![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информационные технологии обучения ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
II Международный конгресс ЮНЕСКО " Образование и информатика" (1996) стратегическим ресурсом в образовании объявил информационные технологии. Компьютер, телекоммуникационные и сетевые средства существенно изменяют способы освоения и усвоения информации, открывают новые возможности для интеграции различных действий, тем самым способствуют достижению социально значимых и актуальных в современный период развития общества целей обучения. Информационные технологии обучения определяют как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. В качестве классификационных признаков программно-технических средств, используемых в образовании, можно выделить: • дидактическую направленность; • программную реализацию; • техническую реализацию; • предметную область применения. Рассмотрим в качестве примера классификацию по дидактической направленности. В литературе встречается несколько подходов к классификации компонентов программно-аппаратных комплексов по дидактической направленности. Например, предлагается, прежде всего, классифицировать знания, передаваемые обучающимся с помощью компьютера, следующим образом. Во-первых, существовало деление знаний на явные и неявные. В дальнейшем, с развитием исследований в области искусственного интеллекта, эти знания стали называться артикулируемыми и неартикулируемыми. Артикулируемая часть знаний - это знания, которые легко структурируются и могут быть переданы обучающемуся с помощью порций информации (текстовой, графической, видео и т.д.). Неартикулируемая часть знаний представляет собой компонент знания, основанный на опыте, интуиции и т.п. Эта часть знания охватывает умения, навыки, интуитивные образы и другие части человеческого опыта, которые не могут быть переданы обучающемуся непосредственно, а " добываются" им в ходе самостоятельной познавательной деятельности при решении практических задач. Опираясь на такую классификацию знаний, можно классифицировать образовательные программно-аппаратные комплексы. Технологии, положенные в основу этих комплексов и применяемые для поддержки процесса обучения артикулируемой части знаний, являются декларативными. К ним целесообразно отнести: • компьютерные учебники; • учебные базы данных; • тестовые и контролирующие программы и другие компьютерные средства, позволяющие хранить, передавать и проверять правильность усвоения обучающимся информации учебного назначения. Возможен и другой подход к классификации программно-технических средств по дидактической направленности. В этом случае современные компьютерные технологии обучения также делятся на два класса: • системы программированного обучения; • интеллектуальные системы обучения. Технология программированного обучения предполагает получение обучающимся порций информации (текстовой, графической, видео – все зависит от технических возможностей) в определенной последовательности и обеспечивает контроль за усвоением в точках учебного курса, определенных преподавателем. Интеллектуальные системы обучения отличаются такими особенностями, как адаптация к знаниям и особенностям учащегося, гибкость процесса обучения, выбор оптимального учебного воздействия, определение причин ошибок учащегося. Для реализации этих особенностей интеллектуальных систем обучения применяются методы и технологии искусственного интеллекта. Структура интеллектуальных систем обучения содержит общие и специальные знания трех классов: • о предметной области; • о стратегии обучения; • об учащемся (модель обучающегося). В интеллектуальных системах обучения эти знания представлены в соответствующих базах знаний с помощью различных методов и средств. При этом в модели обучающегося выделяются три компонента, каждый из которых включает процедурную и декларативную составляющую: • база знаний обучающегося; • диагностика его знаний и выполняемых заданий; • алгоритм формирования новых заданий. Модель обучающегося постоянно обновляется в ходе обучения в соответствии с изменениями отражаемых ею характеристик обучаемого. Деление технологий разработки программно-аппаратных комплексов на системы программированного обучения и интеллектуальные системы обучения не может быть строгим, так как системы одного класса могут включать в себя и элементы другого. Для реализации интеллектуальных систем обучения используются следующие средства: • экспертные системы; • гипертекстовые системы; • системы мультимедиа; • программы деловых игр; • динамическая графика и анимация. Можно выделить следующие основные виды программно-методических комплексов: • поддержки лекционного курса; • моделирования процесса или явления; • моделирования функционирования технической системы (обучение ее использованию и (или) управлению); • тестовые и контролирующие программно-методические комплексы; • электронный учебник; • сборники и генераторы задач; • справочные информационные системы; • игровые учебные программы; • интегрированные обучающие системы; • экспертные интегрированные программно-методические комплексы.
|