Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Помогите детям, которым трудно сделать выбор
Детей, которым трудно сделать выбор, можно разделить на три группы:
¨ Те, которые отказываются сделать выбор. ¨ Те, которые оказывают сопротивление конкретному варианту. Когда им предлагают выбор А или Б, они выбирают В. ¨ Те, у которых часто меняется мнение. Когда им предлагают выбор А или Б, они выбирают А, затем переключаются на Б, потом опять на А и т. д.
Прежде чем читать дальше, подумайте о том, как поступаете вы. У вас бывали моменты, когда вы вообще отказывались сделать выбор, или сто раз изменяли свое мнение, или уклонялись от вариантов выбора, которые предлагала вам жизнь? Поразмыслив о собственных поступках, вы лучше поймете своих детей. На многих уровнях, особенно эмоциональном, вы не так уж и отличаетесь от них. Помогите детям, которые отказываются от выбора Семилетней Лизе был предложен выбор — положить рюкзак в парту или повесить его на крючок. Лиза немного постояла, уставившись на учительницу, и вдруг начала плакать. Для девочки принять решение оказалось невероятно трудным. Возможно, и с вами случается что-то похожее. Находясь под шквалом стрессовых ситуаций, вы когда-нибудь испытывали такое чувство, что еще одно событие — и вы не справитесь с собой? У тех детей, которым принятие решений кажется делом очень трудным, внутри назревает невероятное беспокойство. Это состояние как бы выражает их образ мышления: «Мой мир подавляет меня». А чувство беспокойства и растерянности могло возникнуть из-за проблем в развитии. Представьте, что длина вашей руки меняется изо дня вдень, а ваш словарный запас через месяц пополняется вдвое — такие быстрые изменения былибы невероятно утомительными. Беспокойство, которое испытывала Лиза, возможно, брало корни в каких-то стрессовых ситуациях жизни: в переезде на новое место или смерти кого-то из членов семьи. Оно могло возникнуть также из-за ежедневных негативных впечатлений — из-за недовольства ребенка родителями или самим собой; смены учителей, драки с друзьями или издевок старшего брата или сестры. В зависимости от темперамента одни дети легко поддаются унынию, другие как будто свободно несутся по жизни. Не боритесь с темпераментом ребенка. Лучше научитесь правильно реагировать на его действия. Чтобы помочь детям, которым трудно сделать выбор, я предлагаю следующее:
¨ Укажите ребенку на те случаи в течение дня, когда он делает выбор. Например, когда он решает сделать рисунок мелками, скажите: «Я вижу, ты сделал выбор порисовать сегодня». При каждом удобном случае показывайте ребенку, что он делает выбор. Возможно, при этом малыш посмотрит на вас, как бы говоря: «Ну и ну!» И это здорово. Это значит, что он осознает свои действия. Лобные доли его мозга развиваются. ¨ Предложите ребенку незначительные варианты выбора, включающие близость с вами. Например, скажите: «Мервин, держись за мою руку, когда мы переходим улицу. Ты можешь выбрать, за какую руку держаться — за левую или за правую. Какую выбираешь? Ты выбрала правую! Я люблю ходить, держась за руки». Выбор требует самостоятельности, и некоторых детей в определенные периоды времени это пугает. Чтобы облегчить процесс осознания ребенком его самостоятельности, используйте в качестве отправной точки теплые отношения. Как только малыш справится с выбором в рамках ваших отношений, предложите ему дальнейший выбор. Скажите: «Кого ты хочешь пригласить поиграть сегодня после обеда — Майю или Джастин?» ¨ Создайте модель принятия ошибок. Дети, которые отказываются делать выбор, возможно, боятся разочаровать других или ошибиться. Приведите им реальный пример того, что каждый может оступиться. Вашему ребенку нужно увидеть, что вы тоже делаете ошибки, прощаете себя, а потом выбираете другую, правильную стратегию, то есть учитесь на своих ошибках. Чтобы сформировать этот навык (когда вы сделали ошибку), вы можете использовать метод «размышления вслух». Когда вы размышляете вслух, вы разговариваете сами с собой, выражая свое отношение к случившемуся, что позволяет ребенку услышать, как вы анализируете ошибку. Вот вам сценарий. Отец говорит: «Где моя отвертка? Вы, дети, всегда берете мои инструменты без разрешения. Кто взял отвертку? А ну, признавайтесь! Она у меня была — я не теряю своих вещей. Нужно с уважением относиться к имуществу других людей. То кино, которое вы хотели посмотреть, теперь снимается с повестки дня». «Но папа...» — хочет возразить дочь, и отец тут же перебивает ее: «Никаких «но папа»! Вам лучше прежде подумать, чем брать все, что попадается под руки». Тогда вступает в разговор сын: «Папа, ты брал отвертки к бабушке, когда ездил завинтить шурупы в ее горке для посуды». Отец понимает, что допустил серьезную ошибку. Он не только обвинил детей, но и злобно нападал на них. Он понимает, что сейчас самое подходящее время использовать метод «размышления вслух». Высказывая вслух свои мысли, он говорит: «Да, я сделал большую ошибку. Я разозлился из-за пропавшей отвертки. Дело в том, что я был сильно расстроен. Сегодня на меня накричал мой босс. Я чувствовал себя таким взбешенным, что выместил свои чувства на вас двоих. Я обвинил вас и старался вызвать у вас такие же чувства, какие испытывал сам. Я прошу у вас прощения. Дети, я сожалею, что вел себя скверно. В следующий раз, когда я буду расстроен, я постараюсь просто сделать пару глубоких вдохов и подумать, прежде чем говорить». Размышляя вслух, отец сформулировал метод, как конструктивно справиться с ошибками. Он создавал модель, как учиться на ошибках и брать обязательство изменить свое поведение. Многих детей учат, что, независимо от того, что они сделали, извинение устранит проблему. Дети должны узнать, что хотя это и важно — выражать сожаление о своих проступках, они должны также (и это гораздо важнее) изменить неправильную линию поведения. Помогите детям, которые противятся выбору: сопротивление, связанное с процессом развития, и сопротивление, укоренившееся в раннем возрасте Некоторые дети используют варианты заранее определенного выбора, который вы предлагаете, как благоприятную возможность для борьбы сил («кто кого»). Такие дети, когда им предлагают два варианта, обычно создают третий вариант, чтобы попробовать взять ситуацию под свой контроль. Когда их просят выбрать вариант А или Б, они выбирают В. Вы могли бы сказать, например: «Золотце, у тебя есть выбор. Когда мы пойдем в торговый центр, ты можешь просто идти рядом со мной или держать меня за руку. Что ты выбираешь?» В этом случае ваш строптивый ребенок может просто убежать от вас. Или если ему предложить выбор между молоком и соком, строптивый ребенок может потребовать компот. Прежде чем мы приступим к обсуждению, как справиться со строптивым ребенком, вам нужно понять, почему для него так много значит контроль. Какие события в жизни ребенка могут подтолкнуть его противодействовать всему, что предлагают взрослые? Есть два объяснения этому: либо ребенок сопротивляется по привычке, поступая так, потому что это связано с процессом его развития; либо он где-то этому научился.
|