Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дошкольники: возраст от трех до пяти
Основной задачей, касающейся развития ребенка, которая встает перед всеми дошкольниками, является приобретение силы и осознание своей индивидуальности. У дошкольников продолжается процесс отделенности от других. Они познают свой мир, себя, собственное тело и свой пол. В отношении причины и следствия они начинают узнавать, что их поведение приводит к каким-то последствиям. Дети определяют свое место в группе и практикуют социально приемлемое поведение. Они учатся отличать вымысел от реальности и выясняют, где у них есть сила, а где нет. Как по-вашему, откуда ребенок узнает так много? От вас! Повторение проб и ошибок. Дошкольники повторяют те действия и теми способами, которые оказывают влияние на других, а потом наблюдают за последствиями. Они должны производить эти поведенческие эксперименты по много раз для того, чтобы обработать полученную в результате информацию и усвоить знания. В поиске знаний о силе и контроле дошколята пробуют все виды тактики. Учителя обычно слышат: «А мама сказала, что я могу» или «Мой папа всегда позволяет мне делать то, что я хочу». И наоборот, родители слышат: «Учительница никогда не заставляет меня спать днем». Это не намеренная ложь. Это приукрашенное принятие желаемого за действительное. Когда дошколята борются с проблемами, связанными с силой {что это, как оно используется, кто имеет это), многие из них прибегают к «высшей силе», такой как «Так говорит моя мама». Вот пример. Кассандра и Мэгги пытаются выяснить, как можно оказать воздействие друг на друга. Кассандра, большая и доминирующая фигура, и Мэгги, обычно застенчивая и чувствительная, каждый день играют вместе. Но сегодня Мэгги не в настроении все время выполнять приказания. «Ты будешь ребенком, — сказала Кассандра Мэгги. —-А я буду мамой, которая собирает тебя в школу. Ложись в постель. Я тебе скажу, когда вставать». Мэгги вытягивается на кушетке и притворяется, будто спит. Вскоре Кассандра говорит авторитетным голосом: «Вставай, дитя. Пора идти в школу. Садись на этот стул и позавтракай». Мэгги встает, идет к столу и кричит: «Принеси мне сейчас же еду! Я хочу есть!» Это раздражает Кассандру, и она говорит: «Но ты не можешь говорить — ты еще маленькая». Тогда Мэгги возражает: «Я не хочу быть маленькой. Я хочу быть большой». «Но ты должна быть маленькой, — настаивает Кассандра. — Если будешь послушной, я буду с тобой дружить». Мэгги не обращает на нее внимания и играет с лентой. «Мой папа сказал, что ребенком должна быть ты, так что иди обратно на свой стул», — говорит Кассандра, уперев руки в бока. Мэгги выглядит испуганной, но все равно повторяет: «Я умею разговаривать». Тогда Кассандра взрывается: «Ты мне больше не подруга и не приходи на мой день рождения». Мэгги, которая к тому моменту уже плачет, бормочет: «Ну и что, зато у меня есть новая Барби». Кассандра бьет Мэгги, а потом бежит жаловаться матери: «Мэгги не хочет играть по правилам». Мэгги идет вслед за ней и тоже жалуется: «Она ударила меня». Это типичная ситуация для детей четырех-пяти лет. Девочки пытались померяться силами и оказать влияние друг на друга. Однако в отличие от недавно начавших ходить малышей они не бьют сразу, не вырывают друг У друга вещи и не устраивают истерик, потому что действительно хотят играть вместе. Тем не менее навыки, которыми они обладают для воздействия друг на друга, все еще незрелые. Взрослые должны научить их этому.
|