Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Помогите детям, которые все время меняют свое мнение
Папа Кейтлин спросил ее, что она выбирает в качестве полдника: молоко или сок? Девочка выбрала молоко. Но когда он принес молоко, Кейтлин отодвинула стакан и сказала: «Нет, сок». Папа принес сок, но девочка сказала; «Я хочу молоко». Понятно, что папа готов был вылить оба стакана ей на голову. У детей подобных Кейтлин, возможно, есть проблема с чувством самоуважения. В такие моменты нерешительности у них в силу ряда причин плохое мнение о себе или о том мире, в котором они живут. Девочка могла быть просто уставшей, или подавленной какой-нибудь серьезной семейной проблемой, или у нее неудачно сложилось утро. И своей нерешительностью в выборе напитка Кейтлин пыталась взять под контроль отца и собственное окружение. Дети, которые выбирают вариант В, когда им предоставляется выбор из вариантов А или Б, вступают в открытое противоборство. Их даже можно было бы назвать агрессивными или (как в случае с Кейтлин) пассивно-агрессивными. Вместо прямых и активных средств управления другими людьми они используют пассивность. Помощь этим детям начинается с анализа причин. Вот первый вопрос, который папа Кейтлин мог бы задать себе: эта проблема результат процесса развития ребенка или она была усвоена в раннем возрасте? Или эта нерешительность является чем-то новым в ее поведении? Это «хочу-не хочу» явление случайное или хроническое? Когда неспособность сделать выбор появляется ни с того ни с сего и случается нечасто, возможно, это результат того, что ребенок временно находится под давлением стресса. В процессе развития, когда дети испытывают стресс, они регрессируют, то есть возвращаются к такому поведению, которого вы могли бы ожидать только от детей младшего возраста. А когда у детей начинается регресс, помогут приказания утвердительным тоном, а не предоставление свободного выбора. Папа мог бы сказать: «Кейтлин, тебе трудно сегодня сделать выбор. Вот молоко. Выпей его, если хочешь». Приказания учат детей тому, что они должны делать, в то время как предоставление выбора учит их, как принимать решения и выполнять взятые на себя обязательства. Было бы глупо учить шестимесячного младенца принимать решения, и то же самое можно сказать о детях, находящихся под влиянием сильного стресса; их развитие временно идет вспять. Если данная проблема носит хронический характер, то можно предположить, что это заученное поведение: ребенок получает больше внимания, когда капризничает (меняет одно мнение на другое), чем когда вступает в дружеское взаимодействие со взрослым. Если вы живете в режиме «поспеши!», тогда умерьте свой пыл, попытайтесь понять ребенка и приветствуйте его выбор, чтобы побудить его сотрудничать с вами. Используйте силу внимания (то, на чем вы сосредоточиваетесь, вы получаете в наибольшей мере).
|