![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Интенсификация обучения и проблемное обучение
Интенсификация обучения продолжает оставаться одной из ключевых проблем педагогики высшей школы. Интенсификация обучения - это передача большего объема учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний. Для успешной интенсификации учебного процесса следует разрабатывать и внедрять научно обоснованные методы руководства познавательным процессом, мобилизующие творческий потенциал личности. Повышение темпов обучения может быть достигнуто путем совершенствования: • содержания учебного материала; • методов обучения. Рассмотрим параметры, способствующие оптимизации содержания учебной дисциплины: • рациональный отбор учебного материала с четким выделением в нем основной базовой части и дополнительной, второстепенной информации; соответствующим образом должна быть выделена основная и дополнительная литература; • перераспределение по времени учебного материала с тенденцией изложения нового учебного материала в начале занятия, когда восприятие обучаемых более активно; • концентрацию аудиторных занятий на начальном этапе освоения курса с целью разработки конкретных разделов дисциплины, необходимых для организации самостоятельной работы; • рациональную дозировку учебного материала для многоуровневой проработки новой информации с учетом того, что процесс познания развивается не по линейному, а по спиральному принципу; • обеспечение логической преемственности новой и уже усвоенной информации, активное использование нового материала для повторения и более глубокого усвоения пройденного; • экономичное и оптимальное использование каждой минуты учебного времени. Совершенствование методов обучения обеспечивается путем: • широкого использования коллективных форм познавательной деятельности (парная и групповая работа, ролевые и деловые игры и др.); • выработки у преподавателя соответствующих навыков организации управления коллективной учебной деятельностью студентов; • применения различных форм и элементов проблемного обучения; • совершенствования навыков педагогического общения, мобилизующих творческое мышление обучаемых; • индивидуализации обучения при работе в студенческой группе и учет личностных характеристик при разработке индивидуальных заданий и выборе форм общения; • стремления к результативности обучения и равномерному продвижению всех обучаемых в процессе познания независимо от исходного уровня их знаний и индивидуальных способностей; • знания и использования новейших научных данных в области социальной и педагогической психологии; • применения современных аудиовизуальных средств, ТСО, а при необходимости - информационных средств обучения. Интенсификацию обучения можно считать одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности. Процессы интенсификации базируются на взаимодействии индивидуально-психологических и коллективно-психологических факторов в учебной деятельности. Вместе с тем, главная задача современного образования видится в овладении специалистов методологией творческого преобразования мира. Процесс творчества включает, прежде всего, открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решения. В связи с этим проблемное обучение как творческий процесс представляется в виде решения нестандартных научно-учебных задач нестандартными же методами. Если тренировочные задачи предлагаются учащимся для закрепления знаний и отработки навыков, то проблемные задачи – это всегда поиск нового способа решения. Как категория диалектической логики, проблема отражает диалектические противоречия в познаваемом объекте в процессе его исследования. Как категория психологическая, она отражает противоречия и у субъекта при познании объекта. Одна и та же проблема разными людьми или разными группами людей может восприниматься по-разному, вызывать затруднения в ее осмыслении, осознаваться как проблемная задача, в которой сформулирована суть проблемы и намечены этапы ее решения, и т.д. Проблемным обучением можно назвать обучение решению нестандартных задач, в ходе которого обучаемые усваивают новые знания, умения и навыки. Формирование профессионального мышления студентов – это по сути дела выработка творческого, проблемного подхода. Вузовская подготовка должна сформировать у специалиста необходимые творческие способности: • возможность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему; • способность выдвинуть гипотезу, найти или изобрести способ ее проверки; • собрать данные, проанализировать их, предложить методику их обработки; • способность сформулировать выводы и увидеть возможности практического применения полученных результатов; • способность увидеть проблему в целом, все аспекты и этапы ее решения, а при коллективной работе - определить меру личного участия в решении проблемы. Структурным компонентом проблемного обучения является проблемная ситуация. Примерами проблемных ситуаций, в основу которых положены противоречия, характерные для познавательного процесса, могут служить: • Проблемная ситуация как следствие противоречий между школьными знаниями и новыми для студентов фактами, разрушающими теорию. • Понимание научной важности проблемы и отсутствие теоретической базы для ее решения. • Многообразие концепции и отсутствие надежной теории для объяснения данных фактов. • Практически доступный результат и отсутствие теоретического обоснования. • Противоречие между теоретически возможным способом решения и его практической нецелесообразностью. • Противоречие между большим количеством фактических данных и отсутствием метода их обработки и анализа.
|