![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Механизм государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды
Механизм управления природопользованием и охраной окружающей среды включает методы, формы, функции управления и систему государственных органов, осуществляющих такое управление. Вопрос о методах управления относится к числу дискуссионных. Так, Ю.М. Козлов рассматривает методы управления как способы воздействия управляющих на управляемых, субъекта управления на его объект54. А.Е. Лунев указывает, что методы управления – это способы воздействия на управляемых в целях наиболее правильного и оперативного решения задач, стоящих перед аппаратом управления5. По-разному в юридической литературе дается и классификация методов управления. Г.В. Атаманчук выделяет морально-идеологические, социально-политические, экономические и административные методы. В.А. Юсупов и Н.А. Волков классифицируют методы управления на методы политического воздействия, административные, экономические, социально-психологические и индивидуально-психологические. Ю.М. Козлов подразделяет методы управления на: внеэкономического воздействия и экономического воздействия, или административные, экономические и моральные. Методы управления природопользованием и охраной окружающей среды подразделяются на: • административные, т. е. прямой приказ, обеспечиваемый возможностью государственного принуждения; • экономические, т. е. создающие непосредственную материальную заинтересованность в выполнении предприятиями, организациями, трудовыми коллективами, гражданами решений органов управления природопользованием и охраной окружающей среды; • методы морального стимулирования, которые реализуются как посредством применения мер поощрительного характера, так и в форме воздействия на нарушителей. Форма управления природопользованием и охраной окружающей среды означает юридический способ внутренней организации управленческой деятельности и внешнего организационного воздействия на управляемые объекты. В качестве форм управления выступает правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность государства. Управление природопользованием и охраной окружающей среды означает выполнение целого комплекса специфических функций, связанных с экологическими отношениями. Среди ученых встречаются, в некоторой степени близкие взгляды на содержание, виды и тенденции развития функций управления природопользованием и охраной окружающей среды. Они позволяют рассматривать функции управления природопользованием и охраной окружающей среды как наиболее характерные, специфические по содержанию обособленные виды деятельности, воздействующие на экологические отношения и связи, составляющие единый хозяйственный механизм. Все функции управления природопользованием и охраной окружающей среды можно подразделить на общие функции и функции, присущие управлению в рассматриваемой области. К функциям управления в области охраны окружающей среды и природопользования относятся: • стандартизация и нормирование в области охраны окружающей среды; • планирование в области охраны окружающей среды и природопользования; • лицензирование в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды; • мониторинг окружающей среды; • учет в области окружающей среды; • государственная экологическая экспертиза; • экологическая сертификация; • контроль в области охраны окружающей среды и природопользования; • разрешение споров в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
|