Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организованность и хаос: процессы развития
Вы можете сравнить развитие ребенка с ростом бизнеса, который, скажем, вы недавно начали. Всякий бизнес нуждается в определенных базовых системах: компьютерной системе, счетно-вычислительной и телефонной системе. По мере того как ваш бизнес растет, вам нужно будет отлаживать эти системы до тех пор, пока не понадобится их заменить. Тогда вы посылаете потребителям сообщение, в котором говорится: «Пожалуйста, свяжитесь с нами, так как мы обновляем наши системы, чтобы лучше вас обслуживать». В течение периода замены оборудования будет превалировать некоторый беспорядок, потому что вы будете обучать каждого работника в компании тому, как пользоваться новыми системами. Наемные служащие будут делать это без особого желания, так как обучение — это тяжелая работа, обслуживание потребителей, возможно, и прибыль пойдут на спад. Но как только новые системы будут окончательно освоены и начнут четко работать, ваш бизнес начнет действовать белее эффективно, и обслуживание потребителей значительно улучшится. А через какое-то время этот цикл повторится... если будет продолжаться рост. Подобный процесс происходит и с детьми по мере их взросления. Этапы хаоса предшествуют этапам организованности и порядка. На одном этапе ваш ребенок может делать успехи (подъем) в деле развития некоторых способностей, а потом потребуется «новая система». Во время ее «отладки» может преобладать хаос, и поведение вашего ребенка будет отвратительным. Навыки, которыми он, как казалось, овладел, неожиданно становятся неприемлемыми. Вам придется игнорировать голос, который звучит в вашей голове: «И когда он только поумнеет». Вслед за расхлябанным состоянием последует период относительно спокойного, организованного поведения, в течение которого ребенок будет демонстрировать новые или более разумные навыки. Циклы развития детей — организация — хаос — снова организация — происходят приблизительно каждые шесть месяцев начиная с 15-месячного возраста (с первого периода хаоса). Двухлетние дети по сравнении с 18-месячными — просто ангелочки. Однако дети двух с половиной лет уже поистине проблема для своих родителей. Трехлетние дети кажутся очаровательными и сообразительными, а потом наступает следующий ужасный период (три с половиной года) полного противодействия. Вспомните собственную жизнь, и вы увидите те же самые циклы. Разве не было периодов, когда вы были уверены в себе и точно знали, что вы делали и чего хотели, которые перемежались периодами, когда вы полностью теряли ход мысли? У всех бывают периоды, когда наша уверенность в себе и чувство, что мы контролируем свою жизнь, вдруг исчезают, и мы находимся в полной растерянности. Мы знаем, что этапы дезорганизации должны происходить перед тем, как ребенок сможет передвинуться к стадиям более высокой организации. Но никто не может определить, когда эти этапы произойдут у каждого конкретного ребенка. Вы не можете также предвидеть, до какой степени будет «распускаться» ваш ребенок вовремя неорганизованных периодов или насколько гладкими будут периоды реорганизации. Кажется, что некоторые дети всегда живут в состоянии хаоса. Даже в спокойные периоды они создают проблемы себе и окружающим. А другие дети, кажется, наслаждаются жизнью и всегда расположены к дружескому взаимодействию. В «хаотические» периоды кажется, что у них просто плохое настроение. Эти вариации отражают аспекты врожденного темперамента ребенка, Одна мать вспоминала, что когда родился ее третий ребенок и медсестра положила его ей на живот, он поднял головку и ручки, посмотрел на нее и заорал. В детстве он всегда был крикливым и требовательным. Теперь, уже будучи молодым человеком, его характерные черты проявляются в решительности и лидерских способностях. В общем периоды дезорганизации показывают, что по большей части все процессы имеют внутренний характер. Это истинно в бизнесе и в общении с детьми. Люди хватаются за новые концепции и новую информацию. Они стараются быстро научиться и используют новые средства, чтобы ускорить данный процесс. Ребенок, находящийся на середине эволюционного пути, может показаться упрямым, а иногда даже наглым. Его внутренняя борьба снижает способность к дружескому взаимодействию. И чем сильнее борьба, тем слабее взаимодействие. Вы, вероятно, наблюдали этот же феномен в себе. Чем больше у вас проблем, тем более раздражительными и несговорчивыми вы становитесь. «ТОЧКИ РАЗДРАЖЕНИЯ»
Я называю некоторые типы поведения, отражающие нормальные процессы развития, «точками раздражения:»-. Вы могли бы также назвать их родительскими «горячими точками». Родители не рождаются с этими точками. Фактически они вводят их сами, «приклеиваясь» к определенным убеждениям. Когда родители приравнивают скверное поведение к неуважению, они определенно настраивают себя на раздражительность, которую вызывают типичные проблемы, связанные с развитием ребенка. Если вы считаете, что ребенок теперь должен быть более сообразительным, то вы создаете неоновые кнопки, которые «кричат», чтобы на них нажали. Как вы узнаете, что ваши кнопки нажаты? Вы полностью забыли о семи силах для самоконтроля. Вот предупреждающие сигналы: ♦ Вы ведете себя как типичная психопатка: кричите, угрожаете, торгуетесь, умоляете, просите, награждаете шлепками, задабриваете или плачете. ♦ Утрачивая силу внимания, вы сосредоточиваетесь на том, что плохо и что ваш ребенок не делает. ♦ Вы приписываете своему ребенку негативное намерение: «Она делает это, чтобы поквитаться со мной». Когда вы приписываете ребенку такого рода негативное намерение, ваша сосредоточенность перемещается с ребенка и пути его развития на вас самих и на то, каким образом, по вашему предположению, ребенок старается вас расстроить. Вы забываете о силе любви. ♦ Вы обвиняете ребенка в своем расстроенном состоянии и пытаетесь заставить его с помощью чувства вины, страха или применения силы почувствовать себя плохо. Вы отказываетесь овладеть собственным расстройством и использовать силу восприятия. ♦ Вы забываете силу принятия (этот момент таков, каков он есть), и в голову вам приходят следующие мысли: «Этому ребенку следовало бы быть более сообразительным». «Я не обязана делать постоянные напоминания. В этом возрасте ей следует уже самой вставать «Мне не следовало бы повторять ей это снова. Она должна делать то, что я говорю». Вы встревожены и задаетесь вопросом, что случилось? Что я сделала не так, что заставило моего ребенка поступить подобным образом (забывая силу доброй воли)? Как может такая очаровательная в течение месяца девочка стать вдруг монстром в следующем месяце? Если она так скверно ведет себя сейчас, то что с ней будет в подростковом возрасте? Проецируя страх на будущее, вы хотите испытать чувство своей обособленности, утратив силу единства, которая удерживает вас вместе. Когда человек развивается, его поведение переходит от организованного к хаотическому, затем опять к организованному, но на более высоком уровне. Этот процесс циклический, а не линейный.
Далее мы обсудим четыре этапа детского развития: младенчество, период, когда ребенок только начинает ходить, дошкольный период, школьные годы. Кроме того, я опишу «точки раздражения», типичные для каждого этапа. Это поможет вам увидеть контекст, в котором развивается поведение детей.
|