![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сопереживание: старайтесь понять причину раздражения и истерики
Я обожаю смотреть Олимпийские игры. Однажды вечером во время зимних Олимпийских игр 1998 года я и моя ассистентка ехали домой во Флориду после проведения загородного семинара. Я рассчитывала приехать домой к 8 часам вечера, чтобы не пропустить трансляцию выступлений на Олимпиаде. Но заполненная автомобилями автострада спутала все мои планы. Недовольство этим обстоятельством просто распирало меня, я решительно отказывалась принять тот факт, что пропускаю Олимпийские игры. Я попросила ассистентку поискать репортаж об играх по радио в машине. Когда она сказала «Не думаю, чтобы это передавали по радио», я взорвалась. Сначала я не приняла ситуацию: «Они должны передавать по радио!» А потом пошла в атаку: «Что это за страна? Мы можем летать на Луну, но не можем обеспечить радиотрансляцию с соревнований?!» Я бушевала и неистовствовала, потому что в этом мире все шло не так, как мне хотелось. Эта вспышка раздражения была не первой в моей взрослой жизни и вряд ли будет последней. С течением лет я заметила, как много таких вспышек бывает у нас, взрослых. Я подсчитала, что взрослые люди поддаются вспышкам раздражения более 50 % времени. Такого рода несдержанность имеет свой диапазон: умеренная (жалобы, сетование, плач), средней силы (словесные нападки посредством критики, обзываний и осуждений) и крайняя (нанесение друг другу побоев). Вспышки раздражения и истерика — это общее название для обозначения эмоционального расстройства, которое происходит у людей, когда все в мире идет не так, как им хотелось бы. Только что научившийся ходить ребенок, который царапает цветным карандашом стены, тут же начинает реветь, когда вы отнимаете у него карандаш. Четырехлетний мальчик, желающий получить хлопушку, игнорирует тот факт, что у вас ее нет. А его девятилетний брат с силой хлопает дверью, когда вы не разрешаете ему переночевать в доме у друга. Тридцатилетняя женщина хочет, чтобы ее дети быстро встали с постели, оделись и позавтракали. И у нее может начаться истерика, если один из детей отказывается надеть штанишки. А 52-летняя бабушка взрывается потоком гневных слов, когда перед ней на автостраде какой-нибудь автомобиль ни с того ни с сего начинает сигналить фарами. Разочарование — трудно преодолимая вещь. Всем нам нужно научиться справляться с разочарованием, и у всех есть достаточно благоприятных возможностей сделать это самим и научить этому детей. И вы получаете такую возможность всякий раз, когда ваш ребенок хныкает, топает ногами или пронзительно кричит. Но чтобы научить детей справляться с недовольством и разочарованием, вам нужно освоить навык сопереживания. Вы должны научить ребенка справляться с недовольством и разочарованием. Я не нахожу слов, чтобы в достаточной степени подчеркнуть важность сопереживания. Сопереживание — это не малодушная вседозволенность и не пассивное принятие проступка. Ваше сопереживание помогает ребенку собраться, побороть недовольство и идти дальше. Когда вы сопереживаете своему расстроенному ребенку, вы помогаете ему восстановить дух сотрудничества и сделать так, как вы просите. Родители часто спрашивают меня: «Как нам заставить своих детей с радостью делать то, что мы хотим и когда хотим?» На этот вопрос у меня, конечно, нет ответа. (Я все еще негодую по поводу отсутствия радиопередач, освещающих Олимпийские игры!) Однако я знаю несколько полезных подходов. Во-первых, используйте силу принятия: этот момент таков, каков он есть. Только в том случае, если вы примете данный момент, вы сможете предложить сопереживание другим людям, оставаясь в достаточной степени раскрепощенным, чтобы трезво оценить ситуацию другого человека. Когда вы оказываете сопротивление тому, что есть, вы настолько запутываетесь в собственной проблеме, что ни до кого другого вам уже нет дела. Во-вторых, избавьтесь от тщетных ожиданий, что ваш ребенок откажется от того, чего хочет он, чтобы выполнять ваши желания, да еще будет воспринимать это с радостью. В-третьих, перестаньте пытаться управлять эмоциями ребенка. Дети имеют право испытывать любые эмоции. Без этого они просто не могли бы выразить себя. Эмоции являются стержневой системой, которая помогает отличать правильное от неправильного. И не нужно препятствовать им. Просто научите их выражать эмоции более рационально.
|