической литературе подчеркивалось, что главным объектом государственного управления является деятельность, «распоряжение вещами», которая осуществляется людьми. А.Б. Бронина и О.И. Крассов под управлением понимают исполнительно-распорядительную деятельность государственных органов, к основным принципам которой, в частности, они относят признание общегосударственного экологического, экономического и социального значения природных ресурсов; четкое разделение функций распоряжения и их хозяйственного использования; непрерывное неистощающее и рациональное использование природных ресурсов; эффективное сочетание отраслевых и территориальных форм управления в обеспечении рачительного использования природных богатств; ведущую роль экономических методов и форм в управлении, широкое применение аренды и платности; дифференцированный подход к организации управления различными природными объектами. А.Н. Крамник рассматривает государственное управление как отдельный вид государственной деятельности наравне с законодательной, судебной деятельностью, прокурорским надзором. Государственное управление осуществляется государственными органами, и в первую очередь – органами государственного управления (исполнительной власти). Оно имеет публичный характер, политический оттенок и является государственно-властным. Управление природопользованием и охраной окружающей среды характеризуется следующими чертами: • во-первых, это деятельность государственных органов исполнительно-распорядительного характера; • во-вторых, это деятельность, не только направленная на практическое исполнение нормативных правовых актов, но и нормотворческая деятельность; • в-третьих, это деятельность по регулированию специфических отношений, т. е. отношений в области природопользования, воспроизводства, охраны окружающей среды; • в-четвертых, деятельность специально уполномоченных органов. Представляется обоснованным рассматривать управление природопользованием и охраной окружающей среды не только как подзаконную, исполнительно-распорядительную деятельность, но и как нормотворческую деятельность компетентных органов. Таким образом, управление природопользованием и охраной окружающей среды – это деятельность государства по организации рационального использования, воспроизводства природных ресурсов, охраны и защиты окружающей среды, достижению экологической безопасности, а также по обеспечению режима законности и конституционных гарантий прав граждан на благоприятную окружающую среду. Управление природопользованием и охраной окружающей среды является составной частью социального управления. Его объектом выступают отношения по совершенствованию природопользования, сохранению и восстановлению окружающей среды. Правовая категория «управление окружающей средой» включает три важных аспекта: управление в области использования природных ресурсов, восстановления возобновляемых природных ресурсов Организационная и правовая модели в каждом конкретном случае отражают уровень участия отдельных органов в управлении, их связи с центром и механизм их взаимодействия. Система органов государственного управления окружающей средой объединяет разнообразные органы управления, для которых общим является то, что они осуществляют однородный вид деятельности – государственное управление в области использования, охраны природных объектов, ресурсов и окружающей среды в целом. Система органов управления окружающей средой строится в соответствии с задачами и функциями, которые охватывают такие направления, как учет природных ресурсов, организация мониторинга окружающей среды, осуществление планирования и научного прогнозирования в области использования, воспроизводства и охраны природных объектов и ресурсов, проведение экологического контроля, обеспечение экономической эффективности производства, связанного с природопользованием. Система органов управления закреплена в законодательных актах. Анализируя изложенное, приходим к выводу, что система органов управления природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность организаций, учреждений, органов, выполняющих однородные задачи, наделенных конкретной компетенцией, имеющих определенное место в системе государственного управления, направляющих свои усилия на осуществление возложенных на них управленческих функций. В качестве основного элемента системы управления рассматривается орган управления, наделенный определенной компетенцией. При установлении компетенции органа управления природопользованием и охраной окружающей среды важным моментом является достижение необходимого соответствия между функциями и полномочиями. Во-первых, содержание полномочий в полной мере должно вытекать и обусловливаться содержанием функций соответствующего органа управления. Во-вторых, объем полномочий должен соответствовать объему осуществляемых функций, эффективно обеспечивать реализацию каждой функции относительно каждого объекта управления. Следует отметить, что распределение компетенции между различными органами определяется функциональным назначением и характером выполняемых задач. В соответствии с компетенцией происходит классификация органов управления природопользованием и охраной окружающей среды. Они подразделяются на органы общей, специальной, межведомственной и отраслевой (ведомственной) компетенции. Органы общей компетенции наряду с управлением в исследуемой области осуществляют также управление многими другими видами деятельности и отраслями экономики. К таким органам относятся Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, областные, городские, районные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы. Характерной чертой органов специальной компетенции является то, что содержание их компетенции определяется в основном или исключительно возлагаемыми на них функциями управления природопользованием, воспроизводством, охраной и защитой одного или нескольких природных объектов. К ним относятся: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды; Министерство по чрезвычайным ситуациям; Министерство лесного хозяйства и др. Органы управления межведомственной компетенции осуществляют определенные мероприятия, виды природоохранной деятельности по всем природным объектам, независимо от их ведомственной и другой принадлежности. К ним мы можем отнести: Министерство здравоохранения; Министерство внутренних дел и т. д. Властные полномочия органов управления ведомственной компетенции распространяются только на подчиненные структуры. К ним можно отнести: Министерство сельского хозяйства и продовольствия; Министерство обороны. Можно предложить также более простую и доступную классификацию органов управления окружающей средой – на органы общей и специальной компетенции. Управление природопользованием и охраной окружающей среды мы рассматриваем как самостоятельный и специфический институт права, который в различной степени входит или тесно соприкасается с другими отраслями. Управление в рассматриваемой области базируется на определенных принципах: • разделение функций природопользования и охраны окружающей среды; • обеспечение приоритетов, гарантирующих право граждан на благоприятную окружающую среду; • сочетание государственного регулирования с местной инициативой, участием общественности; • подконтрольность органов государственного управления; • гарантирование административного и судебного порядка обжалования решений органов управления; • ответственность органов управления и государства за решения, приведшие к отрицательным последствиям в области окружающей среды; • информирование и гарантирование права на получение достоверной информации в области окружающей среды; • научная обоснованность и экспертиза принимаемых решений.
|